Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Шхем

Древний город Шхем, бывшая столица Самарии, где находится гробница Йосефа-праведника, сегодня населен преимущественно мусульманами, которые называют его Наблус.

Шхем (в русской традиции Сихем) — город, расположенный в Самарии (Шомроне), в долине между горами Эйваль и Гризим. Шхем упоминается еще в первой книге Пятикнижия. После завоевания Земли Израиля Иеошуа бин Нуном на горах Эйваль и Гризим вблизи Шхема произошла церемония чтения благословлений и проклятий: благословений, которые получат евреи при соблюдении союза между ними и Вс-вышним, и проклятий, которые обрушатся в случае несоблюдения (Дварим, 27; Йеошуа 9, 30-35). При разделе Земли Израиля между 12-тью коленами, город Шхем попал в удел колен Эфраима и Менаше — сыновей Йосефа, внуков праотца Яакова. Здесь же находится могила Йосефа. В настоящее время на месте Шхема расположен арабский город Наблус (Наблус — от лат. «Неаполис») с населением ок. 120-140 тысяч человек.

Оглавление

Во времена праотца Авраама [↑]

Шхем впервые упоминается в книге Берешит, в главе Лех Леха: «И прошел Аврам по земле до места Шхема, до Элон Море, а ханаанеец (был) тогда на земле» (Берешит, 12:6; имяпраотца Авраама тогда еще было «Аврам»).

Раши объясняет, что Ноах (Ной) отдал территорию Земли Израиля своему сыну Шему, потомком которого и был Авраам (сам Шем назван в Торе Малки-Цедеком, царем Шалема, т.е. Иерусалима). Однако ханаанские народы — потомки Хама, другого сына Ноаха — отняли у Шема эту территорию. Когда Авраам подошел к Шхему, Вс-вышний открылся ему и пообещал дать (по Раши получается — вернуть) эти земли его потомкам: «И открылся Б-г Авраму, и сказал: потомству твоему Я дам страну эту. И построил там жертвенник Б-гу, открывшемуся ему» (Берешит, 12:7).

Праотец Яаков и его семья в Шхеме [↑]

Когда праотец Яаков вернулся в Землю Израиля (называемую тогда «землей ханаанской» — «эрэц кнаан») из Падан-Арама, где он работал у Лавана и где он женился и стал отцом большого семейства, он поселился недалеко от Шхема, назвав то место Суккот (буквально — «шалаши»). Участок земли был куплен у правителя города Шхем за большие деньги. Это одно из трех мест, купленных нашими предками в Земле Израиля (два других — это Пещера Праотцов в Хевроне и Храмовая Гора в Иерусалиме). В наше время эти три места находятся в руках арабов и являются главными точками культурно-религиозного противостояния.

За то, что Яаков забыл свое обещание — по возвращении на родину принести благодарственные жертвы Вс-вышнему, с его семьей произошло несчастье: его дочь Дину выкрал и обесчестил сын правителя Шхема. После этого он, удерживая Дину в плену, пришел вместе со своим отцом просить руки Дины у Яакова. Но сыновья Яакова поставили условие: жители Шхема должны сделать обрезание. На третий день после обрезания, когда жители Шхема еще не оправились после операции обрезания, братья Шимон и Леви вошли в город и убили всех мужчин, отомстив таким образом за свою сестру.

История со Шхемом обострила отношения с правителями окрестных ханаанских городов. Они хотели напасть на Яакова и его семью, но испугались: как можно воевать, если всего лишь два юноши из этой семьи смогли уничтожить целый город?

Мидраш рассказывает, что через семь лет после этого они все-таки осуществили свой план. Когда сыновья Яакова вернулись в окрестности Шхема для выпаса отцовских стад, ханаанцы напали на них, и братьям пришлось тяжело сражаться (Ялкут Шимони, 133).

Другим мрачным событием, произошедшим вскоре в тех же местах, была известная история с продажей Йосефа его братьями. Яаков послал своего любимого сына проведать братьев, пасших скот возле Шхема. Когда Йосеф приблизился к ним, они решили совершить над ним суд, т.к. давно считали его самозванцем, стремящимся властвовать, не имея на то никаких прав.

