Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Сердце твое не должно быть омрачено, когда даешь ближнему»Второзаконие 15:11
Тема

Шимон и колено Шимона

Оглавление

Шимон и Леви вступились за честь Дины, однако Яаков был недоволен произошедшим. Биография одного из основателей 12 колен Израилевых.

Шимон, сын Яакова [↑]

Шимон бен Яаков (שמעון) — второй сын праотца Яакова от его жены Леи, один из родоначальников 12-ти колен Израилевых, предок колена Шимона (Симеона в русск. традиции). Годы жизни: 2193—2313 гг. (1567—1447 гг. до н.э.).

Родился в Харане 28 Тевета 2193 года. По свидетельству Торы, полученное им имя было связано со словами, которые произнесла после родов его мать Лея: «Б-г услышал (שָׁמַע — шама)…, и Он дал мне этого сына» (Берешит 29:33).

В 2205 году (1555 г. до н.э.) семья переселилась из Харана в страну Кнаан и расположилась станом возле города Шхем.

А в конце 2206 года (1554 г. до н.э.) произошло несчастье: сын шхемского царя похитил семилетнюю сестру Шимона — Дину, которая вместе со своей матерью пришла в город на женский праздник. Надругавшись над девочкой, он явился со своим отцом в стан Яакова, чтобы попросить Дину в жены. Следуя совету Шимона, братья с хитростью отвечали: «Мы не можем отдать свою сестру необрезанному — ведь это для нас позор! Только если все мужчины у вас сделают обрезание, мы будем вправе отдавать за вас своих дочерей — мы поселимся с вами и станем одним народом» (Берешит 34:1-17; Седер адорот).

Замысел Шимона заключался в том, чтобы в случае, если жители Шхема откажутся от обрезания, попытаться забрать сестру и уйти подальше от этого города; ну, а если они сделают обрезание, то можно будет воспользоваться их слабостью после болезненной операции и, внезапно явившись в город, перебить всех мужчин (Сефер аяшар, Ваишлах). Так и произошло: на третий день после того, как по приказу своего царя все мужчины Шхема сделали обрезание, тринадцатилетний Шимон и его младший брат Леви осуществили задуманное, не оставив в живых ни одного мужчины (Берешит 34:25-29).

А когда Яаков, считавший, что следовало убить только совершившего насилие сына царя, с горечью упрекнул двух своих сыновей: «Вы меня погубили, сделав ненавистным для жителей этой страны…», — то Шимон и Леви непримиримо ответили: «Никому не позволено поступать с нашей сестрой, как с блудницей! Пусть люди судачат не о том, как необрезанные идолопоклонники осквернили дочь Яакова, — пусть они говорят о том, как необрезанные идолопоклонники были перебиты за дочь Яакова!» (Таргум Йонатан, Берешит 34:31).

Когда Шимон пришел во дворец шхемского наследника за сестрой, она была в отчаянии, так как боялась, что никто не захочет жениться на обесчещенной. Тогда Шимон, проявив великое милосердие, поклялся вступить с ней в брак, а затем уже он не мог отступить от клятвы (Берешит раба 80:11). Второй его женой стала юная Буна, которая находилась среди плененных в Шхеме женщин и девушек (Сефер аяшар, Ваишлах). С течением времени у Шимона родилось пять сыновей от Дины: Йемуэль, Ямин, Оад, Яхин и Цохар, а также сын от Буны — Шауль (Седер адорот). Некоторые говорят, что и Шауль был сыном Дины (Берешит раба 80:11).

История с Иосифом [↑]

Не менее важную роль Шимон сыграл и на суде над Иосифом, которого братья подозревали в стремлении незаконно захватить власть над всем родом Яакова.

Этот суд состоялся недалеко от Шхема в 2216 году (1544 г. до н.э.), и именно Шимон потребовал для Иосифа смертной казни (Берешит 37:19-20, Таргум Йонатан). А когда братья решили, не убивая своими руками, сбросить Иосифа в глубокую яму, именно Шимон столкнул его вниз (Берешит раба 84:16, 91:6).

Комментаторы подчеркивают, что Шимон и другие братья действовали исключительно во имя Небес, так как опасались, что Иосиф своими «доносами» отстранит их от духовного наследия отца, и они не смогут стать родоначальниками народа Израиля. И, кроме того, братья хранили пророческое предание, что в будущем еврейский народ объединится вокруг царей из рода Иеуды, а не из рода Иосифа. И поэтому они судили его как бунтовщика, восстающего против законного царя Израиля (Шла, Цон Иосиф).

А когда проходившие мимо мидьянские купцы извлекли Иосифа из ямы, именно Шимон остановил их и потребовал вернуть пленника, чтобы привести в исполнение смертный приговор. Но купцы уговорили братьев продать им Иосифа, и по настоянию Иеуды, которого поддержали остальные братья, эта сделка состоялась вопреки воле Шимона: так осуществился план Б-га, не желавшего, чтобы сыновья Яакова убивали своего брата (Берешит раба 91:6).

