Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Биография пророка, который родился у бездетной Ханы после долгой молитвы. Шмуэль был праведным судьей и защитником евреев.

Шмуэль бен Элькана (שמואל הנביא; 2831—2883 гг. /929—877 гг. до н.э./) — пророк и последний из верховных судей Израиля.

Принадлежал к потомкам Кеата, сына Леви (Бемидбар раба 3:11).

Среди его предков был Эвъясаф, один из раскаявшихся сыновей Кораха, поднявшего восстание против Моше и в наказание за это заживо поглощенного землей, — но его сыновья, возгласившие «Тора — истина и Моше — истина» были спасены (Мегила 14а; I Шмуэль 1:1, Раши).

Отец Шмуэля — Элькана, о котором в мидраше сказано, что «в том поколении не было подобного ему» (Бемидбар раба 10:5), учился у пророков (Таргум,I Шмуэль 1:1) и сам был пророком (Радак, I Шмуэль 2:27), и его жена Хана тоже была пророчицей (Мегила 14а).

В течение десяти лет Элькана и Хана оставались бездетными, и, следуя закону Торы, он взял себе еще одну жену — Пнину, у которой родилось десять детей (Ялкут Шимони, Шмуэль 89).

Четыре раза в год Элькана со всей семьей совершал паломничество в Шило, к Скинии Завета (I Шмуэль 1:3), своим примером побуждая и других евреев к выполнению этой важной заповеди, — благодаря ему у сынов Израиля заслуги перевешивали над грехами. Тогда Всевышний сказал Элькане: «За то, что ты побуждаешь евреев к выполнению заповедей, у тебя родится сын, который добавит заслуг всему Израилю» (Тана девей Элияу раба 8).

Посетив Скинию в 2830 году /930 г. до н.э./, бездетная Хана молилась особенно горячо, взывая к Творцу: «Владыка Вселенной, Б-г воинств! У Тебя есть Воинство вверху и воинство внизу, а я не понимаю, к какому из них я принадлежу. Если я принадлежу к Небесному Воинству, то я не должна ни есть, ни пить, ни рожать детей, ни умирать — а жить вечно! Но если я принадлежу к воинству земли, то должна и есть, и пить, и рожать детей!» (Псикта рабти 43; I Шмуэль 1:11, Раши). «Владыка Вселенной! — взывала Хана. — Неужели Тебе, сотворившему неисчислимые воинства в Твоем мире, трудно дать мне одного сына?!» (Брахот 31б). «Если Ты снизойдешь к страданию рабы Твоей …и дашь рабе Твоей дитя мужского пола, — обещала она, — то я отдам его Б-гу на все дни его жизни» (I Шмуэль 1:11). В тот день первосвященник Эли благословил ее, сказав: «Иди с миром, и Б-г Израиля да исполнит твое желание, то, о чем ты у Него просила» (там же 1:17).

Это благословение сбылось: в первый день нового 2831 года Хана зачала (Брахот 29а), и спустя шесть месяцев и два дня беременности у нее родился сын (I Шмуэль 1:20, Раши). Мальчик появился на свет без крайней плоти, подобно «обрезанному», так же как и Первый Человек, Адам, Ноах, праотец Яаков и пророк Моше (Авот дераби Натан 2:5; Шохер тов 9:7). По свидетельству кабалистов, родившийся ребенок был новым воплощением души Моше (см. Седер адорот).

Мать назвала сына Шмуэль (I Шмуэль 1:20) — в этом имени она объединила два слова: מאל שאול (шауль ме-Эль — «выпрошенный у Б-га») (I Шмуэль 1:20, Мальбим). Вместе с тем она назвала его этим именем потому, что, согласно предсказаниям пророков, в недалеком будущем среди сынов Израиля должен был появиться великий праведник по имени Шмуэль, и многие матери, у которых рождались сыновья, давали им это имя — но как только сыновья подрастали, люди говорили: «Нет, это не тот Шмуэль!» (Ялкут Шимони, Шмуэль 78; I Шмуэль 1:23, Раши и Радак).

Едва научившись говорить, сын Ханы сразу же начал изучать Тору под руководством отца и матери, постигшей путем пророчества, что в будущем ее сын станет судьей Израиля ( I Шмуэль 1:23, Мальбим).