Братья бросили его в яму, но вскоре решили не убивать, а продать Йосефа торговцам, идущим в Египет. Рубашку же его братья намочили в крови козленка и принесли Яакову — как доказательство, что Йосеф погиб (Берешит, 37:13-36).

Шхем во времена Иеошуа бин Нуна [↑]

Через 22 года после продажи Йосефа, в 2238 году (1522 г. до н.э.), семья Яакова спустилась в Египет. Прошло 210 лет египетского изгнания, затем еще 40 лет странствий по пустыне — от Исхода из Египта под руководством Моше (Моисея) до входа в Землю Израиля во главе с его учеником, Иеошуа бин Нуном.

Незадолго до своей смерти Моше передал евреям повеления Вс-вышнего относительно деталей вхождения в Землю Израиля: после перехода через реку Ярден (Иордан) следовало следующее: «…установи себе камни большие и покрой их известью. И напиши на них все слова Учения этого по переходе твоем… И будет: когда перейдете Ярден, установите камни, о которых я повелеваю вам сегодня, на горе Эйваль, и покрой их известью; И построй там жертвенник Г-споду, Б-гу твоему, жертвенник из камней, не занеси над ними железа…и вознеси на нем всесожжения Г-споду, Б-гу твоему. И заколешь ты мирные жертвы, и будешь есть там и радоваться пред Г-сподом, Б-гом твоим» (Дварим, 27:2-6). Существует мнение, что на камнях были записаны в сжатом виде заповеди Торы.

Евреи получили через Моше еще один приказ: перейдя Ярден, шесть колен должны подняться на гору Гризим и шесть — на гору Эйваль. В долине между ними расположатся левиты и, обращая лицо поочередно к обеим горам, будут произносить благословения (в сторону горы Гризим) и проклятия (в сторону горы Эйваль), а все евреи будут отвечать «Амен» (Дварим, 27; см. также Книгу Иеошуа,9:30-35).

Горы эти находятся возле города Шхем, одна напротив другой. До сих пор на горе Эйваль существуют развалины жертвенника (фотографии жертвенника, гор Эйваль и Гризим, а также Шхема см. в фоторепортаже А.Коэна).

При Иеошуа бин Нуне произошло завоевание Земли Израиля и раздел ее между еврейскими коленами. Шхем отошел к коленам Эфраима и Менаше, сыновей Йосефа. Здесь был похоронен и сам Йосеф, прах которого, как и прах всех сыновей Яакова, был перенесен из Египта.

Из Книги Иеошуа также известно, что Шхем стал одним из городов-убежищ для невольных убийц, «чтобы мог убегать туда убийца, убивший человека по ошибке, без умысла… дабы не умер он от руки кровомстителя, доколе не предстанет пред общиной» (Иеошуа, 20:3, 9). Такие города были предоставлены для жительства левитам, занимавшихся служением в Храме и не имевших своего надела.

Шхем в эпоху Судей и Царей [↑]

В Книге Шофтим (Книге Судей) рассказывается, как сын судьи Гидеона от наложницы, взявший себе филистимское имя — Авимелех, убил семьдесят своих братьев, чтобы воцариться в Шхеме. Единственный оставшийся в живых сын Гидеона Йотам пытался обличать Авимелеха перед жителями Шхема, стоя на горе Гризим, но вынужден был бежать. Жители сначала поддержали Авимелеха, но затем восстали, и он был убит. Годы его правления — с 2716 по 2719 (с 1044 по 1041 до н.э.).

Как Авимелех, так и шхемцы (и вообще многие евреи в то время), изменили Б-гу и начали поклоняться идолам (Шофтим, гл. 9).

При царе Шломо (Соломоне) город Шхем был столицей одного из северных округов, подчинявшихся Иерусалимскому царю.

