Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Всякий, кто нуждается в милостыне и не сможет выжить, если не будет ее принимать, как, например, старик или больной, но из гордости отказывается это делать — такой человек является убийцей и должен будет отвечать за убийство, и все его страдание — грех и преступление.»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни

Почему обрезание младенцу делают именно на восьмой день?

Темы: Числа, Обрезание

Отложить Отложено

Шалом! Можете ли Вы объяснить, почему обрезание младенцу делают именно на восьмой день? Хава

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемая Хава,

Каждое число несёт в себе какое-то глубинное значение. Поэтому, несомненно, нам важно понять, почему Творец повелел делать обрезание именно на восьмой день.

Чтобы ответить на этот вопрос, прежде всего, необходимо понять, что обозначает это число, какой внутренний смысл оно несёт.

Есть три числа, которые «намекают» на наш материальный мир и на его связь с духовным, — 6, 7 и 8. Число 6 связано с материальным миром, поскольку у нашего мира шесть «направлений» — восток, запад, север, юг, верх, низ. (Ещё о числе 6 Вы сможете прочитать в ответе «Каким знаком дьявол метит свои жертвы?»). А число 7 символизирует духовность, поскольку 7 — точка, из которой исходят эти шесть «направлений», которая даёт жизнь всему материальному. Именно поэтому большинство духовных явлений «основаны» на числе 7. Например, шабат — седьмой день, шмита — седьмой год, праздник Песах и празник Суккот — семь дней. (См. об этом также «Что обозначает шестиконечная звезда?»).

Число же 8 обозначает чудесную способность материального превращаться в духовное.

Эту связь мы сможем проследить, обратившись к заповедям, связанным с этим числом.

В праздник Суккот мы выходим из нашего «материального» дома и сидим в «тени веры» (так Зоар, Эмор, лист 103а, называет сукку), а на восьмой день можем вернуться в «материальный» дом, «приподняв» материальное на уровень духовного.

То же самое происходит в праздник Песах. В ответе «Какая связь между праздниками Песах и Шавуот» уже говорилось, что хамец, который нам запрещено есть в течение Песаха, символизирует йецер а-ра — те влечения человека, которые имеют материальную основу. Вначале, когда человек только начинает служить Всевышнему, ему следует отдалиться, насколько это возможно, от всех материальных желаний, но, получая Тору, он приобретает возможность направить все материальные желания в правильное русло и освятить материю. Поэтому праздник Шавуот также приходится на день, следующий за семью неделями (в Традиции число 50 обозначает «высшую» восьмёрку). См. об этом также «Почему в Шавуот приносили два квасных хлеба».

Животное также можно принести в жертву только на восьмой день, как заповедует Тора в главе Эмор (Ваикра 22, 27). Потому, что смысл заповеди жертвоприношения заключается в «возвышении» материального, см. «Неужели вы пойдете воскуривать ягненка».

Похожим образом обстоит дело и с заповедью обрезания, цель которой — дать еврею возможность возвысить материальное до духовного уровня. (И не зря обрезание называется на иврите словом брит, что означает «союз». Исполняя эту заповедь, мы заключаем союз между Творцом и нашей «материей». Именно поэтому заповедь предписывает действие с наиболее «материальной» точкой тела). Поскольку число 8 обозначает возвышение материального до уровня духовного, Творец предписывает делать обрезание именно на восьмой день.

С уважением, Реувен Куклин

Материалы по теме


Шабат Шира называется так потому, что знаменитая Песнь Красного моря — Шират аЯм — входит именно в главу Торы Бешалах, которую читают в синагогах в эту субботу. Сам переход евреев через рассеченные воды Красного моря стал одним из ключевых событий в еврейской истории. Песня моря, которую пел весь народ, вдохновленный пророческим духом, явилась выражением глубокой веры во Всевышнего. Один из обычаев Шабат Шира — это награда птицам, которая им полагается за те события Читать дальше