Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Торы и заповедей человек может достичь сам. Но внутренний трепет и любовь к Всевышнему — не в руках человека, они — дар Б-га»Виленский Гаон, Эвен Шлема 5, 3
Тема

Лех Леха

Тематический обзор, посвященный недельной главе Лех Леха.

Недельная глава «Лех Леха» начинается с того, что Всевышний приказывает нашему праотцу Аврааму, в те времена — Авраму, вместе с женой (детей у них еще не было) оставить родину и пойти в Кнаан («И сказал Г‑сподь Авраму: иди из земли твоей…»). Б‑г обещает Авраму сделать его родоначальником великого народа. С Аврамом идет его племянник Лот.

Спустя какое-то время по приходе Аврама в Кнаан в стране наступает голод, и Аврам с семьей спускается в Египет. Правитель Египта Паро забирает прекрасную Сарай (жену Аврама) к себе во дворец, за это Б‑г поражает его и всех его домочадцев язвами. Паро возвращает Сарай Авраму, и Аврам возвращается в Кнаан.

По возвращении в Кнаан Лот отделяется от Аврама и уходит жить в Сдом.

Во время войны между местными и окрестными царями Лот попадает в плен. Аврам нападает на врага и освобождает племянника.

Аврам, у которого по-прежнему нет детей от жены Сарай, женится на своей рабыне Агар. У него рождается сын Ишмаэль, будущий родоначальник арабского народа. Всевышний переименовывает Аврама в Авраама, поскольку ему, по обещанию Всевышнего, предстоит стать отцом множества народов ( «Ав» — «отец», «амон» — «множество»). Сарай также получает новое имя — Сара, смысл которого можно перевести как «владычица».

Далее следует еще одно подтверждение Всевышним вечного союза с Авраамом, обещание отдать навеки Кнаан, и требование в знак союза отныне делать обрезание мужчинам-потомкам Авраама на восьмой день от рождения, что будет знаком завета (союза) на теле каждого еврея. Всевышний сообщает, что Сара родит Аврааму сына, что он будет назван Ицхаком и что, говоря о союзе, Он, Всевышний, имеет в виду именно эту ветвь потомства Авраама.

Авраам в тот же день делает обрезание себе и всем домочадцам. Аврааму в это время девяносто девять, его сыну Ишмаэлю — тринадцать лет.

ДЕСЯТЬ ИСПЫТАНИЙ АВРААМА

Всевышний подверг Авраама десяти испытаниям. По поводу того, какие именно события в жизни Авраама относятся к испытаниям, существует несколько мнений. Наиболее известен перечень, который в своих комментариях на мишнайот приводит раби Овадья из Бартануры:

1. Испытание огненной печью в Ур-Касдиме.

2. Приказ Всевышнего покинуть родину и поселиться в Кнаане.

3. Голод в Кнаане.

4. История с египетским фараоном, забравшим себе жену Авраама Сару.

5. Война за освобождение Лота.

6. «Союз между рассеченными частями».

7. Обрезание.

8. Похищение Сары Авимелехом.

9. Изгнание Агар и Ишмаэля.

10. Жертвоприношение Ицхака.

Первый из этих эпизодов связан с концом предыдущей главы — «Ноах».

Рассказывает о нем не Тора, а мидраш.

Авраам родился в поколении строителей Вавилонской башни, когда народом правил идолопоклонник царь Нимрод.

Нимрод велел бросить Авраама, пропагандировавшего веру в Единого Б‑га, в горящую печь: мол, поглядим, как твой Б‑г тебя выручит! И перед лицом смерти Авраам не отказался от своей веры.

Всевышний сотворил чудо, и Авраам вышел из печи невредимым.

Вторым испытанием — приказом Всевышнего Аврааму (тогда еще — Авраму) оставить родные места, близких и друзей и отправиться в неизвестную страну — начинается наша недельная глава.

