Темы: Испытания, Недельная глава, Лех Леха, Авраам, Рав Бенцион Зильбер
Спустя какое-то время по приходе Аврама в Кнаан в стране наступает голод, и Аврам с семьей спускается в Египет. Правитель Египта Паро забирает прекрасную Сарай к себе во дворец, за это Б-г поражает его и всех его домочадцев язвами. Паро возвращает Сарай Авраму, и Аврам возвращается в Кнаан.
По возвращении в Кнаан Лот отделяется от Аврама и уходит жить в Сдом.
Во время войны между местными и окрестными царями Лот попадает в плен. Аврам нападает на врага и освобождает племянника.
Аврам, у которого по-прежнему нет детей от жены Сарай, женится на своей рабыне Агар. У него рождается сын Ишмаэль, будущий родоначальник арабского народа. Всевышний переименовывает Аврама в Авраама, поскольку ему, по обещанию Всевышнего, предстоит стать отцом множества народов («Ав» — «отец», «амон» — «множество»).
Далее следует еще одно подтверждение Всевышним вечного союза с Авраамом, обещание отдать навеки Кнаан, и требование в знак союза отныне делать обрезание мужчинам-потомкам Авраама на восьмой день от рождения, что будет знаком завета (союза) на теле каждого еврея. Всевышний сообщает, что Сара родит Аврааму сына, что он будет назван Ицхаком и что, говоря о союзе, Он, Всевышний, имеет в виду именно эту ветвь потомства Авраама.
Авраам в тот же день делает обрезание себе и всем домочадцам. Аврааму в это время девяносто девять, его сыну Ишмаэлю — тринадцать лет.
ДЕСЯТЬ ИСПЫТАНИЙ АВРААМА
Всевышний подверг Авраама десяти испытаниям. По поводу того, какие именно события в жизни Авраама относятся к испытаниям, существует несколько мнений. Наиболее известен перечень, который в своих комментариях на мишнайот приводит раби Овадья из Бартануры:
1. Испытание огненной печью в Ур-Касдиме.
2. Приказ Всевышнего покинуть родину и поселиться в Кнаане.
3. Голод в Кнаане.
4. История с египетским фараоном, забравшим себе жену Авраама Сару.
5. Война за освобождение Лота.
6. «Союз между рассеченными частями».
7. Обрезание.
8. Похищение Сары Авимелехом.
9. Изгнание Агар и Ишмаэля.
10. Жертвоприношение Ицхака.
Первый из этих эпизодов связан с концом предыдущей главы — «Ноах». Рассказывает о нем не Тора, а мидраш. Авраам родился в поколении строителей Вавилонской башни, когда народом правил идолопоклонник царь Нимрод. Нимрод велел бросить Авраама, пропагандировавшего веру в Единого Б-га, в горящую печь: мол, поглядим, как твой Б-г тебя выручит! И перед лицом смерти Авраам не отказался от своей веры. Всевышний сотворил чудо, и Авраам вышел из печи невредимым.
Вторым испытанием — приказом Всевышнего Аврааму (тогда еще — Авраму) оставить родные места, близких и друзей и отправиться в неизвестную страну — начинается наша недельная глава.
Следующий эпизод главы — постигший Кнаан голод — это третье испытание Авраама. Авраам уходит из голодного Кнаана в Египет, где его ждет четвертое испытание: Паро отнимает у него жену. На этом пока и остановимся.
Смысл первого и второго испытаний достаточно понятен. В первом случае Авраам проявил готовность отдать жизнь за веру, во втором случае — без возражений покинул все, что составляло его жизнь, и отправился в неизвестность, подчиняясь велению Творца.
Смысл третьего испытания не так очевиден. Аврам находит весьма разумный и благополучный выход из положения: уходит из того места, где пищи нет, в такое место, где еда есть, поскольку Б-г не приказывал ему не покидать Эрец-Исраэль. Всевышний велел Авраму пойти туда, но не обязал его непрерывно там находиться. Проблема решилась, как кажется, довольно просто. В чем же тут состоит испытание?
