Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Ваишлах

16 ноября 2010, 14:07

Отложить Отложено

Мы сегодня поговорим о трагедии, произошедшей с дочерью Якова, Диной. В чём вина Якова, из-за которой произошло это несчастье? Наши мудрецы называют причину, трудную для понимания. Яков не хотел, чтобы его брат Эйсав «положил свой глаз» на Дину, поэтому во время знаменитой встречи между ними он спрятал её. В наказание она попала в грязные лапы Шхема, сына Хамора. Если бы Дина стала женой Эйсава, то вполне вероятно, что она сумела бы изменить его и возвратить к полной тшуве. У Дины была особая сила пробуждать святость, и только она была на это способна. Давайте представим на минуту: злодей Эйсав -- бандит, насильник и убийца, предводитель целой банды головорезов, имеющий уже трёх жён, а также детей и внуков, закоснелый в своём многолетнем злодействе, ведь они с Яковом ровесники -- и вот, этот Эйсав мог забрать себе юную Дину?! А Яков ради шанса, пусть даже реального, вернуть брата к тшуве должен был  не делать ничего, что помешало бы Эйсаву обратить на Дину внимание. И если бы Эйсав потребовал её себе, знать, что это Свыше и в этом предназначение его дочери. Между прочим, Йосеф за такой же поступок, когда во время той же встречи он закрыл собой свою мать Рахель, чтобы она не приглянулась Эйсаву, наоборот, получил в награду особое благословение неуязвимости к сглазу. Чем ближе человек к Б-гу, тем больше  требует с него Творец и стороже к нему относится. То, что в данном случае требовалось от Якова, очень тяжело для нашего понимания, это действительно сложная тема.

             «И прилепилась душа его к Дине, дочери Якова…». Произошло нечто исключительное, обычно после утоления страсти насильник теряет к своей жертве интерес. Но здесь, наоборот, с каждой минутой Шхем привязывался к Дине всё сильнее, был готов исполнить любое её желание, и хотя она была в полной его власти, был готов подчиниться ей и пойти ради неё на любые жертвы. Почему это произошло? Святой Ор Ахаим в главе «Ки тице» открывает эту тайну. В результате греха первого человека, добро со злом перемешалось, и множество святых душ попало в плен к клипе. Поэтому среди народов мира есть большой потенциал святости, есть множество душ, относящихся к народу Израиля. Часть этих душ имеют достаточно силы и способны полностью перестроить личность человека, в котором находятся. Это праведные герим, которые присоединяются к нам из разных народов. Но есть души, которые такой силы не имеют,  но в результате общения с евреями получают исправление и освобождаются от власти того, в ком находятся. Внутри личности Шхема находилась душа святого праведника, таны рабби Ханании бен Тардиона, этим объясняется его особая привязанность к Дине. Святость притягивает себе подобное, как магнит. За время пребывания Дины у Шхема его душа полностью освободилась. Через много лет она пришла в мир в виде рабби Ханании бен Тардиона.

            «И  ответили сыны Якова Шхему и Хамору, отцу его, с хитростью…». Ор Ахаим объясняет, что хитрость состояла вот в чём. Преступление Шхема не может не возмущать. Поэтому, если бы братья говорили спокойно, и так поставили бы своё условие, Шхем и Хамор заподозрили бы подвох и на их условия не пошли бы. Но братья не скрывали своего гнева, они кричали, обвиняли и оскорбляли. Поэтому Шхем и Хамор поверили, что они действительно говорят то, что думают, и согласились на их предложение.

За что сыновья Якова казнили жителей Шхема и перебили всё мужское население города? Рамбам в своих «Законах царей»  пишет о законах, обязательных для всех народов мира -- семи заповедях  сыновей Ноаха. Одна из них – это «диним»,  обязанность установить суды в каждом месте и судить нарушителей этих заповедей. За несоблюдение   семи заповедей  каждый сын Ноаха,  т.е. любой человек  подлежит смерти.