Следующий эпизод главы — постигший Кнаан голод — это третье испытание Авраама. Авраам уходит из голодного Кнаана в Египет, где его ждет четвертое испытание: Паро отнимает у него жену. На этом пока и остановимся.

Смысл первого и второго испытаний достаточно понятен. В первом случае Авраам проявил готовность отдать жизнь за веру, во втором случае — без возражений покинул все, что составляло его жизнь, и отправился в неизвестность, подчиняясь велению Творца.

Смысл третьего испытания не так очевиден. Аврам находит весьма разумный и благополучный выход из положения: уходит из того места, где пищи нет, в такое место, где еда есть, поскольку Б‑г не приказывал ему не покидать Эрец-Исраэль.

Всевышний велел Авраму пойти туда, но не обязал его непрерывно там находиться. Проблема решилась, как кажется, довольно просто. В чем же тут состоит испытание?

Раши объясняет: Авраам не задавался вопросом, почему Всевышний, потребовав, чтобы он поселился в Кнаане, устроил ему такую неприятную неожиданность. Он даже не думал об этом и не предъявлял претензий Всевышнему, что нередко случается с людьми, попавшими в беду. Он не сетовал: «За что это мне? Почему Б‑г так суров со мной? Где же Его милосердие?» Он спрашивал, что делать, но не спрашивал, почему происходит именно это. Он не усомнился в мудрости Провидения.

А в чем суть испытания с фараоном? Ведь эту ситуацию, как сегодня выражаются, Авраам вообще не контролировал. Что он мог поделать? Ничего. Что случилось, то случилось.

Очевидно, это испытание того же типа, что голод. Но если так, то в чем же разница между ними? Ведь если человек успешно прошел испытание, Б‑г не станет его повторять.

Ответ прост. Это однотипные испытания, но разного уровня. Похищение жены — не то же самое, что необходимость временно покинуть место проживания. Это намного больнее… Но и тут Авраам ни в чем не упрекнул своего Творца.

Кстати, среди бесчисленных хасидских историй есть один рассказ, говорящий как раз об этом высоком душевном качестве.

Жил на свете хороший человек, еврей, и жил он долго. Его спросили:

— И за что это Б‑г дает тебе такие долгие годы?

Он ответил:

— С людьми разное в жизни происходит: и хорошее, и плохое. Когда случается что-то плохое, люди спрашивают, за что. Вот их и вызывают для разъяснений. Я не спрашиваю — меня не вызывают.

Сказано в «Пиркей авот» («Поучения отцов»), см.5:3-4: «Десять поколений [было] от Ноаха до Авраама, из этого мы знаем, сколь велико Его (Всевышнего) долготерпение, ибо все эти поколения вызывали Его гнев непрестанно, пока не пришел праотец наш Авраам и не удостоился всего того, чего не заслужили они. Десяти испытаниям подвергся наш праотец Авраам и выдержал все — из этого мы знаем, сколь велика его любовь [к Всевышнему]».

Раби Хаим из Воложина в своей книге «Руах хаим», комментариях на «Пиркей авот», спрашивает: почему в приведенном отрывке говорится «наш праотец Авраам», а не просто «Авраам»? Почему это подчеркивается? Потому что, выдержав эти испытания, Авраам дал силу выдерживать испытания своим потомкам.

Во многих поколениях евреи, поставленные перед выбором: крещение или смерть — шли на смерть, но не на измену Б‑гу. И это было массовым и постоянным явлением, потенциалом (не примером, а именно зарядом) которого было поведение Авраама в Ур-Касдиме.

Как решались евреи, наладившие уже жизнь в изгнании, в благоустроенных цивилизованных странах, оставить все и отправиться в заброшенную, полную опасностей Эрец-Исраэль? Случалось, люди даже не знали толком, что манит их сюда. Но они ехали, потому что когда-то Авраам-авину беспрекословно выполнил приказ Всевышнего «лех леха» и этим сделал возможным для нас совершение таких поступков в будущем. Он проложил нам путь и дал силы его пройти.

Выводить материалы