Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Дурак говорит всё, что знает, мудрец — знает всё, что говорит»Рабби Симха Буним из Пшисха
Тема

Леви и его потомки — колено Леви, левиты

Оглавление

Леви бен Яаков [↑]

Леви бен Яаков (לוי) — третий сын праотца Яакова и его жены, праматери Леи, один из родоначальников народа Израиля: потомками Леви были левиты, представители одного из 12-ти колен Израильских. Годы жизни Леви бен Яакова: 2194-2331 гг. /1566-1429 гг. до н.э./)

Леви родился в Харане 16 нисана 2194 года. По свидетельству Торы, его имя было связано со словами, произнесенными его матерью Леей: «Теперь мой муж будет ко мне привязан (יִלָּוֶה — илаве), ибо я родила ему троих сыновей» (Берешит 29:34).

Битва в Шхеме [↑] [↑]

В 2205 году /1555 г. до н.э./ семья Яакова переселилась на его родину — в Святую Землю — и расположилась станом возле города Шхема. А когда, полтора года спустя, правитель этого города похитил сестру Леви Дину и надругался над ней, тринадцатилетний Леви вместе со своим братом Шимоном хитростью сумел уничтожить не только самого насильника, но и всех мужчин Шхема (Берешит раба 80:10).

А на упрек Яакова: «Вы меня погубили, сделав ненавистным для жителей этой страны…», — Шимон и Леви непримиримо ответили: «Никому не позволено поступать с нашей сестрой, как с блудницей! Пусть не судачат люди о том, как необрезанные идолопоклонники осквернили дочь Яакова. Пусть они говорят о том, как необрезанные идолопоклонники были перебиты за дочь Яакова!» (Берешит34:30-31,Таргум Йонатан).

Жизнь в Святой Земле [↑] [↑]

В 2207 году /1553 г. до н.э./ семья обосновалась в Хевроне, где Леви впервые встретил своего праведного деда Ицхака. В течение нескольких последующих лет Леви и его братья изучали основы Б-жественной мудрости под руководством отца и деда (Авода зара 1:3).

В 2213 году /1547 г. до н.э./, когда Яаков и его сыновья вновь перекочевали на обширные пастбища возле Шхема, у них произошло вооруженное столкновение с войском семи кнаанских царей, которые попытались отомстить за гибель жителей Шхема. В этом сражении Леви вместе со своими слугами сумел истребить дружину царя города Гааша, Эйлона, — и сам Леви сразил этого царя выстрелом из пращи (Седер адорот).

Вскоре после этих событий Леви женился на Адине, старшей дочери Йовава, внука Эвера.

Молодые супруги поселились в Хевроне, рядом со всей семьей Яакова (Седер адорот). Их сын-первенец получил имя Гершон; в 2215 году /1545 г. до н.э./ родился второй сын — Кеат, а затем еще один — Мерари (Берешит 46:11; Шмот 6:16).

После победы над семью кнаанскими царями и заключения с ними мирного договора, Леви и его братья стали часто перегонять стада на пастбища возле Шхема (Берешит 37:13; Сефер аяшар, Ваишлах).

История с Иосифом [↑] [↑]

В 2216 году /1544 г. до н.э./ возле Шхема они устроили суд над Йосефом, обвинив его в доносительстве, и Леви, как и Шимон, потребовал для подсудимого смертной казни (Берешит 37:19-20, Таргум Йонатан).

А двадцать лет спустя, когда в годы голода Леви и его братья пришли в Египет за хлебом, Йосеф, ставший правителем этой страны, обвинил их в том, что они — кнаанские соглядатаи, и взял в заложники Шимона — именно для того, чтобы отделить его от Леви, так как вдвоем эти братья представляли для него слишком большую опасность (Берешит раба 91:6).

На обратном пути из Египта Леви первым заметил, что деньги, которыми он заплатил правителю Египта за купленное зерно, вновь оказались в его суме. Он крикнул братьям: «Мои деньги вернули!» — тогда и они обнаружили у каждого в суме кошелек с деньгами и тревожно спросили друг друга: «Что это сделал Б-г с нами?!» (Берешит 42:27-28, Раши).

Все разъяснилось лишь, когда по возвращении братьев в Египет правитель этой страны признался им: «Я — Йосеф, ваш брат…» (Берешит 45:4).

Переселение в Египет: Леви — глава ешивы [↑] [↑]

В 2238 году /1522 г. до н.э./ Леви вместе со всей семьей отца переселился в Египет, к Йосефу (Берешит 46:6).

Пятнадцатого Нисана, когда они переходили границу Египта, у второй жены Леви, Оты, родилась дочь Йохевед, которая впоследствии стала матерью величайшего из пророков Моше (Моисея) и первосвященника Аарона (Бемидбар 26:59, Раши).

В египетской земле Гошен, где поселились семья Яакова, была основана ешива, в которой изучали законы Б-га. Во главе этой ешивы Яаков поставил Леви, который отличался особой святостью. Более того, Яаков завещал, чтобы и в последующих поколениях обучением законам Б-га занимались именно потомки Леви.

В 2255 году /1505 г. до н.э./ году, когда Яаков перед смертью напутствовал сыновей, он упрекнул Леви за грех юности — расправу над жителями Шхема: «Шимон и Леви — братья, им свойственны орудия разбоя. В сговор с ними я не входил и в их замысле не участвовал, ибо в своем гневе они убили людей! …Разделю их в Яакове и рассею их в Израиле!» (Берешит 49:5-7, Ункелус). Но затем Яаков благословил Леви вместе со всеми братьями. И более того, лишив права первородства своего старшего сына Реувена, Яаков передал Леви особые права первенца при служении Творцу: его потомки должны были стать коэнами и левитами, несущими служение в Храме (Берешит раба 98:4).