Через два года мать впервые привела своего Шмуэля в Шило, чтобы передать его на воспитание Эли (I Шмуэль 1:24—25, Радак). Когда Шмуэль увидел, что его родители, желавшие принести в жертву бычка, долго не могут найти коэна, чтобы зарезать жертвенное животное, он сказал им: «Зачем вам искать коэна?! Согласно закону Торы, чтобы сделать шхиту, годится любой взрослый еврей». Но первосвященник Эли спросил ребенка: «Откуда ты это взял?» «Ведь в Торе, — пояснил Шмуэль, — написано: “И зарежет тельца перед Б-гом, и поднесут сыновья Аарона, коэны, кровь и окропят кровью жертвенник” (Ваикра 1:5), — значит, коэны необходимы только для поднесенья крови и окропления, а зарезать может любой еврей». «Ты сказал верно! — одобрил Эли. — Но ты вынес законодательное решение в присутствии своего наставника (в данном случае — верховного судьи Израиля), а каждый выносящий законодательное решение в присутствии своего наставника подлежит смерти от рук Небес». «Оставь этого ребенка, и его настигнет кара: он умрет до срока, — сурово сказал Эли Хане. — А я попрошу для тебя милосердия, и Всевышний дарует тебе сына лучшего, чем этот». «Об этом ребенке я молилась, и исполнил Б-г мою просьбу, — непреклонно сказала мать. — …И я вверяю его Б-гу на все дни его жизни» (IШмуэль 1:25—28, Раши; Брахот 31б, Тосафот и Маарша).

С того дня Шмуэль стал воспитанником и учеником Эли, который обучал его Торе и наставлял путям служения Творцу (I Шмуэль 2:11, Радак и Мальбим). Вместе с тем Шмуэль изучал особое служение левитов, связанное с пением и игрой на музыкальных инструментах (Радак, I Шмуэль 2:18). Постепенно он стал помогать наставнику в службе в Святилище (I Шмуэль 3:1). Наряду с обычными правилами благочестия, Шмуэль с детства соблюдал также все ограничения назира (Назир 66а; Рамбам, Незирут 3:16).

Увидев праведные поступки юного Шмуэля, люди стали говорить: «Вероятно, это и есть тот Шмуэль, которого ждали!» (Ялкут Шимони, Шмуэль 78; I Шмуэль 1:23, Раши и Радак).

В двенадцать лет Шмуэль пережил первое пророческое откровение. Ночью он услышал голос, обращенный к нему из Святая Святых Скинии: Всевышний открыл ему, что покарает сошедших с праведного пути сыновей Эли. Утром он передал это грозное предостережение Творца самому Эли (I Шмуэль 3:1—18, Раши; Оцар Ишей аТанах, Шмуэль).

С годами весь народ узнал о пророческом даре Шмуэля (I Шмуэль 3:19—21). Когда Б-г говорил с Шмуэлем в Шило, люди видели облачный столб, соединяющий землю с небом, — так же, как бывло при пророчествах Моше (Сифрей зута, Бемидбар 12:5; Оцар Ишей аТанах, Шмуэль).

В книге Зоар указывается, что, хотя Шмуэль был только левитом, он выполнял в Шило также и служение коэна. Ведь по своему духовному уровню он был подобен Моше и первосвященнику Аарону, а Моше тоже нес службу коэна, хотя и был лишь левитом (Зоар 2, 148б; см. также Брахот 31б; Шмот раба 16:3).

Кроме того, еще при жизни Эли Шмуэль начал судить сынов Израиля (Седер адорот). В Талмуде образно говорится, что еще до того, как угасло солнце Эли, воссияло солнце Шмуэля (Йома 38б; Кидушин 72б).

В 2870 году /890 г. до н.э./ сбылось первое пророчество Шмуэля: когда сыны Израиля потерпели сокрушительное поражение от филистимлян, были убиты два нечестивых сына Эли. В тот же день, узнав о гибели сыновей и пленении ковчега завета, умер и престарелый Эли (I Шмуэль 4:10-18).

Сменив своего наставника, Шмуэль стал верховным судьей Израиля (Седер адорот). Он призывал сынов Израиля к раскаянию, убеждая их: «Если вы хотите всем сердцем вернуться к Б-гу, то удалите из среды своей чужих богов и Астарту. Обратите ваше сердце к Б-гу и служите Ему одному — и Он избавит вас от руки филистимлян». А когда народ последовал его призыву, Шмуэль собрал всех сынов Израиля в Мицпе, и молился там об избавлении от иноземных поработителей. Услышав, что евреи собрались в Мицпе, филистимляне пришли туда, чтобы сразиться с ними. В ходе завязавшейся битвы Всевышний посеял среди филистимлян панику, и они бежали. В последующие дни сыны Израиля отвоевали захваченные филистимлянами города — от Экрона до Гата, и больше филистимляне не нападали на евреев во все дни, пока Шмуэль стоял во главе народа (I Шмуэль7:3—14).