После смерти Шломо в 2964 году (796 г. до н. э.) его сын и наследник Рехавам прибыл в Шхем для провозглашения его царем также и над северными областями (Млахим, I — Первая Книга Царств, 12:1—19). Однако, он не удержался у власти в этих местах. Еврейское царство раскололось на два — Южное Иудейское со столицей в Иерусалиме, в котором по-прежнему царствовал Рехавам, и Северное Израильское, первым царем которого стал Яровам (годы правления: 2964-2985/796-775 г. до н.э.).

В Первой Книге Млахим сообщается о том, что Яровам поселился в Шхеме и отстроил его (Млахим I, 12:25). Шхем — благодаря своему центральному географическому положению и плодородным землям — был в то время одним из самых богатых городов Северного Израильского царства.

Позднее район, прилегающий к Шхему, был назван Самарией (Шомрон), по имени города Шомрон, построенного царем Северного Израильского царства Омри (царствовал в 3010-3021/750 — 739 г. до н.э.).

Шхем — столица самаритян (кутим) [↑]

В результате нападений ассирийских царей колена Менаше и Эфраима, наряду с другими коленами Северного царства, были изгнаны из своих наделов и перевезены в Ассирию (на территорию современного Афганистана и Пакистана).

На их место в 3211 году (549 г. до н.э.) ассирийский царь Санхерив переселил особый народ — кутим (жителей месопотамского города Кутысм. Млахим 2, 17:24). Шхем стал их столицей, а их назвали шомроним — самаритянами, по месту их жительства в Шомроне (Самарии).

Кутим не знали, что переселены в необычное место. Земля Израиля не терпела идолов, которым они продолжали служить, и вскоре они подали жалобу Санхериву на то, что их преследуют львы, т.к. они не знают «законов Б-га той земли». Санхерив велел евреям выделить учителей для кутим, и те научили их Закону (Млахим 2, 17: 25-28). Кутим перешли в еврейскую веру и стали считаться евреями. Впоследствии, однако, мудрецы сочли их гиюр недействительным, так как они приняли на себя заповеди Торы исключительно из страха быть съеденными львами, а, кроме того, открылось, что, внешне приняв иудаизм, многие из них продолжили служить идолам.

В период возвращения евреев из Вавилонского плена самаритяне препятствовали восстановлению Иерусалима. После строительства Второго Иерусалимского Храма они построили свой храм на горе Гризим.

В хасмонейский период Йоханан Гиркан (годы правления 3642-3668/118-92 г. до н.э.) завоевал Самарию, разрушил Шхем и храм на горе Гризим, но самаритяне продолжали проводить там богослужения и жертвоприношения.

В правление римских императоров из династии Флавиев (I в. н.э.) недалеко от руин древнего Шхема, пришедшего в упадок, был построен языческий римский город, получивший название Флавия Неаполис. От него и происходит сохранившееся до сих пор арабское название Шхема — Наблус.

В городе поселились вышедшие в отставку римские легионеры и самаритяне из окрестных деревень. В III—IV вв. Неаполис был одним из главных римских городов провинции Палестина.

Экспансия христианства и строительство при императоре Зеноне в 4244 (484) г. церкви на руинах самаритянского храма привели к столкновениям между самаритянами и Византией.

После завоевания Неаполиса арабами в VII в. самаритяне продолжали проживать в городе. Однако, в XIV—XV вв., в период мамлюкского владычества, часть самаритян перешла в ислам.

В настоящее время самаритяне проживают в Холоне и в поселке Кирьят Луза на склоне горы Гризим, а небольшая их часть продолжает жить в старом Шхеме.

Шхем — арабский Наблус [↑]

В VII в. Шхем (точнее, Неаполис) был завоеван арабами. Византийские церкви были разрушены или перестроены под мечети.

В городе в то время проживали христиане — потомки римлян и греков-византийцев, самаритяне и вновь поселившиеся арабы-мусульмане.

В 1260 г. Шхем (Наблус) стал временным пристанищем для евреев, бежавших из захваченного и разрушенного мамлюками Иерусалима.

Начиная с XVI в. путешественники сообщали о возрождении еврейской жизни в городе.

Во время османского правления (с XVI в.) Шхем был одним из крупнейших городов Эрец-Исраэль, где процветали ремесла (например, мыловарение) и торговля.

