Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Исток»

В конце предыдущей главы мы читали про Пинхаса, внука Аарона-священника, который одним ударом копья поразил двух людей ­руководителя колена Шимона и его возлюбленную-мидьянку. Поразил за прелюбодеяние.

Но вот что странно. История с Пинхасом не закончилась тогда вместе с окончанием главы, а продолжена в следующей. Почему? Автор «Большой книги заповедей» («А-Смаг»), раби Моше, известный законоучитель, живший в 13 веке, пишет, что рассказ про Пинхаса не случайно разделен на две части, читаемые с недельным перерывом. Посмотрите, где проходит раздел. Первая часть рассказа, «оставшаяся» в главе «Балак», посвящена непосредственно эпизоду. А в начале нашей главы рассказывается о награде, которую получил Пинхас: все его прямые потомки навечно приобретали священство — особую роль в Храме со всеми привилегиями, обязанностями и правами. Так вот, из того, как разделен эпизод, мы можем выучить важное правило: если кто-то решительно берет на себя функции судьи и судебного исполнителя в каком-либо не терпящем отлагательств деле, не дожидаясь, когда его рассмотрит настоящий еврейский суд, и поступает по своему усмотрению, — не следует спешить с наградой такому исполнителю. Ибо, возможно, он ошибся, и тогда не поздравления ему полагаются, а суд и наказание за самоуправство.

Так получилось, что Пинхас оказался прав, — в тот момент действительно надо было торопиться, ибо смертельная болезнь, начавшая косить евреев за их увлечение местными, весьма распущенными девушками, успела унести двадцать четыре тысячи душ. Но мы-то знаем, что не всегда решительные действия — предпринятые даже с самыми благими намерениями — оправданы и правомерны…

Содержание главы: перепись евреев, стоявших накануне входа в Святую землю после сорока лет блужданий по пустыне; указание о предстоящем разделе земли между коленами; законы о праздниках и о жертвоприношениях в Храме, сопутствующих им.

Но вернемся к Пинхасу. Посмотрим еще раз, что он сделал. Евреи подходят к границам обещанной им страны. Они сильны и выигрывают битвы одну за другой. Местные племена, прекрасно зная, что от судьбы соседствовать с евреями им не уйти, пытаются что-то предпринять: одни готовятся к отпору, другие ищут компромиссные решения. Моавитяне избирают нестандартный путь — они решают породниться с евреями. Почему бы нет? Начинаем добрососедские отношения, устанавливаем кровные связи. Пусть все хорошее, что есть в Моаве и Израиле, объединится. Будем жить открытым, современным обществом, без пережитков. У евреев берем этику, самоотверженность, преданность идеалам отцов, у Моава ­его культовые ценности. Так, кстати, и поступил руководитель колена Шимона, который открыто, на глазах у всех, пригласил к себе в шатер дочь царя страны Мидьян. Не для светской беседы, заметьте… Неужели найдутся ретрограды, протестующие против мира между народами и объединения культур? Кто против? Пинхас? Передайте ему, что эпоха железных занавесей канула в вечность. Да и какое ему дело — кто с кем и когда? Может, у нас любовь!

Пинхас был против. Он происходил из колена Леви, того самого Леви, который однажды в компании со своим братом Шимоном вырезал целый город. Та история известна всем. Когда-то жители Шхема тоже захотели породниться с евреями — большой и сильной семьей патриарха Яакова, внука известного и всеми почитаемого в Кенаане праведника Авраама. Сыну шхемского царя приглянулась дочь Яакова Дина, он умыкнул ее, изнасиловал, потом, прислушавшись к своим высоким чувствам, тоже задумался — а вдруг у него любовь? Срочно были отправлены сваты к Яакову (но Дину пока не отпустили!). Братья Дины выдвинули встречное требование — чтобы шхемцы обрезались. Те, обрадовавшись, что еврейское добро само плывет в их руки, согласились. После чего «взяли два сына Яакова — Шимон и Леви — по мечу, напали бесстрашно на город и перебили всех мужчин… за то, что обесчестили их сестру» (Берешит, гл.34).