Раши объясняет: Авраам не задавался вопросом, почему Всевышний, потребовав, чтобы он поселился в Кнаане, устроил ему такую неприятную неожиданность. Он даже не думал об этом и не предъявлял претензий Всевышнему, что нередко случается с людьми, попавшими в беду. Он не сетовал: «За что это мне? Почему Б-г так суров со мной? Где же Его милосердие?» Он спрашивал, что делать, но не спрашивал, почему происходит именно это. Он не усомнился в мудрости Провидения.
А в чем суть испытания с фараоном? Ведь эту ситуацию, как сегодня выражаются, Авраам вообще не контролировал. Что он мог поделать? Ничего. Что случилось, то случилось.
Очевидно, это испытание того же типа, что голод. Но если так, то в чем же разница между ними? Ведь если человек успешно прошел испытание, Б-г не станет его повторять. Ответ прост. Это однотипные испытания, но разного уровня. Похищение жены — не то же самое, что необходимость временно покинуть место проживания. Это намного больнее… Но и тут Авраам ни в чем не упрекнул своего Творца.
Кстати, среди бесчисленных хасидских историй есть один рассказ, говорящий как раз об этом высоком душевном качестве.
Жил на свете хороший человек, еврей, и жил он долго. Его спросили:
— И за что это Б-г дает тебе такие долгие годы?
Он ответил:
— С людьми разное в жизни происходит: и хорошее, и плохое. Когда случается что-то плохое, люди спрашивают, за что. Вот их и вызывают для разъяснений. Я не спрашиваю — меня не вызывают.
Сказано в «Пиркей Авот» («Поучения отцов»), 5:3-4: «Десять поколений [было] от Ноаха до Авраама, из этого мы знаем, сколь велико Его (Всевышнего) долготерпение, ибо все эти поколения вызывали Его гнев непрестанно, пока не пришел праотец наш Авраам и не удостоился всего того, чего не заслужили они. Десяти испытаниям подвергся наш праотец Авраам и выдержал все — из этого мы знаем, сколь велика его любовь [к Всевышнему]».
Реб Хаим из Воложина в своей книге «Руах хаим», комментариях на «Пиркей авот», спрашивает: почему в приведенном отрывке говорится «наш праотец Авраам», а не просто «Авраам»? Почему это подчеркивается? Потому что, выдержав эти испытания, Авраам дал силу выдерживать испытания своим потомкам.
Во многих поколениях евреи, поставленные перед выбором: крещение или смерть — шли на смерть, но не на измену Б-гу. И это было массовым и постоянным явлением, потенциалом (не примером, а именно зарядом) которого было поведение Авраама в Ур-Касдиме.
Как решались евреи, наладившие уже жизнь в изгнании, в благоустроенных цивилизованных странах, оставить все и отправиться в заброшенную, полную опасностей Эрец-Исраэль? Случалось, люди даже не знали толком, что манит их сюда. Но они ехали, потому что когда-то Авраам-авину беспрекословно выполнил приказ Всевышнего «лех леха» и этим сделал возможным для нас совершение таких поступков в будущем. Он проложил нам путь и дал силы его пройти.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.
Рав Носон Шерман
Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.
Рав Пинхас Шайнберг
Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Обычай мудрецов • Время исполнения заповеди • До захода солнца • Вечерняя молитва в синагоге • Ночь, освящающая праздник • Белые одежды, надеваемые к Седеру • Зажигание свечей • Порядок пасхальной ночи • Заповеди пасхальной ночи в наше время • Правила проведения Седера • Краткое изложение Седера
Редакция Толдот
Редакция Толдот
Рассказ о Выходе из Египта в вечер Песаха является повелительной заповедью Торы. Представляем вам перевод Пасхальной Агады на русский язык.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Символы и знаки для обозначения частей пасхального Седера
Рав Бенцион Зильбер
Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?
Рав Реувен Пятигорский
В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.
Тиква Серветник
Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»