Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Авраам и Лот. «Налево и направо» или «на север и на юг»?

Темы: Потомство, Лот, Лех Леха, География ТаНаХа, Земля Израиля, Авраам, Рав Натан Агрес

Отложить Отложено

Здравствуйте! У меня вопрос по недельной главе Лех Леха. При разлуке Авраама и его племянника Лота, сказано (Берешит, 13:9): «И сказал Аврам Лоту: “Вся страна пред тобою, отделись от меня, если ты налево, я направо, а если ты направо, я налево”.» Вопрос, почему Авраам упоминает «направо и налево», не было бы более уместно говорить о «севере и юге», или «востоке и западе»? Ведь речь идет об отделении, когда каждый из них будет жить обособленно в другой части страны, что реально и произошло.

Заранее спасибо, Саша

Отвечает рав Натан Агрес

Уважаемый Саша, спасибо за Ваш вопрос!

Очень радует, что Вы внимательно и вдумчиво изучаете Писание, придавая значение даже незначительным на первый взгляд нюансам! Действительно, только таким образом можно прийти к истинному пониманию. Каждая буква Торы, каждое слово и выражение несут в себе глубокий смысл. Причем помимо прямой трактовки (называемой на иврите пшат), в каждом стихе кроются дополнительные уровни понимания (драш — углубленное понимание, ремез — различные намеки, и сод — тайные пласты Торы), составляющие в своей совокупности единое здание под названием Пардес (аббревиатура четырех упомянутых уровней).

Вы совершенно верно подметили, что выражение «направо и налево» не совсем уместно в данном контексте, но давайте начнем по порядку, с выяснения простого смысла стиха.

Прямой смысл сказанного

Древний перевод Торы на арамейский язык, сделанный прозелитом Онкелосом (2-й век), трактует слова Авраама так: «Если ты на север — я на юг, а если ты на юг, то я — на север». Так же трактуют этот стих Радак и другие комментаторы.

В нескольких местах Писание именует север — «налево», а юг — «направо» (см. Теилим, 89:13). Суть дела в том, что восток называется Торой кедем (см. Берешит, 2:8, 3:24 и др.), что значит «перед», передняя сторона мира, поскольку именно оттуда начинается день с восходом солнца (мизрах от зриха — восход), а запад, соответственно — ахор (см. Ишаяу, 9, Йов, 23:8), т. е. задняя сторона. Если мы обратимся лицом к востоку, передней стороне мира, юг будет по нашу правую руку, а север — по левую. Именно поэтому понятия «справа» и «слева» заимствованы Писанием для обозначения этих направлений (Радак в «Сефер Ашорашим»).

А то, что Авраам сначала предложил Лоту идти на север, и только как второй вариант — на юг, объясняет Радак тем фактом, что Авраам и Лот находились в то время в южной части страны, между городами Бейт-Эль и Ай (Берешит, 13:3), недалеко от Иерусалима, куда стремился попасть Авраам, ощущая особую святость этого места (см. Раши на Берешит, 12:9). Поэтому, предпочитая остаться на своем месте, прежде всего Авраам предложил Лоту уйти на север, и только если бы тот не согласился, Авраам был готов на то, чтобы Лот остался на их прежнем месте, а сам он ушел бы в другую сторону.

Добавляет Радак, что упоминая север и юг, Авраам имел в виду также восток и запад, но упомянул только один из вариантов. Возможно, желая как можно дальше отдалиться от Лота (см. ниже), он предложил ему именно север и юг, поскольку Земля Израиля простирается на большие расстояния с севера на юг, а западная сторона довольно близка к восточной. А автор книги «Паним Яфот» объясняет, что Авраам намеренно не упомянул восточную сторону, опасаясь, что Лот может избрать себе город Сдом, жители которого были большими злодеями. Как мы видим, несмотря на предосторожность, опасение Авраама осуществилось (Берешит, 13:11).

Таким образом, мы разобрали прямой смысл сказанного, а теперь попробуем понять, почему вместо прямого упоминания севера и юга, Авраам использовал аллегорию «справа» и «слева»?

Толкование Раши

Раши комментирует слова Авраама Лоту «если ты налево, я направо» следующим образом: «Где бы ты ни проживал, я не отдалюсь от тебя, и буду тебе в защиту и в помощь. И так и случилось: когда Лот был пленен четырьмя царями, Авраам поспешил спасти его».

Откуда взял Раши эту трактовку, где об этом упоминается в тексте? По мнению многих комментаторов (см. Имрей Шефер, Левуш, Мальбим и др.), Раши намеревался ответить на Ваш вопрос — Авраам говорит Лоту «направо» и «налево», тем самым как бы намекая ему — несмотря на разлуку, я постоянно буду рядом с тобой, подобно правой и левой стороне одной и той же вещи. И хотя местонахождение будет разным, в том, что касается твоей обороны и оказания помощи, я буду недалеко.