Из года в год он обходил землю Израиля, останавливаясь, как правило, в Бейт-Эле, Гилгале и Мицпе, а затем возвращался в свой родной город Раму, где был его дом, — и во всех этих местах он судил сынов Израиля, разрешая их тяжбы (I Шмуэль 7:15—17; Шабат 56а). Во время всех своих странствий он возил с собой шатер и всю необходимую утварь, чтобы не пользоваться по пути услугами других даже за плату — ведь судья должен остерегаться и тени пристрастности или предвзятости (Брахот 10б, Раши; Недарим 38а).

В отличие от Моше, Шмуэль удостаивался пророческих откровений не только в Святилище, но и в период своих странствий. В мидраше переданы слова Творца: «Моше, который сидел в одном месте и судил приходящий к нему народ, должен был приходить ко Мне, в Шатер Откровения, чтобы там услышать Мои речения. Но Шмуэль сам переходил из города в город, чтобы людям не пришлось идти к нему, — поэтому Я Сам буду приходить к нему и говорить с ним» (Шмот раба 16:3).

Когда Шмуэль почувствовал приближение старости, он поставил судьями над Израилем двух своих сыновей — Йоэля и Авию, которые избрали местом своего пребывания город Беэр-Шева, расположенный на самом юге страны, и многие евреи были вынуждены совершать к ним дальние путешествия. А, отступив с пути отца в малом, они постепенно опустились до того, что стали брать взятки и искривлять суд (I Шмуэль 8:1—3, Радак).

Шмуэль быстро состарился и поседел от горя, вызванного прегрешениями сыновей (Таанит 5б, Раши; Агадат Берешит 41; Оцар Ишей аТанах, Шмуэль).

В 2881 году /879 г. до н.э./ все старейшины Израиля пришли к Шмуэлю в Раму и сказали: «Вот, ты состарился, а сыновья твои не идут твоим путем. Теперь поставь над нами царя, чтобы судить нас, как у всех народов!» Шмуэль, которому не понравилась эта просьба, обратился с молитвой к Б-гу, и Творец ответил: «Послушай голоса народа во всем, что они скажут тебе, ибо они отвергли не тебя, а Меня отстранили от царствования над ним. Как они поступали во всем с того дня, когда Я вывел их из Египта и до сего дня, отвергая Меня и служа иным божествам, так поступают они и с тобой». Следуя велению Творца, Шмуэль все же предостерег народ, рассказав ему, с какими притеснениями и поборами может быть связана власть царя. Но сыны Израиля не вняли его голосу, вновь потребовав: «Пусть над нами будет лишь царь! Тогда мы станем как все народы — царь будет судить нас, и он будет выводить нас (в военный поход) и вести наши войны» (I Шмуэль 8:5—22; Седер адорот).

В 2882 году /878 г. до н.э./ Шмуэль помазал на царство Шауля из колена Биньямина, на которого указал ему Б-г (I Шмуэль 9:15—10:25; Седер адорот). Но затем, собрав всех евреев в Гилгале, Шмуэль вновь обвинил их в отступлении от воли Б-га, воззвав: «А теперь станьте и посмотрите на великое дело, которое Б-г совершит на ваших глазах! Ведь сейчас пора жатвы пшеницы (т.е. время, когда в Земле Израиля дождей вообще не бывает), а я воззову к Б-гу, и Он даст гром и дождь, и вы узнаете и увидите, насколько велико ваше зло, которое вы сотворили перед Б-гом, испросив себе царя». И когда по призыву Шмуэля внезапно прогремел гром и хлынул дождь, сыны Израиля затрепетали (I Шмуэль 11:15—12:18). А Шмуэль сказал им: «Как с помощью молитвы я могу менять времена года, так в час войны я могу с помощью молитвы остановить врага, хотя я уже и стар, — и не нужно вам было просить царя при моей жизни!» (I Шмуэль 12:16, Раши). Сыны Израиля стали умолять Шмуэля о молитвенном заступничестве, а он призвал их: «Только бойтесь Б-га и служите Ему истинно, всем вашим сердцем! …Но если вы будете творить зло, то и вы, и ваш царь погибнете» (I Шмуэль 12:19:25).

