Из цикла «Очерки по недельной главе Торы», темы: Недельная глава, Корах, Еврейские качества, Критика, Реувен Пятигорский, Конфликты и ссоры
«Корах, сын Ицеара, сын Кеата»
Одиннадцать раз приведено имя Кораха в нашей недельной главе, и все одиннадцать раз с неполным написанием (без буквы «вав»). Мудрецы так объяснили его имя. Буквы «коф», «реш», «хет» указывают на три главные качества Кораха: «кина» (зависть) — завидовал величию Моше и его авторитету среди евреев; «ромемут» (величие) — добивался высокого положения, стремился к власти; «хемда» (вожделение, страсть) — страстно рвался наверх, снедаемый неимоверным тщеславием.
В трактате «Пирке Авот» (4, 21) сказано: «Три человеческих качества — зависть, страсть и тщеславие — выводят человека из мира». И этими отрицательными качествами обладал Корах. О том, чем он кончил, написано в Торе.
Горе его соседу!
Сказали наши мудрецы: «Горе злодею и его соседу!» Почему злодею — ясно: потому что рано или поздно он понесет наказание за свои дела или от людского суда, или от Высшего. Но почему соседу?
Бунтовщик Корах происходил из рода Кеата, сына Леви. Известно, что род этот стоял к югу от Переносного Храма на всех остановках в походе по Синайской пустыне (см. Бемидбар 3, 29). Левиты ставили шатры рядом с Переносным Храмом, а по внешнему периметру еврейского лагеря располагались остальные колена. Написано (там же, 2, 10): «Знамя Реувена — к югу». Датан и Авирам, оба реувениты, жили по соседству с зачинщиками бунта из потомков Кеата.
Не убереглись соседи от плохого влияния, пошли за Корахом. И пострадали вместе с ним.
«Зачем возноситесь над святой общиной?»
Раби из Коцка, еврейский мудрец, живший в первой половине прошлого века, как-то заметил: «Воистину удивительно, что когда кто-то восстает против руководителей еврейского народа, то всегда обвиняет их в том, чего за ними не водится. Поэтому, если вы хотите узнать, каковы качества наших праведников и руководителей, выслушайте их врагов — они вам скажут все с точностью наоборот».
Пример мы находим в истории с Корахом. Он поднялся на Моше, о котором сама Тора сказала — «самый скромный из всех людей земли (и в прошедшем, и будущем)». В чем обвинил Корах пророка Моше? В высокомерии, заносчивости и тщеславии. Написано (Бемидбар 16, 3): «Собрались против Моше и Аарона и сказали им: полно вам! вся община — святая (а не только вы)… Зачем возноситесь над святой общиной?»
Восстающие против праведников всегда выдают низость своих замыслов тем, что выдвигают самые фантастические и непродуманные обвинения. Ну не удивительно ли?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Потомки Эсава постоянно возводили напраслину на еврейский народ. О корнях «кровавого навета», жертвами которого стали тысячи наших братьев.
Батшева Эскин
Кто на самом деле управляет миром? В каждый период истории у конспирологов находится свой ответ на этот вопрос…
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5050 (1290) году около 16 тысяч евреев было изгнано из Англии. Только через 400 лет евреи вернулись в Англию.
Браха Губерман
Жизнь рабейну Тама, величайшего мудреца и раввина
З. Рубашев
Статья рассказывает о "лжемашиахе" Якове Франке.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В 5108 (1348) году в Европу пришла чума. За два года эпидемия унесла миллионы жизней, но почти не задела евреев, соблюдавших кашрут.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
В начале «нового времени», когда страсти в Германии улеглись, все ужасы средневековой Европы пришлось испытать и польским евреям.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Христианские реформаторы и их отношение к евреям
И. Чериковер
Знаменитый процесс 1840 года.
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Два крестовых похода способствовали усилению религиозного фанатизма в странах Западной Европы. Ненависть черни к евреям сопровождалась повышенной подозрительностью.
Михаил Френкель,
из цикла «История евреев Стамбула»
Жители еврейского квартала постоянно страдали от издевательств
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»
Папы сдерживали толпу от антиеврейских выступлений, намереваясь, таким образом, привести евреев к добровольному крещению