Почему Авраам хотел расстаться с Лотом?

Но помимо толкования Раши, возможно усмотреть в словах Авраама тонкий намек на причину их раздора, намек, призванный заставить Лота еще раз взвесить свое шаги.

Согласно простому прочтению, причиной раздора послужила нехватка пастбищ для многочисленных стад Авраама и Лота, как сказано (Берешит, 13): «И у Лота, сопровождавшего Аврама, были стада и шатры. И не вмещала их земля проживать вместе, поскольку многочисленно было имущество их, и не могли они проживать вместе. Спор возник между пастухами Авраама и Лота, а Кнаанейцы и Призеи тогда жили в этой земле».

Однако наши мудрецы указывают на более существенные мотивы, повлиявшие на решение Авраама расстаться со своим племянником. Как приводит Раши, из-за нехватки ничейных пастбищ пастухи Лота стали пасти свой скот на чужих полях (принадлежавших местным жителям — кнаанейцам и призеям, упомянутым выше), за что пастухи Авраама их укоряли, обвиняя в краже. Со своей стороны, пастухи Лота утверждали, что поскольку Всевышний отдал эту землю Аврааму, а его единственным наследником является Лот, именно он считается истинным хозяином полей, и нет здесь никакой кражи. Понятно, что так считал и сам Лот, в противном случае было бы достаточно просто поставить его в известность и попросить нанять других пастухов. Авраам же полагал, что в любом случае его право на землю еще не вошло в силу, а реализуется позже, только тогда, когда иссякнут заслуги проживающих на ней народов.

Более того, помимо воровства была во всем этом гораздо большая проблема! Авраам и Лот обладали схожей внешностью (см. Раши и Хатам Софер), что могло с легкостью привести к осквернению Имени Творца (одному из самых суровых грехов): когда посторонний наблюдатель увидит Лота вместе с его пастухами-ворами, он будет уверен, что это был Авраам. И еще, как после этого сможет Авраам проповедовать добро и справедливость, если он сам поступает иначе?!

Но здесь встает вопрос, который поднимает Рамбан: если Лот и его пастухи знали об обещании Творца даровать эту землю Аврааму, они наверняка знали содержание всего пророчества, а там явно сказано (Берешит 12:7): «И сказал Г-сподь Авраму: потомству твоему дал Я эту землю». Если земля обещана Аврааму и его потомству, как мог Лот претендовать на нее, ведь он был только его племянником, а не потомком?

Чтобы разъяснить суть дела, зададим еще один вопрос.

В продолжении главы, после победы Авраама над четырьмя царями, Всевышний пообещал ему большую награду, на что Авраам ответил (Берешит, 15:2-3): «Г-сподь Б-г! Что Ты дашь мне, ведь я бездетен? А управляющий домом моим — Элиэзер из Дамаска?» Продолжал Аврам: «Ведь мне не дал Ты потомства, вот мой домоправитель наследует меня!» Слова Авраама вызывают удивление, ведь уже несколько раз перед описываемыми событиями Всевышний пообещал дать ему потомство, почему же вместо того, чтобы терпеливо ждать исполнения пророчества, Авраам предъявляет своего рода претензию к Творцу?!

Объясняет Радак (там же), что понятие «потомство» может иметь более широкое значение, чем просто биологическое семя. Талмуд (трактат Санедрин, 19б) приводит доказательства из Танаха, что и приемные дети считаются детьми человека, а также сказано: «Тот, кто обучает чужого сына Торе, считается его отцом!» Более того, уважение к учителю превышает уважение к отцу и матери, ведь родители приводят человека только в этот мир, а благодаря учителю он удостаивается мира Грядущего (трактат Бава Меция, 33а).

Исходя из этого, поясняет Радак, Авраам полагал, что раз он и Сара уже состарились и не удостоились собственных детей, по-видимому, обещание Всевышнего произвести от него целый народ исполнится не с помощью его биологического потомства, а через его учеников и преемников. Как, например, через его раба Элиэзера, который был его лучшим учеником. Поэтому Авраам подчеркивает, что «мне не дал Ты потомство», он просит Всевышнего дать ему потомство от него самого.

На что Всевышний ответил: «Не будет этот (Элиэзер) твоим наследником! Только тот, кто выйдет из чресл твоих, он унаследует тебя». Только в этот момент Творец явно и однозначно пообещал Аврааму настоящего сына, а до этого у Авраама было сомнение, каким именно образом исполнятся слова Б-га.

Отсюда проясняется и утверждение Лота. Если сам Авраам сомневался в понимании слов Всевышнего, то тем более так мог полагать Лот. Не будем забывать также, что Сара была полностью бесплодна, что было известно ее брату — Лоту. Поэтому после того, как Авраам прожил какое-то время в обетованной земле и все еще не обзавелся собственным сыном, Лот пришел к выводу, что именно ему предстоит стать наследником Авраама. Кто, как не он, подходит под этот титул? Лот был его племянником, братом его жены, и наконец, учеником и последователем! Сам Авраам также не оспаривал категорически этот момент, а утверждал только, что их право на землю еще не вошло в силу.