А когда огромное войско филистимлян вновь вторглось в Землю Израиля, Шмуэль пришел в лагерь, расположенный при Гилгале, и увидел, что царь Шауль, не дождавшись его, уже вознес жертвы — хотя они заранее договорились, что Шмуэль придет в тот день, чтобы принести жертвы самому. Царь оправдывался тем, что народ уже начал разбегаться от него, и он хотел обратиться за поддержкой к Творцу — но Шмуэль предрек ему, что, поскольку он нарушил повеление пророка, посланца Б-га, теперь его царствование не устоит, и Всевышний изберет Себе другого царя (I Шмуэль 13:1—14, Раши и Радак).

В тот раз войско царя Шауля одержало внушительную победу (I Шмуэль 14:15—31). Но некоторое время спустя Шмуэль повелел царю Шаулю от имени Б-га вступить в войну с амалекитянами и, не щадя, истребить их всех до одного и даже их скот. А когда Шмуэль узнал, что, одержав победу, евреи оставили в живых царя амалекитян Агага, а также отборный скот, чтобы принести его в жертву Б-гу, он спросил у Шауля: «Неужели всесожжения и жертвы столь же желанны Б-гу, как и послушание Его голосу?! Нет, послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука баранов! Ведь непослушание — это как колдовство, а неповиновение — как поклонение идолам. За то, что ты отверг слово Б-га, Он отверг тебя от царствования». А когда Шмуэль повернулся, чтобы отойти от царя, тот, пытаясь удержать пророка, схватился за полу его плаща и оторвал ее. «Сегодня, — сказал ему Шмуэль, — Б-г “оторвал” от тебя царскую власть над Израилем и отдал ее тому, кто лучше тебя». Перед тем, как окончательно уйти, Шмуэль велел подвести к себе царя амалекитян и, сказав: «Как твой меч лишал матерей их детей, так и твоя мать останется без своего сына!», рассек его пополам (там же 15:1—33).

В 2883 году /877 г. до н.э./ Всевышний повелел Шмуэлю помазать на царство одного из сыновей Ишая, жившего в Бейт-Лехеме. Когда Шмуэль пришел в дом Ишая, тот представил ему семерых своих сыновей, но Шмуэль сказал: «Не этих избрал Б-г. Разве нет у тебя больше отроков?» И лишь тогда Ишай послал за своим младшим сыном — Давидом, который пас овец вдалеке от дома (там же 16:1—13; Седер адорот). Но, увидев, что этот юноша рыжий и краснолицый, Шмуэль затрепетал, прошептав: «И этот будет проливать кровь, как Эсав!» А Всевышний сказал ему: «Эсав убивал ради своей прихоти, а этот будет убивать по решению совета мудрецов» — т.е. в войнах против врагов Израиля (Берешит раба 63:8; I Шмуэль 16:12, Мальбим). Тогда Шмуэль взял свой рог с елеем и помазал Давида на царство (I Шмуэль 16:13) — но пока это было сохранено в тайне, так как Шмуэль боялся, как бы Шауль не убил его (Танхума, Эмор 2; I Шмуэль 28:17, Раши).

В тот же год Давид прибежал в Раму к Шмуэлю и сообщил, что царь Шауль преследует его, предчувствуя в нем соперника и намереваясь устранить его со своего пути. Шмуэль скрыл юного царя-помазанника в своей школе пророков (там же 19:18, Раши и Ральбаг). В этот период он интенсивно обучал Давида Торе, передавая ему сокровенные тайны, воспринятые им от первосвященника Эли (см. Акдамат аРамбам леЯд Хазака). В частности, Шмуэль объяснил молодому царю, где и как, согласно закону Торы, должен быть построен Храм Б-га (Звахим 54б).

Некоторое время спустя за Давидом пришли посланцы Шауля, но, увидев, как Шмуэль обучает пророков, они почувствовали, что и на них нисходит дух святости и стали пророчествовать вместе со всеми. Затем за Давидом приходило еще два отряда посланцев, но и те присоединялись к ученикам Шмуэля. Наконец, в Раму пришел сам Шауль, но и он стал пророчествовать вместе с учениками Шмуэля, а Давид тем временем успел скрыться (I Шмуэль 19:19—20:1).