В период британского мандата значение Шхема несколько уменьшилось, что связано как с возникновением крупных городов с еврейским населением на побережье Средиземного моря, так и с тяжелыми последствиями землетрясения 5687 (1927) г.

Во время арабских беспорядков 5696-5699 (1936—39) гг. главы местных кланов, контролировавших ситуацию в Шхеме, не поддержали антибританскую политику иерусалимского муфтия Хаджи Амина аль-Хусейни. При этом, Шхем стал местом формирования арабских отрядов, производивших нападения на евреев. В 5696 (1936) году еврейская община Шхема была вынуждена покинуть город.

Во время Войны за Независимость Шхем служил основной базой иракского экспедиционного корпуса. По соглашению о прекращении огня Шхем и окрестности остались в зоне оккупации Трансиордании и стали составной частью хашимитского королевства Иордании.

Во время Шестидневной Войны израильские войска ночью 29 Ияра 5727 (в ночь с 7 на 8 июня 1967) г. взяли город. В это время в Шхеме проживало 44.2 тыс. жителей — преимущественно мусульмане, незначительное число христиан и маленькая самаритянская община (менее 500 человек). Еврейская община города не была восстановлена.

В 5730-5740 (1970—1980-х) гг. большая часть самаритян покинула свой старый квартал в Шхеме и переселилась в новый поселок Кирьят-Луза на склоне горы Гризим.

В 5755 (1995) г. Шхем в соответствии с соглашениями в Осло был передан под контроль Палестинской автономии; население города насчитывало в этот момент около 120 тысяч жителей.

Конфликты в Шхеме в наше время [↑]

В 5742 (1982) году рядом с могилой Йосефа, которую религиозные евреи продолжали посещать, была основана ешива «Од Иосеф хай».

После соглашений в Осло гробница и ешива остались под контролем Израиля, тогда как сам город был передан под контроль Палестинской автономии.

Накануне праздника Суккот5757 (1996) Могила Иосифа была обстреляна арабскими террористами. Посланное туда подразделение Израильской армии было разгромлено, шестеро солдат убито. Террористы ворвались в гробницу, разрушили здание ешивы и сожгли сотни священных книг.

После этого инцидента охрана объекта была усилена — вместо сил гражданской безопасности она стала осуществляться пограничной полицией.

Во второй день Рош а-Шана 5761 (1 октября 2000) года, после беспорядков на Храмовой горе (которые стали началом второй интифады), отряд пограничной полиции подвергся нападению вооруженных палестинских полицейских (в рамках соглашений в Осло палестинские и израильские полицейские должны были вместе осуществлять патрулирование). Полицейские были одеты в гражданскую одежду, к ним присоединилась толпа, бросавшая камни с соседних крыш. Бои продолжались шесть дней, после чего 8 тишрея (7 октября) израильской армии и полиции пришлось покинуть Шхем.

Немедленно после этого арабы разрушили ешиву, сожгли и осквернили гробницу Йосефа.

На следующий день, 9 тишрея, в канун Йом Кипура, на который выпала также «Шабат Шува» — «суббота раскаяния» между Рош а-Шана и Йом Кипуром — один из основателей ешивы Илель Элияу Либерман попытался добраться пешком из соседнего поселения Элон Море до могилы Йосефа. Он был убит арабами, а его тело спрятано в пещере.

В последующие годы на горе Гризим было устроено место для молитвы с видом на могилу Йосефа — «Мицпэ Йосеф».

С осени 5763 (2002) года организованные группы евреев получили возможность посещать этот район, как правило, ночью, под охраной сил безопасности. Эти визиты обычно проводятся в канун новомесячья и в особые дни, связанные с Йосефом — 1 Тамуза (день смерти Йосефа), в день, посвященный Йосефу при подсчете Омера, и в холь а-моэд Суккот в день ушпизина Йосефа — «приглашения» его в сукку.

Ешива «Од Йосеф хай» возобновила свою деятельность в соседнем поселении Ицъар, а в 2008 году, под прикрытием армии, были отремонтированы здание гробницы и надгробная плита Йосефа.

Выводить материалы