Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Алия — репатриация в Землю Израиля

Некоторые считают, что не соблюдающим заповеди евреям вообще лучше не приезжать в Эрец Исраэль. Почему? В чем причина такого мнения?

Оглавление

Соблюдение законов Торы [↑]

Важнейшее условие для переезда в Израиль — исполнение законов Торы. Хотя полное очищение от грехов вовсе не обязательно, закон Торы должен лежать в основании жизни репатрианта.

Особое внимание надо уделить изучению законов, относящихся к пребыванию в Эрец Исраэль: отделение трумот и маасрот, соблюдение субботнего года Шмиты, траурное надрывание одежд у Западной Стены и т. д. Подсчитано, что 195 из всех 613-ти заповедей Торы можно соблюдать только в Эрец Исраэль; еще 78 заповедей имеют непосредственное отношение к Земле.

Некоторые считают, что не соблюдающим заповеди евреям вообще лучше не приезжать в Эрец Исраэль. Присутствие «мятежников» в царском «дворце» может пробудить Его гнев и привести, не дай Б-г, к еще одному трагическому изгнанию. Автор книги Сэфер Харедим приводит в связи с этим такой исторический пример. Самаритяне были, как известно, идолопоклонниками, но пока они жили у себя на родине, их прегрешения сходили им с рук. Стоило им, однако, перебраться в Святую Землю и возобновить там свои языческие ритуалы, Ашем послал на них львов, и они все погибли. Поэтому, вступая на землю Израиля, каждый человек должен испытывать священный трепет. Ему надо пересмотреть свое прежнее поведение и четко осознать, что теперь он находится во дворце царя Вселенной.

Правда, теперь большинство раввинов смягчили это требование, исходя из того, что все большее число евреев начинают соблюдать законы Торы именно благодаря своему пребыванию в Эрец Исраэль. Духовная сила, заложенная в Западной Стене и других священных местах, раздувает пламя веры из той крохотной искорки, которая заложена в душе каждого еврея. Эта искра может неожиданно разгореться и пробудить в человеке любовь и преданность Торе.

Мера заслуг и мера греха [↑]

Мидраш рассказывает о царе, который часто ездил в соседний город и всегда брал с собой детей. Во время одной из поездок дети вели себя настолько непочтительно, что он разгневался и поклялся больше никогда не брать их в этот город. В следующий раз он отправился один, но вдруг почувствовал, что очень скучает по детям. «Ах, как бы мне хотелось, чтобы мои дети были со мной», — воскликнул он. Эта история, говорит мидраш, показывает нам отношение Б-га к еврейскому народу. Живя в Эрец Исраэль рядом со Всевышним, евреи бунтовали и нарушали Его заповеди. Тогда Ашем разгневался и изгнал их в другие страны. Но теперь Он скучает по своим детям, и, хотя они по-прежнему несовершенны, ему грустно и тоскливо без них. «Ах, как Мне хочется, чтобы Мои дети были сейчас со Мною в Эрец Исраэль, пусть даже они пока не научились уважать эту Землю».

Хотя этот мидраш можно понять буквально, некоторые комментаторы предпочитают видеть в нем указание для религиозных евреев; они не должны подходить к себе слишком критически, ибо такая заниженная самооценка может удерживать их от алии. Даже если они недостаточно хорошо исполняют заповеди, Б-г все равно ждет их возвращения в Израиль.

Среди нас нет безгрешных [↑]

Рамбан пишет, что в своем обращении к поколению пустыни, составляющем книгу Дварим, пророк Моше (Моисей) передает им обещание Всевышнего проявлять к ним милосердие. Поэтому, как бы ни были велики их прегрешения и несовершенство, они не должны отказываться от Эрец Исраэль, ибо «нет человека, который полностью свободен от греха» (Мишлей 7:20). Такая ложная скромность может привести к суровому наказанию. Лучше покаяться, довериться милосердию Всевышнего и приехать в Израиль, исполнив тем самым свою религиозную обязанность.

Талмуд учит нас, что проживание в Эрец Исраэль искупает грехи. Но раби Моше Кордоверо уточняет, что речь идет только о непреднамеренно совершенных проступках. Другие прегрешения искупаются только путем страданий, терпения, сострадания к людям и трепета перед Б-гом, смиряющих человеческую гордыню. Кроме того, для искупления преднамеренно совершенных грехов необходимо глубокое раскаяние и изучение Торы.

