Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

О кровопролитии в Бомбее

Темы: Заповеди, Убийство, Смерть, Бенцион Зильбер, Зло

Отложить Отложено

Как могло быть, что заложники в Бомбее погибли, выполняя мицву? Инна, Йерухам

Отвечает рав Бенцион Зильбер

Разумеется, произошла страшная трагедия. Погибли люди, которые поехали в далёкие заброшенные места, одни — распространять там еврейство среди евреев, другие — выяснить кошерность продуктов. И они погибли (см. сказанное об Ишмаэле в Торе — Бэрейшит 16, 12).

С одной стороны, в трактате Псахим, 8 б, сказано: «Тем, кто отправляется в путь, чтобы выполнить мицву, не будет причинено вреда ни по пути туда, ни по пути обратно (кроме случая, когда опасность там часта)» (Шлухэй мицва эйнам низаким). С другой стороны, в трактате Шабат, 118 б, приводится высказывание рабби Йосэй: «Пусть будет доля моя с теми, кто умирает, идя выполнять мицву» (Йеэ хэльки ми-мтэй бэ-дэрех мицва).

Если с теми, кто отправляется в путь, чтобы соблюсти заповедь, не может случиться несчастья, как мы можем понять слова рабби Йосэй? Маарша (рабби Шмуэль-Элиэзер, сын рабби Йеуды а-Леви, выдающийся комментатор Раши и Тосафот, 16-й век) так отвечает на этот вопрос: человек умирает, идя выполнять мицву, но не из-за этого, не потому, что шёл выполнять мицву. Значит, были какие-то расчёты Небес, в соответствии с которыми ему предстояло умереть; он бы умер, даже если бы не отправился в этот путь.

Когда человек погибает от руки «царства», душа его поднимается на недосягаемо высокий уровень. Сказано в трактате Бава Батра 10 б: «Там [на том уровне], где находятся убитые царством, ни один человек не может находиться». Спрашивает Гмара: «О ком здесь говорится? Если о рабби Акиве и тех, кто был казнён вместе с ним, то разве они достигли такого уровня только потому, что их казнили? Понятно, что и без этого [даже если бы они умерли в свой срок в своей постели, ни один человек не мог бы находиться на их уровне]. А речь здесь идёт об убитых в Луде». Объясняет Раши: «Убитые в Луде — Лулианус и Папус, братья, которых казнил преступный Турьянус в Лаодикее (Лудкии), как сказано в трактате Таанит (18 б): вышло повеление уничтожить всех евреев, поскольку дочь царя найдена была убитой и в убийстве подозревали евреев. И встали эти братья, и сказали: «Что у вас против евреев? Это мы убили её«».

Люди, погибшие в Бомбее, также погибли от рук убийц-неевреев. Определённо, они находятся на недостижимо высоком уровне.

Следует также помнить, что смерть праведников искупает грехи всех евреев и отводит, таким образом, массу бед. Мы не знаем расчётов Небес, но если бедствие постигло «посланцев мицвы», значит, на Небесах есть серьёзные претензии к нашему поколению, и надо стремиться увеличить заслуги поколения.

С уважением, Бен-Цион Зильбер

Читайте: Праведник, которому плохо, и грешник, которому хорошо

Материалы по теме


Еврейская традиция говорит, что Вс-вышний вместе с народом Израиля радуется празднику Торы — Симхат Тора. Читать дальше

Шмини Ацерет и Симхат Тора

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Кончился пир • Когда приговор скрепляется печатью • Молитва о дожде • Чудесная сила дождя • Симхат Тора • Цикл чтения Торы • «Четыре локтя «Галахи»» • Над временем • Обычаи Симхат Торы • «Исру Хаг» • Благословение месяца • Суббота «Берешит»

Суккот

Н. Изаксон

Мидраши и рассказы на темы праздника Суккот.

Суккот. Будем веселиться и радоваться в Симхат Тора

«Оцарот»

Будем веселиться и радоваться в Симхат Тора

Симхат Тора

Разные авторы

Симхат Тора и Шмини Ацерет — это один и тот же праздник. Только в диаспоре, где праздничных дней всегда два, первый день посвящают празднику Шмини Ацерет и молитве о дожде, а второй день — целиком Симхат Торе. В Эрец Исраэль, где все праздники продолжаются один день, Симхат Тора — праздник Торы — является частью праздника Шмини Ацерет.