Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Для праведника, который преодолевает в себе зло и поступает так, как это требует от него Творец и Его Тора, злое начало — это самое большое благословение. Именно благодаря влиянию злого начала у него есть свобода выбора.»Виленский Гаон. Комментарии на свиток Эстер
Тема

Дина, дочь Яакова

Дина — дочь праотца Яакова и праматери Леи, родилась в 2199 году (1561 г. до н.э.), в стране Арам, где жил в то время Яаков со своей семьей, когда служил арамейцу-Лавану. Имя «Дина» происходит от слова «дин» —«суд». В Пятикнижиикниге Берешит) рассказывается известный эпизод, связанный с Диной: Вернувшись в Землю Израиля, Яаков поселился у города Шхем, но в 2206 году (1554 г. до н.э.), здесь произошло несчастье. Дину выкрал и изнасиловал сын правителя Хамора, которого тоже звали Шхем. После этого Шхем, сын Хамора, пришел вместе с отцом к Яакову просить руки Дины. Сыновья Яакова поставили условие: для того, чтобы породниться с их семьей, все мужское население города должно сделать себе обрезание. На третий день после обрезания, когда жители Шхема чувствовали наибольшую слабость, братья Шимон и Леви вошли в город, забрали Дину и убили мечом всех мужчин. Праотец Яаков осудил этот поступок.​

Оглавление

Рождение Дины и смысл ее имени [↑]

Дина, дочь Яакова, родилась у него после сына Звулуна, шестого сына Леи. К тому времени Рахель, сестра Леи, все еще ходила бездетная. Из пророчества было известно, что у Яакова от его четырех жен — Леи, Рахели и служанок Билы и Зилпы — родится 12 сыновей, которые станут главами 12-ти колен Израиля.

Если бы у Леи родился еще один сын, то на долю Рахели могло выпасть рождение только одного мальчика, так что ее доля в создании еврейского народа была бы меньше, чем каждой из служанок, у которых уже было к тому времени по два сына. Поэтому Лея, забеременев, начала молиться, чтобы у нее родилась девочка.

Вс-вышний принял ее молитву и изменил пол ребенка в ее чреве — теперь у Леи должна была родиться девочка. А вскоре и у Рахели родился ее первый сын, Йосеф.

Когда девочка родилась, Лея назвала ее Диной, показывая тем самым, что рассудила, каким будет пол этого ребенка (от слова «дин» —«суд», как указано выше).

Мидраш сообщает, что не только Лея, но и остальные жены Яакова стали просить Вс-вышнего: «Хватит нам сыновей! Дай теперь детей Рахели». Фраза «нам хватит», «достаточно» — на иврите звучит так: «дайену». Имя Дина может быть образовано и от этого корня.

Причины происшествия в Шхеме [↑]

Несчастье, произошедшее с Диной в Шхеме (см главу «Ваишлах» книги Берешит — Берешит, 34), было не случайным. Для этого было несколько причин.

Во-первых, Яаков был наказан за то, что надолго поселился в Шхеме и не выполнил своего обещания Вс-вышнему: когда он покидал отцовский дом, спасаясь от преследования Эсава, он пообещал, что, если вернется, станет отдавать Вс-вышнему десятую часть своего состояния, но так и не принес обещанных приношений. И только после случая с Диной Яаков, по указанию Свыше, пошел в место Бейт Эль (в переводе с иврита — «дом Б-га»), построил жертвенник и принес на нем жертвы Б-гу (Берешит, 35:1).

Другая ошибка, которая ставится в вину Яакову, состояла в том, что, встретившись с Эсавом, он спрятал от него Дину. Как говорит мидраш, если бы он выдал Дину за Эсава, не случилась бы трагедия в Шхеме, и, кроме того, будучи праведницей, она вернула бы Эсава к служению Творцу.

Причиной произошедшего было и неосмотрительное поведение самой Дины, которая вышла из своего дома и пришла на праздник, устроенный для женщин Шхема — Тора говорит об этом: «И вышла Дина, дочь Леи,… осмотреться среди дочерей той земли» (Берешит, 34:1).

Когда в Торе рассказывается об этом, Дина именуется дочерью Леи, а не дочерью Яакова. Раши объясняет, что Лее тоже было свойственно «выходить», как сказано: «и вышла Лея ему (Яакову) навстречу и сказала: Ко мне войди, ибо за плату я тебя наняла, за мандрагоры сына моего!» (Берешит, 30:16). Хотя Леей руководили праведные устремления — после этого говорится, что Б-г услышал ее, и она родила сына (Берешит, 30:17) — поведение ее может показаться не вполне скромным.