Материальная обеспеченность [↑]

Второе условие для алии состоит в наличии средств к существованию. Человек, приезжающий в Израиль, должен быть в состоянии обеспечивать себя и свою семью.

Вовсе не обязательно стремиться к такому же уровню жизни, что и в стране исхода, но и впадать в нищету нельзя. Экономическая «ненадежность» порождает отчаяние, которое может подорвать религиозные убеждения, поскольку человек склонен к компромиссам в алахических вопросах, если речь идет о заработке. К тому же материальные трудности могут вынудить его поселиться в нерелигиозном районе или послать своих детей в такую школу, которая не будет прививать им мировоззрение Торы. И, наконец, неудобно входить в царский дворец с протянутой рукой. Это просто непочтительно по отношению к Царю. В Коль Бо сказано, что велика заслуга того, кто приезжает в Эрец Исраэль, но при условии, что у него есть средства к существованию.

С другой стороны, существуют различные благотворительные организации наподобие «Раби Меир Бааль аНес», которые помогают изучающим Тору и их семьям, живущим в Эрец Исраэль.

Раби Хаим Давид Азулай, известный под именем Хида, учил, что тот, кто помогает нуждающимся евреям Эрец Исраэль, как будто сам находится там. Например, раби Исраэль из Шклова, опекавший учеников Виленского Гаона в Израиле, провел несколько лет в Европе, где организовал благотворительный фонд для ашкеназских евреев Израиля.

Фактор безопасности [↑]

Третье условие для алии заключается в уверенности, что поездка в Святую землю закончится благополучно.

Еще в прошлом веке путешествие из Европы было сопряжено с большим риском. Ребе Нахману из Брацлава, поселившемуся в Израиле в 1801 году, пришлось преодолеть множество опасностей на долгом пути из России в Святую Землю. Если бы Всевышний не оберегал его, кто знает, чем закончилось бы это путешествие. Скорее всего, именно этот закон побудил Виленского Гаона вернуться домой с середины пути, так и не увидав Святой Земли.

Обращаясь к своему поколению (1740 год!), раби Яаков Эмден так прокомментировал это трудное условие алии: «Что можем сделать мы, духовно обнищавшие? Мы как будто находимся на северном полюсе, куда не проникает свет Б-жественного Присутствия — так далеки от нас Святая Земля и наш святой язык! Как много препятствий надо преодолеть, чтобы вернуться! Ехать на телеге, пересекать реки на паромах… Но ни снег, ни дождь не должны нас останавливать. Возможные опасности ни в коем случае не оправдывают наше бездействие, ибо в мирные времена трудности и невзгоды минимальны. Ради исполнения столь великой мицвы [заповеди] нужно пойти на риск — пересечь пустыни и переплыть моря.

Опасности подстерегают нас везде — даже в будничной жизни. Как можно сравнивать духовные преимущества пребывания в Эрец Исраэль — удовольствие, испытываемое Всевышним, когда еврей поселяется в Святой Земле, и искупление грехов, даруемое этой Землей живущим на ней — с мелкими дорожными передрягами? Ведь точно так же можно отказаться от поездки в Израиль из-за какой-нибудь занозы, застрявшей в ноге, или из-за боязни конфликта с таможенниками. Так не хватит ли предаваться лени? Пусть же каждый из нас разработает свой собственный план преодоления этих пустячных преград, и тогда мы все вместе, не медля ни дня, отправимся в Эрец Исраэль, единственное место в мире, где можно ощутить могущество Всевышнего, обрести покой и безопасность под сенью Его Шехины [Божественного присутствия]».

Нынешние трудности [↑]

Когда-то дальние путешествия были связаны для религиозного еврея с большими лишениями и не доставляли ему никакого удовольствия. Плохие дороги, трудности, связанные с соблюдением Шабата и кашрута, трудности ухода за детьми, — все это отбивало у многих евреев охоту к перемене мест.

В наше время технические достижения и удобства помогли избавиться от большинства этих проблем. Тем не менее далеко не все религиозные евреи пользуются новыми возможностями. Многие до сих пор предпочитают оставаться в хуц лаарец [вне земли Израиля].

Изобилие материальных благ и свободного времени, а также развитая система авиасообщений превратили путешествия в большой бизнес, внушив человеку мысль, кто «каждый, кто хоть чего-нибудь стоит, должен объездить весь мир». Экзотика далеких стран притягивает к себе евреев, и они забывают о своей исконной связи с Эрец Исраэль. Святая Земля становится для них всего лишь туристическим объектом, одним из сотен живописных мест, которые стоит посетить, чтобы сделать несколько фотографий на память и сказать потом друзьям: «Я побывал и там». Но для тех, кто видит глубже, ни одна страна в мире не может сравниться со Святой Землей, с ее особым, ни с чем не сравнимым очарованием.