И когда сыновья и внуки Яакова переносили саркофаг с его телом в страну Кнаан, то, согласно последней воле отца, Леви был освобожден от ноши — ведь в будущем его потомкам предстояло переносить ковчег завета и служить в святом Храме, и ему не следовало принимать ритуальную нечистоту от мертвого тела. А после того, как пятнадцатого тишрея 2256 года тело Яакова было погребено в семейной усыпальнице — пещере Махпела, братья снова возвратились в Египет (Седер адорот).

Начиная с 2317 году /1443 г. до н.э./, после смерти старшего из братьев — Реувена, Леви стал старейшиной и главой всего рода Яакова (Бемидбар раба 13:8).

Леви бен Яаков умер в Египте в 2331 году /1429 г. до н.э./ в возрасте 137 лет — последним из братьев (Седер адорот).

В мидраше Леви назван одним из величайших праведников человечества: после того как из-за грехов первых двадцати поколений Шехина (Б-жественное присутствие) отдалилась от земли на седьмой уровень Небес, праотец Авраам сумел «опустить» ее с седьмого уровня на шестой, праотец Ицхак — на пятый, праотец Яаков — на четвертый, а Леви — на третий. Впоследствии в заслугу его сына Кеата Шехина опустилась на второй уровень Небес, в заслугу его внука Амрама — на первый, а в заслугу его правнука Моше Шехина вновь обрела пристанище в нижнем мире (Берешит раба).

Левиты — потомки Леви [↑] [↑]

После смерти Леви началось постепенное порабощение сынов Израиля. Однако, потомки Леви порабощены не были — они вообще не занимались никакими ремеслами, целиком посвятив свои силы изучению законов Б-га. Левиты создали в Египте целый ряд ешив, в которых изучали традицию, полученную по цепи поколений от Адама и праотца Авраама (Хизкуни, Шмот 5:4).

И когда большинство сыновей Израиля под влиянием изнуряющего рабского труда нравственно опустилось, перестало соблюдать законы праотцев и совершать обрезание, а затем, стремясь во всем походить на египтян, склонилось к идолопоклонству, только три колена не служили идолам — потомки Реувена, Шимона и Леви. И лишь колено Леви целиком сохранило праведный образ жизни и по-прежнему самоотверженно соблюдало учение праотцев (Бемидбар раба 15:12).

Сыны Израиля вышли из египетского рабства под предводительством прямых потомков Леви — Моше и Аарона (они были внуками Леви по линии матери, и правнуками — по линии отца).

А когда у горы Синай сыны Израиля создали золотого тельца, ни один из левитов не поклонился ему. По приказу Моше левиты казнили всех, кто совершил этот грех (Шмот 32:26-28).

И поскольку потомки Леви доказали свою верность Творцу, то при возведении Шатра Откровения они были избраны для служения в нем: Аарон и его сыновья, ставшие коэнами, совершали жертвоприношения и воскурения, а остальные потомки Леви охраняли Шатер и переносили его части во время переходов по пустыне (Бемидбар 1:50-51, 3:1-12).

При подсчете в пустыне левиты не были включены в общее исчисление, но были пересчитаны отдельно: «все мужского пола от одного месяца и старше»; их оказалось двадцать две тысячи — их численность не достигала и половины самого меньшего из других колен (Бемидбар 1:47-48, 3:15, 3:39, Рамбан).

Стан левитов располагался непосредственно вокруг Шатра Откровения — посреди остальных колен. Знамя колена Леви состояло из трех полос: белой, черной и красной — и на нем были изображены урим и тумим, которые вкладывались в хошен мишпат —судебный нагрудник первосвященника.

В год перед вступлением в Землю Израиля в колене Леви было двадцать три тысячи мужчин в возрасте от одного месяца и выше (Бемидбар 26:62).

Потомки Леви не получили особого надела в стране Израиля; они расселились среди других колен в предоставленных им для жительства сорока восьми городах — так осуществилось предсмертное предсказание праотца Яакова: «Рассею их в Израиле» (Рамбан, Берешит 49:5-7).

И когда сыны Израиля отвоевали Святую Землю, то перенесенный из Египта гроб с телом Леви, был погребен в городе Мегада, находившемся в наделе колена Шимона — в этом городе поселилось много левитов (Седер адорот).

Потомки Леви — коэны и левиты — несли служение в Иерусалимском Храме. Вместе с тем, среди них было особенно много мудрецов Торы. За свой труд потомки Леви получали от сынов Израиля особые пожертвования, установленные Торой (Бемидбар 18:8-28; Дварим 14:28-29, 26:12).

В период двух тысячелетнего изгнания лишь потомки Леви сохранили точное знание о том, к какому колену они относятся. «Потомство Леви …было самым малочисленным, — писал наш наставник р. Ицхак Зильбер, благословенна память о праведнике. — …Так, не чудо ли это: после всех погромов средневековья, после того, как Гитлер уничтожил треть нашего народа, левиты и коэны сохранились! Почти в каждом городе, где живут евреи, вы найдете и тех и других. Вспомните распространенные фамилии русских евреев: Леви, Левитин, Левин, Левинский; Коган, Каган, Каганович, Кац [1] — это именно они во времена Третьего Храма, которые, даст Б-г, вскоре наступят, будут петь в Храме и разжигать огонь на жертвеннике» («Пламя не спалит тебя», с. 31-32).


[1] Важно отметить, что носители подобных фамилий далеко не всегда обладают алахическим статусом коэна или левита — это определяется, в первую очередь, наличием соответствующей семейной традиции, а в сомнительных случаях необходимо постановление компетентных в этих вопросах раввинов [Прим. редакции].

Выводить материалы