            Рамбан не согласен с этой трактовкой. Ведь если так, то сам Яков должен был первым пойти на город с мечом, а не сердиться на своих сыновей за то, что они, не боясь никого, совершили мицву. «Диним», по Рамбану, это не обязанность устанавливать суды в каждом месте, а законы кражи, обмана при торговле, удержания платы наёмному работнику, законы убытков, ссуд и  торговли --  все те, что есть и у нас, евреев. Разница только в том, что за несоблюдение каждого из семи законов сын Ноаха подлежит смерти, в отличие от еврея, для которого предусмотрены в случаи нарушения имущественных законов  различные штрафы и платяжи. А жители Шхема подлежали смерти не  из-за одной этой истории. Как и остальные жители Кнаана, они были идолопоклонниками и развратниками, и потому сыновья Якова послужили орудием мщения и за честь сестры, и за нарушение всех семи законов. Для этих  людей  обрезание было не настоящим гиюром, а просто уловкой для того, чтобы извлечь из союза с семьёй Якова материальную пользу. О семи заповедях сыновей Ноаха сегодня много говорят. Повторим, что в нашем комментарии к недельной главе представлены два мнения: согласно Рамбаму,  «диним» - это обязанность установить суды, контролируещие выполнение законов, а по Рамбану, «диним» - это собственно установления и законы имущественного права, собранные в Хошен Мишпат в Шулхан Арухе.

            «Ор Ахаим» говорит, что, диктуя свои условия Шхему и Хамору, братья не собирались убивать всех мужчин города. Они стремились освободить сестру и покарать Шхема, отстоять честь семьи. Но Хамор и жители города встали на защиту Шхема, они угрожали жизни Шимона и Леви и этим подвели себя под закон «родеф» -- преследователь. Есть такая мицва -- спасти преследуемого, даже ценой жизни преследователя. Кроме того, жители города повинны в «гезеле» -- краже человека и использовании его, вопреки его воле, как раба. А имущество города  сыновья Якова присвоили себе в качестве компенсации за моральный ущерб. В законе морального ущерба «бошет» действует принцип:  чем ниже, презреннее оскорбитель и выше пострадавший, тем плата за стыд больше. Никакое имущество не может быть достаточным, чтобы возместить оскорбление, нанесенное семье Якова.

                        Из рассказов о праведниках

12 Кислева юрцайт рабби Аврума Дова из Овруча, автора книги «Бат аин» זצק''ל זי''ע. Рабби Аврум Дов -- ученик автора «Меор Эйнаим» זצק''ל זי''ע, а после его смерти ученик и друг его сына, Магида из Чернобыля זצק''ל זי''ע. Был раввином в городе Овруч на Украине, его книга говорит о служении и о достижении истинного смирения. Рабби Аврум удостоился подняться в Эрец Исраэль. Через некоторое время после прибытия на Святую Землю, без всякого видимого повода, в будний день, он вдруг устроил праздничную трапезу. В ответ на расспросы он рассказал, что  слышал от евреев, приезжающих из Святой Земли, что в Эрец Исроэль даже обычные камни сверкают, как алмазы. Но приехав, ничего подобного не увидел -- камни как камни. Безусловно, решил он, это потому, что он человек слишком грубый и не способен воспринимать святость. Поэтому он много постился и проводил «сегуфим», чтобы стать чуть-чуть одухотворённее. И вот, сегодня, наконец, увидел, что камни Земли Израиля действительно сверкают, как алмазы.    

 В день знаменитого землетрясения в Цфате он после утренней молитвы из синагоги не ушёл, а продолжал молиться в талите и тфилин. Около полудня он вдруг  громко закричал: «Все ко мне!». Евреи, которые были в синагоге, и те, кто услышали его призыв  с улицы, стали подбегать к нему. Через несколько минут началось землетрясение, и почти весь город погиб. Рухнула и эта синагога. Но та часть, где стоял Ребе, уцелела, и те, кто были рядом с ним, не пострадали. И сегодня в Цфате можно видеть в синагоге «Овруч» эту границу: здесь всё было разрушено и пришлось  восстанавливать, а здесь был Ребе и те, кто с ним.

 

Рабби Симха Биним из Пшисхи זצק''ל זי''ע говорит, что человеку, желающему достичь «двекута» -- внутренней привязанности к Б-гу, можно посоветовать следующее. В каждом деле, большом и малом, просить у Творца благословения и помощи. Для этого необязательно быть в талите и тфилине, и не нужно уединение, это возможно в любых условиях. В этом совете есть две пользы. Во-первых, Всевышний отвечает молитвам, во-вторых, так человек проживает всю свою жизнь с Б-гом.

 

                                                                                                                            Агит  Шабос,   Яков Доктор.

                                                                                                                                                                           

Теги: Недельная глава