Образование и окружение [↑]

Мы рассмотрели три главных условия, выполнение которых дает человеку право начать подготовку к переезду в Израиль. Существует, однако, еще ряд факторов, которые надо учитывать потенциальному оле [репатрианту в Израиле].

Например, очень важно дать детям хорошее еврейское образование, и не только ради них самих, но и для укрепления всей еврейской общины. Здесь никакие компромиссы недопустимы. Поэтому высокий уровень религиозного образования в хуц лаарец может уравновесить предложение хорошо оплачиваемой и перепективной работы в каком-нибудь израильском «городе развития», где не будет возможности изучать Тору.

Кроме того, может случиться так, что человек нашел работу в таком месте Эрец Исраэль, где под влиянием нерелигиозного или даже антирелигиозного населения он не сможет в достаточной мере исполнять мицвот. В этом случае разумнее остаться в хуц лаарец в здоровой религиозной среде. При оценке такого рода неблагоприятного влияния надо учитывать следующие факторы: наличие синагоги с более или менее постоянным миньяном, миквы для женщин, доступность кашерной пищи, соблюдающие Шабат соседи и т. д.

Решиться на переезд в Эрец Исраэль нелегко. Человек должен взвесить, с одной стороны, обязанность еврея жить на своей родине и мощный духовный подъем, который вызывает такое переселение; но с другой стороны, каждый человек несет ответственность за физическое, материальное и психологическое благополучие своей семьи. Поэтому нет единого рецепта для всех, так же как не существует двух одинаковых семей. Прежде чем принять решение об алие, просто необходимо посоветоваться с равом.

Уважение к стране и ее народу [↑]

Независимо от того, живет ли еврей в Эрец Исраэль или вне ее, он никогда не должен оскорбительно высказываться о стране и о ее народе.

Тот, кто неуважительно отзывается об Израиле, не только нарушает запрет Торы, касающийся Лашон аЛа (Злоречия), но и демонстрирует недостаточную веру в Б-га, ибо пренебрегает его драгоценным достоянием и важнейшим наследием.

Пример этому — история с разведчиками, которые отправились в Эрец Исраэль, чтобы рассказать о ней евреям, готовившимся войти в нее. Несмотря на то, что Б-г назвал землю «хорошей», они пренебрегли Его даром, назвав ее «землей, которая пожирает своих жителей»; в результате энтузиазм евреев улетучился, сменившись бунтом против воли Всевышнего. За это им пришлось скитаться по пустыне еще сорок лет, и все, кто поверил клеветническим измышлениям разведчиков, умерли, так и не вступив в Святую Землю.

Кроме того, в Талмуде рассказывается, что на протяжении всего вавилонского изгнания евреи позволяли себе неуважительно отзываться о своей родине, хотя даже царь Вавилона Санхерив никогда не утверждал, что его страна лучше Эрец Исраэль. Тем самым он заслужил уважение наших мудрецов.

Этот пример позволяет нам сделать еще один вывод: если Санхерив удостоился уважения за то, что не стремился превозносить свою страну, хуля Эрец Исраэль, насколько же больше заслуга того, кто не только воздерживается от несправедливой критики в адрес своей родины, но, наоборот, всячески восхваляет ее!

Выводить материалы

Раби Хаим бар Моше Ибн Атар (Ор аХаим)

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

...Как только бульдозер арабских строителей приблизился к могиле р. Хаима, мотор заглох и больше не заводился. На следующий день пригнали другой бульдозер, но едва его ковш коснулся святого места, бульдозер перевернулся, скатился по крутому склону вниз, и его водитель погиб...

Авраам Коен

Памяти Ицхака Голденберга...

Раби Ицхак-Йерухам бар Йеошуа-Лейб Дискин

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

...На следующий день после своей бар-мицвы Ицхак-Йерухам отделился от своих друзей и в течение трех лет занимался Торой в уединении — не менее четырнадцати часов в сутки без перерыва. В возрасте шестнадцати лет он стал экзаменатором в ешиве своего отца в Ломже.

Сар-Шалом бар Ицхак Шараби

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

Великий каббалист долгое время скрывал свои знания от окружающих. Впоследствии он стал автором молитвенника, которым до сих пор пользуются знатоки тайного учения.