Поступок Шимона и Леви и его последствия [↑]

Когда сыновья Яакова предложили Шхему и Хамору сделать обрезание всем жителям города, они, по выражению Торы, говорили «с хитростью» (Берешит, 34:13), т.е. изначально не собирались отдавать Дину. Их замысел заключался в том, что условие не будет принято, а если и будет, они воспользуются тем, что шхемские стражники ослаблены, силой заберут Дину из дворца, накажут сына правителя и уйдут подальше от этих мест (комментарии Рамбана к Берешит, 34:13).

Шимон и Леви, однако, поступили иначе. В ярости они убили не только Шхема, но и слуг, а затем и всех мужчин города.

Вскоре после этого окрестные ханаанские князья созвали свои дружины, чтобы отомстить за разорение Шхема. Но сражение не состоялось: перед битвой врагов охватил внезапный страх: «и был ужас Б-жий на городах, которые вокруг них, и не преследовали сынов Яакова» (Берешит 35:5).

Однако через семь лет, в 2213 году (1547 г. до н.э), когда Яаков и его сыновья вновь перекочевали на обширные пастбища возле Шхема, ханаанские правители все же осуществили свое намерение. Объединившись, они напали на семью Яакова. Призошел ряд тяжелых сражений, в результате которых над врагами была одержана нелегкая победа (см. Ялкут Шимони, 133).

Праотец Яаков осудил поступок Шимона и Леви — с одной стороны потому, что видел в этом опасность восстановить против себя местные народы (как и случилось), с другой — из-за того, что считал отрицательным качеством необузданный гнев, проявившийся в этой истории у двух его сыновей. Известны слова Яакова, произнесенные им перед смертью: «Шимон и Леви, братья, орудия хищничества свойственны им. В совет их да не войдет душа моя, с обществом их не единись, честь моя! Ибо они в гневе своем убили мужей и по воле своей подрезали жилы вола. Проклят гнев их, ибо силен; и ярость их, ибо тяжела. Разделю их в Яакове и рассею их в Израиле» (Берешит, 49:5-7). Заметим, что Яаков проклинает «их гнев» и «их ярость», но не самих братьев.

Оснат — дочь Дины [↑]

Как объясняют комментаторы, после того, как Дину захватил в плен Шхем, сын Хамора, у нее родилась дочь Оснат.

Братья не хотели оставлять ее в семье: она стала бы постоянным напоминанием о событии, произошедшем с Диной. Поэтому Оснат была отослана. Яаков повесил ей на шею табличку (или кулон) с Именем Б-га, чтобы Он хранил девочку.

Затем чудесным провидением Оснат попадает в Египет, в дом Потифара, куда ,как известно, попал и Йосеф после его продажи.

Увидев на шее у Оснат табличку-кулон, Йосеф понял, что она родом из его семьи, и подходит ему в жены. Когда впоследствии он был назначен фараоном на высокий пост и получил указание жениться, то выбрал именно Оснат.

Повелевая Йосефу жениться, фараон предполагал, что тот возьмет в жены одну из египтянок и таким образом ассимилируется в египетском обществе. Но Б-г устроил так, что «дочь Потифара», египтянка на вид, оказалась еврейкой, и, взяв ее в жены, Йосеф не отказался от своего еврейства, а только укрепил с ним связь.

Дальнейшая судьба Дины [↑]

Когда Шимон и Леви пришли забирать Дину, ей было стыдно возвращаться в свою семью. Она думала, что теперь никто не захочет на ней жениться.

Тогда Шимон пообещал жениться на ней — в то время такие браки не были запрещены. В Торе перечисляются сыновья Шимона, спустившиеся в Египет вместе с остальными членами семьи Яакова: «А сыны Шимона: Йемуэль, и Йамин и Оад, и Йахин и Цохар, и Шауль, сын ханаанеянки» (Берешит, 46:10). Раши объясняет, что здесь имеется в виду Дина, попавшая в плен к ханаанеям.

В Мидраше Берешит Раба(раздел «Ваешев») приводится другое мнение: Шимон не женился на Дине в обычном понимании этого слова, но привел ее в дом и взял под свою защиту. Он также обязал сынов Израиля во время Исхода из Египта вынести ее останки вместе с останками всех сыновей Яакова.

Есть также мнение, приводимое в Талмуде(трактат Бава Батра) и в некоторых мидрашах о том, что Дина была женой Иова.

Дина похоронена в Земле Израиля, скорее всего — в районе горы Арбель, к северо-востоку от Тверии.​

Выводить материалы