Выходит, что спор Авраама и Лота касался трактовки пророчества Всевышнего относительно наследования Земли Израиля — кто и в какое время будет иметь на нее право.

Суть аллегории «направо и налево»

Это напоминает отношение Устной Торы к Письменной! Творец даровал нам Пятикнижие, где в сжатой форме изложил все заповеди и законы, но поскольку иногда Писание неоднозначно, мудрецам приходится трактовать его, опираясь на глубокий интеллектуальный анализ и понимание концепций Торы в целом.

Об обязанности следовать решению мудрецов в понимании слов Торы сказано в книге Дварим (гл. Шофтим, 17:8-11): «Если неясен будет тебе закон… по спорным вопросам во вратах твоих. То взойди на место, которое изберет Б-г, Всесильный Твой. И приди к коэнам-левитам и к судье, что будет в те дни, и спроси их, и скажут тебе, каков закон. И поступи по слову, которое они скажут тебе… и остерегайся точно исполнить все, что скажут тебе. По поучению, что укажут тебе, и по закону, что скажут тебе, поступай, не уклоняйся от слов их ни вправо, ни влево.» Раши (от имени мудрецов) поясняет значение этой аллегории так: «Даже если скажут тебе про правое — левое, а про левое — правое, не отклоняйся от их слов». Тора подчеркивает, что следует исполнять указания мудрецов даже тогда, когда это полностью противоречит нашему пониманию: про правое они говорят — левое, а про левое — правое!

Опираясь на сказанное выше, можно предположить, что обращаясь к Лоту «если ты налево, я — направо, а если ты направо, я — налево», Авраам хотел намекнуть ему о его «уклонении» от верной трактовки слов Всевышнего, как бы говоря: то, что по-твоему левое, по-моему — правое, и наоборот! Ведь понятно, что именно Авраам, а не Лот был компетентен толковать полученное им самим пророчество. И даже если это казалось Лоту алогичным, как будто правое назвали левым, он должен был следовать решению Авраама, а не полагаться на свое собственное мнение. Увы, намек Авраама не был услышан, Лот последовал за собственным разумом, и в продолжении глав Торы мы видим, к чему его это привело.

Слова Элиэзера, раба Авраама

В заключение интересно отметить, что выражение «направо и налево» использовал не только Авраам, но и его верный раб, Элиэзер. Он пришел к семье Авраама в город Харан, чтобы сосватать Ривку в жены Ицхаку. После предложения сватовства Элиэзер говорит им (Берешит, 24:49): «Теперь же, если готовы вы сделать милость и истину с господином моим, скажите мне, а если нет — скажите мне, и поверну я направо или налево

По-простому, опять же имеются в виду юг и север, но, как и в первом случае, здесь скрыт дополнительный смысл. Раши (по словам мудрецов) трактует так: «Пойду направо — взять жену Ицхаку из дочерей Ишмаэля (сына Авраама от служанки Агари), или налево — из дочерей Лота, проживавшего слева от Авраама». Ишмаэль проживал в пустыне Паран (Берешит, 21:21), находящейся южнее Земли Израиля (справа), а потомки Лота — Амон и Моав — проживали на северо-востоке от Авраама (слева).

Нет надобности говорить, что все сказанное — только лишь малая часть общей картины. Во многих книгах выражение «направо и налево» разбирается на уровнях драш и сод, но мы ограничимся простым пониманием и теми намеками, что разобрали выше.

С уважением, Натан Агрес

Материалы по теме

Наш праотец Авраам

Рав Моше Пантелят

Авраама принято считать основателем монотеизма, первооткрывателем, проложившим дорогу не только своим потомкам-евреям, но и миллионам людей на всем земном шаре. В чем состояло открытие Авраама?

Машиах и геула

Акива Татц,
из цикла «Жить вдохновенно»

Главная особенность мессианского откровения состоит в том, что оно остается скрытым до того момента, пока реально не произойдет. Его невозможно предсказать; никакие мистические изыскания не помогут узнать, когда оно наступит.

Наш наследный удел 20. Тяга к земле

Давид Россоф,
из цикла «Наш наследный удел»

Даже самые простые будничные дела приобретают важный смысл благодаря особой атмосфере святости. Поэтому жители Эрец Исраэль должны очень серьезно и ответственно относиться к каждому своему поступку.

Когда заповедь «плодитесь и размножайтесь» считается выполненной?

Рав Яков Шуб

А если эти дети — мамзеры?


Книга Ваикра, в основном, описывает законы жертвоприношений, служением коэнов и левитов, а также законы святости еврейского народа. Поэтому многие комментаторы называют эту книгу«Торат коаним» — «Тора коэнов». Читать дальше