Смотрите, предки проявили ту же решительность, что и Пинхас через пару столетий после них. Да и корень интриги оказался скрытым в той же человеческой слабости — любви к обмену культурами через взаимоотношения полов. Но теперь потомок Леви убивает потомка Шимона. Роли разделились…

Так почему же Пинхас решил повторить «подвиг отцов»? Ответ дан в Торе, в начале истории с Пинхасом. «И начал народ блудодействовать с дочерьми Моава. А те призвали (еврейский) народ к жертвоприношениям своим божкам. Ел народ и поклонялся их божкам. И прилепился Израиль к Бааль-Пеору (так звали местного главного идола)».

Начали с дружбы народов, а пришли к идолопоклонству. И если бы не решительность Пинхаса — трудно сказать, что сталось бы с евреями, «прилепившимися» к чужим божкам, которые приходят, прикрывшись дружбой, любовью и прочими «положительными ценностями».

И все же подвиг Пинхаса — не для повторения. Мы не учимся у него, как надо поступать со своими единоверцами, почему-либо ведущими себя не так, как нам хотелось бы. На все случаи есть еврейский суд, который взвесит все доводы и найдет средства воздействия на провинившихся — если они действительно провинились. А если нам хочется непременно кого-то судить, объект всегда под рукой: каждый судит сам себя. Поверьте, здесь всегда есть что исправить.


Для того чтобы стать хорошим учителем, надо учиться 5 лет и ещё хотя бы 3 года стажа. Получается, учителям требуется 8 лет учёбы, чтобы родители могли доверить им своё чадо на несколько часов в день. А сколько учились мы, чтобы стать мамой и папой на всю жизнь? Читать дальше

Как вырастить ребенка гением

Рав Михаэль Гитик

Многие родители готовы чуть ли не с младенческого возраста вкладывать в руки ребенку скрипку. Иудаизм считает, что воспитывать детей следует в соответствии с проявленными ими наклонностями. В противном случае, речь будет идти о банальной дрессировке.

Дисциплина

Эстер Оффенгенден

Маленький ребенок должен чувствовать себя в огромном мире очень напуганным. Единственное, что спасает ребенка, — сильные родители.

«Обязанности учеников» (Ховат аталмидим) 4. Главное о душевных болезнях и их лечении

Рав Келонимус Калмиш Шапиро,
из цикла ««Обязанности учеников» (Ховат аталмидим)»

Путь еврейского самовоспитания.

«Обязанности учеников» (Ховат аталмидим) 3. Учись учиться

Рав Келонимус Калмиш Шапиро,
из цикла ««Обязанности учеников» (Ховат аталмидим)»

Путь еврейского самовоспитания.

Как уберечь детей от влияния улицы

Рав Яков Доктор

Многие родители сталкиваются с проблемой отрицательного влияния улицы. В детском и особенно в подростковом возрасте важнейшим мнением для человека является мнение его сверстников. Ради того, чтобы им понравиться, он готов на любые жертвы. Поэтому нередко конкуренции с мнением улицы родительский дом не выдерживает. А если на улице доминируют дурные компании, это грозит семье настоящей бедой. Я лично знаю несколько подобных случаев

Яаков и Эйсав

Рав Шимшон Рефаэль Гирш

«Голос — голос Яакова, руки — руки Эсава». Так Тора аллегорически выражает основную идею иудаизма: жить земной жизнью, исполняя Б-жьи заповеди

От внучки и дочери 2

Журнал «Мир Торы»

Одной из немногих советских еврейских семей, не боявшихся вести религиозный образ жизни, была семья р. Ицхака и Гиты-Леи Зильберов. Их дочь делится воспоминаниями об уловках, которые приходилось предпринимать для того, чтобы остаться евреями, верными Творцу.

Как ухаживают за тяжелораненым?

Хафец Хаим,
из цикла «Притчи Хафец Хаима»

Дурное начало хочет поранить нашу душу, отвлекая от служения Б-гу. Лекарством от его влияния является Тора.