Ближайшим учеником Шмуэля был пророк Ахия Шилони, ставший духовным руководителей следующего поколения (Седер адорот 2882). Наряду с обучением пророков, Шмуэль продолжал судить сынов Израиля на протяжении всего периода царствования Шауля (I Шмуэль 7:15, Радак и Мецудат Давид).

Шмуэль написал ряд книг, впоследствии включенных в состав Танаха: Шофтим (Судьи), где рассказывается об эпохе судей от Отниэля бен Кеназа до Шимшона, книгу Рут, посвященную судье Ивцану-Боазу и моавитянке Рут, ставшим пращурами царя Давида, а также первые главы книги Шмуэля, в которых описывается история его эпохи (Бава батра 14б).

Шмуэль бен Элькана умер в Раме 28 ияра 2883 года, в возрасте 52 лет (I Шмуэль 25:1; Седер олам раба 13; Таанит 5б; Мегилат Таанит). Перед смертью он сообщил своим ближайшим ученикам, что уже помазал на царство Давида вместо Шауля (I Шмуэль 25:1, Мальбим).

Похоронен в Раме (I Шмуэль 25:1), рядом с усыпальницей его родителей — Эльканы и Ханы (Седер адорот).

Через несколько месяцев после его смерти некая женщина, умевшая вызывать души мертвых, вызвала по просьбе царя Шауля душу Шмуэля. «Зачем ты потревожил меня?» — спросил Шмуэль. Царь Шауль попросил у него совета и наставления. «Зачем ты спрашиваешь меня?! — возразил Шмуэль. — Ведь Б-г отступился от тебя и стал твоим недругом. Б-г сделал с тобой так, как предрекал через меня: Он отторг от тебя царство и передал его твоему ближнему — Давиду. …И предаст Б-г тебя и весь Израиль с тобою в руки филистимлян, завтра же ты и твои сыновья будете со мною» (I Шмуэль 28:8—19; Шабат 152б). «Мало того, что ты не выполнил волю Б-га, когда Его гнев пролился на амалекитян, так теперь еще ты обратился к вызывающим мертвых! — упрекнул царя Шмуэль. — Горе такому пастырю и горе его пастве: из-за тебя Святой, благословен Он, отдает народ Израиля в руки филистимлян. Но твоя смерть станет для тебя искуплением, — добавил пророк, — и ты сможешь подняться в то место, где пребываю я» (Пиркей дераби Элиэзер 33). На следующий день Шауль и его дети были убиты в сражении с филистимлянами (там же 31:1—6). И если все пророки пророчествовали только при жизни, то Шмуэль удостоился пророчествовать и после смерти (Пиркей дераби Элиэзер 33).

В последующие годы пророки Гад и Натан завершили книгу Шмуэля, присовокупив к написанному им также историю царствования Давида (Бава батра 15а).

Внук и правнуки Шмуэля несли службу левитов в Иерусалимском Храме (Таргум, I Шмуэль 2:1).

Прямым потомком Шмуэля был выдающийся знаток сокровенных разделов Торы р. Йешая Гурвиц (Шла Акадош).

Новым воплощением души пророка Шмуэля стал выдающийся хасидский наставник р. Шмуэль-Шмелке из Никольсбурга.

с разрешения издательства Швут Ами


История отношений Йосефа и его братьев достигает апогея: начинается глава Ваигаш описанием диалога Йеуды и Йосефа, и это стало прообразом исторического противостояния их потомков: сначала колен Йеуды и Эфраима, а затем — двух царств, Южного Иудейского и северного Израильского царства. В конце главы рассказывается о том, как праотец Яаков, узнав, что его любимый сын Йосеф жив, спускается в Египет для встречи с ним. Так начинается Египетское изгнание, ставшее прообразом всех последующих изгнаний еврейского народа. Читать дальше

Избранные комментарии к недельной главе Ваигаш

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всевышний поселил потомков Яакова в Египте, чтобы они стали еврейским народом, не смешиваясь с коренным населением

Б-жественное вмешательство при продаже Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всевышний специально организовал продажу Йосефа, чтобы привести его к величию. Поэтому братья Йосефа не были наказаны.

На тему недельной главы. Ваигаш 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Избранные комментарии на главу Ваигаш

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если бы сыновья Яакова остались в Ханаане, их потомки со временем бы ассимилировались. Уход в Египет и жизнь среди враждебно настроенного населения помогла евреям сплотиться и сохраниться как народ.