Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Освобождение от обетов

Принято у евреев в канун Рош аШана произносить просьбу об освобождении от обетов.

Освобождение от обетов — Атарат недарим

В день перед Рош аШана в большинстве еврейских общин принято произносить специальную просьбу — Атарат недарим, то есть освобождение от обетов (иногда переводят как расторжение обетов), чтобы предстать перед судом Всевышнего очищенными от тяжкого греха греха неисполненных обетов, в том числе, обетов просто забытых, и потому оставшихся неисполненными.

Атарат недарим — освобождение от обетовПросьбу освобождения от обетов произносят перед минимум тремя другими евреями

Просьбу освобождения от обетов произносят перед минимум тремя другими евреями.

Обычно церемония освобождения от обетов — Атарат недарим — совершается после завершения утренней молитвы Шахарит.

Поскольку данные нами обеты могут быть расторгнуты только знатоком Торы, необходимо отправиться к нему и рассказать, какие обеты были взяты нами на себя, и объяснить, что если бы мы знали, что не сможем их выполнить (или существует иная причина, по которой мы раскаиваемся в их принятии) — то не стали бы брать их на себя. Тогда знаток Торы говорит нам трижды: «Отпускается тебе». Суть этого отпущения в том, что данные обеты признаются данными по ошибке.

Однако, сегодня просьбу о расторжении обета необходимо произнести перед тремя людьми. Хотя раввин — знаток Торы — в принципе имеет право расторгать обеты единолично, то этим же правом обладают и три простых еврея. А в наше время мы полагаем, что ни один человек не располагает правом расторгать обеты единолично.

На практике поступают так: каждый человек выбирает для себя трех (или больше) других и говорит им, что он раскаивается во всех обетах, принятых им в течение года. Они отвечают ему: «Отпускается тебе».

Существует формула этой церемонии, приводимая в молитвенниках. В этой формуле подробно изложены все проблемы, связанные с обетами, и способ их расторжения.

Тем, кто не знает иврит, лучше произносить освобождение от обетов по-русски. Вот укороченный текст (полный вы можете найти в праздничных молитвенниках — махзорах):

«Слушайте, господа судьи! Я сожалею обо всех обетах, клятвах и обязательствах делать мицву, которые я принял устами или в сердце, и о хороших обычаях, которые я делал три раза и не сказал “бли недер” — без обещаний. Обо всём этом я сожалею и раскаиваюсь изначально. Я не сожалею о добрых делах, которые я делал, но о том, что не сказал “бли недер”. По закону тот, кто просит снять — должен перечислить их, но я не могу это сделать потому, что не помню их. Итак, я сожалею и раскаиваюсь во всех обетах и клятвах изначально и прошу вас снять мне их, и я не прошу вас снять те обеты, которые нельзя снять».

Освобождение от обетов — еврейский обычайВ наше время ни один человек не может расторгать обеты единолично

Освобождение от обетов необходимо делать перед тремя евреями лично. Невозможно это делать по телефону или по скайпу.

А вот заявление об отмене будущих обетов, которое обычно говорят после текста освобождения от обетов, можно произнести и в одиночку.

Стоит добавить, что, согласно обычаю, принятому в сефардских общинах, расторжение обетов производится дважды в год: за сорок дней до Рош аШана, т. е. 19-го Ава, и за сорок дней до Йом Кипура — то есть в новомесячье Элула.

Выводить материалы