Спуск семьи Яакова в Египет [↑]

В 2236 году (1524 г. до н.э.) в земле Кнаан начался голод, вызванный засухой и неурожаем, и Шимон вместе с девятью братьями отправился в Египет, где по слухам было зерно. В столице Египта их внезапно схватили стражники и привели к правителю страны, который обвинил их в том, что они засланные из Кнаана соглядатаи. На допросе им пришлось рассказать, что они оставили в стране Кнаан старого отца и младшего брата Биньямина, — и тогда правитель, взяв Шимона в заложники, повелел остальным вернуться на родину, чтобы привести к нему в подтверждение своего рассказа младшего брата (Берешит 42).

Правитель Египта (а это был Иосиф) взял под стражу именно Шимона, потому что Шимон сбросил его в яму. Вместе с тем, Иосиф стремился отделить Шимона от Леви, так как эти братья, истребившие вдвоем мужчин Шхема, представляли вместе слишком большую силу (Раши, Берешит 42:24).

Узнав, что выбор правителя пал на него, Шимон упрекнул братьев: «Как вы когда-то продали Иосифа, так теперь бросаете и меня!». Но они ответили: «Что мы можем поделать? А иначе наши семьи умрут от голода!» «Поступайте, как знаете», — горько сказал Шимон. А когда его попытались схватить, Шимон оказал такое сопротивление, что египетские стражники отпрянули, и с ним смог справиться только сын правителя по имени Менаше, который обладал богатырской силой (Берешит раба 91:6). На глазах у братьев Шимона заковали в цепи и увели в темницу.

Но как только братья покинули город, Шимона выпустили на свободу, и он жил в доме правителя как почетный гость, а не как пленник (Танхума, Микец 8).

А когда через два месяца братья возвратились вместе с Биньямином, младшим братом, правитель отпустил вместе с ними и Шимона. Но тогда же египетские стражники схватили Биньямина, обвинив его в краже. Сначала правитель Египта повелел оставить пойманного «вора» рабом, а остальных братьев отпустить. Но после того как они отказались уходить без младшего брата, правитель неожиданно выгнал из своего тронного зала всех египтян и, будучи не в состоянии сдержать рыдания, сказал: «Я — Иосиф, ваш брат, которого вы продали в Египет» (Берешит 43:15-45:4).

В 2238 году (1522 г. до н.э.) Шимон вместе со всей семьей отца переселился в Египет.

В 2255 году (1505 г. до н.э.) году, когда Яаков перед смертью напутствовал сыновей, он вновь укорил Шимона за грех юности — расправу над жителями Шхема: «Шимон и Леви — братья, им свойственны орудия разбоя. В сговор с ними я не входил и в их замысле не участвовал, ибо в своем гневе они убили людей! …Проклят их гнев, ибо силен, и их ярость, ибо тяжела. Разделю их в Яакове и рассею их в Израиле». А затем Яаков благословил Шимона вместе со всеми братьями.

Выполняя последнюю волю отца, Шимон и его братья перенесли саркофаг с телом Яакова в страну Кнаан и погребли в семейной усыпальнице — пещере Махпела. А затем все братья вернулись в Египет (Седер адорот).

Шимон умер в Египте в 2313 году (1447 г. до н.э.) в возрасте 120 лет. Впоследствии саркофаг с его телом также был перенесен из Египта и погребен в городе Мегада, находившемся в наделе его колена (Седер адорот).

Колено Шимона [↑]

Потомки Шимона составили одно из двенадцати колен народа Израиля, и наряду с коленами Реувена и Леви, они не служили в Египте идолам (Бемидбар раба 13:8).

В синайской пустыне, на второй год после выходы из Египта, колено Шимона составляло 59 тысяч 300 мужчин в возрасте от двадцати лет и старше, и было одним из самых больших. Вместе с коленами Реувена и Гада, оно входило в стан Реувена, располагавшийся к югу от Шатра Откровения (Бемидбар). Знамя колена Шимона имело зеленый цвет, и на нем была изображена стена города Шхема (р. Бхайе, Бемидбар 2:2).

Около 24 тысяч мужчин из колена Шимона погибли во время мора, начавшегося из-за греха одного из вождей этого колена Зимри бен Салу (Бемидбар 25:6-14). И перед вступлением в Землю Израиля это колено оказалось самым малочисленным — всего 22 тысячи 200.

При разделе Земли Израиля потомки Шимона получили «надел среди надела сынов Иеуды» (Йеошуа 19:1). Их города располагались по всей территории колена Иеуды и были удалены друг от друга — в соответствии с предсмертным предсказанием праотца Яакова: «Рассею их в Израиле» (Рамбан, Берешит 49:5-7).

Среди потомков Шимона было особенно много учителей и переписчиков Торы —соферов (Раши, Берешит 49:7). По одной из версий, из колена Шимона происходил раби Шимон бар Йохай (Рашби), написавший основополагающую книгу каббалы — книгу Зоар (Шивтей нахалатэха с.53-54).

Выводить материалы