Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Недельный раздел Торы "Лех-леха"

26 октября 2009, 04:02

Отложить Отложено

 I. В самом начале раздела написано (Берешит 12:2 и 7), что Всевышний дал Аврааму обещание (обетование), согласно которому Он сделает из него большой народ и благословит, а также даст Страну его потомкам. Причем форма обещания такова, что из него безусловно следует: Всевышний Сам все это сделает, напрямую, без посредников. Отсюда можно заключить, что не будет никаких видимых причин для всего того, что Он обещал Аврааму.

Это означает, что нет рациональных, видимых и логически понимаемых причин следующим трем фактам:

(1) еврейский народ постоянно прописан в мировой истории ("сделаю тебя большим народом"),

(2) евреи – народ активный и успешный практически во всех своих начинаниях, а главное – в Торе ("благословлю тебя"),

(3) Страна дана нам навечно, и не надо искать для этого обоснований в истории, "национальном праве" и пр.

Когда Всевышний не хочет, чтобы люди замечали Его непосредственное участие в тех или иных событиях или процессах, Он посылает ангела (малаха). Т.е., Он делает так, что люди полагают, будто некая вполне понятная причина дала импульс некоторым явлениям – как в жизни народов, так и в личном плане бытия отдельного человека.

Но еврей чувствует себя евреем независимо от окружения, своего воспитания, среды, куда он попал, привычек и предпочтений. Ибо все это рациональные причины формирования характера и даже личности. Но Творец сказал: "Ани вело малах", "Я, а не ангел!" Только от Меня зависит – быть или не быть человеку евреем (не по факту рождения, а в силу самоощущения и сопричастности).

И еще одно следствие. Эрец Исраэль принадлежит евреям и только им. Что касается т.н. палестинской проблемы, то у нее нет и не может быть рационального решения. Ибо Творец сказал: "Ани вело малах". Ни формирование мнения международного сообщества, ни поиск политических или даже военных решений, ни взаимное старание или противодействие сторон – ничто не может повлиять на постановление Создателя мира: "Твоему потомству Я отдам эту Страну". "Ани вело малах".

 

II. Написано про Аврама, получившего обещание от Всевышнего по поводу Эрец Исраэль (там же 15:6). "И поверил он Всевышнему. И засчитал Он это ему в праведность".

Что означает "засчитал"? Если "поставил в заслугу" как исполнение заповеди, то – почему?

Ведь если мне что-то обещают и я этому радуюсь, какое тут исполнение заповеди?

Но дело в том, что обещание Творца дать Страну потомству Авраама было столь неожиданным и столь небывалым, что в него нельзя было поверить, оно выглядело фантастическим, нереальным. Каким образом Страна будет навечно отдана потомству человека, у которого нет и не может быть детей? И еще: Авраам прекрасно понимал, что, для того чтобы вечно владеть Страной, надо быть уникальным народом – а именно, надо вести себя так, чтобы "не накапливалась мера вины", как это произошло с эморейцами (см. там же, стих 16). Т.е., евреи должны были быть народом-праведником. Что невозможно!

Всевышний сказал: возможно. Я дам им такой инструмент, который и превратит их в особый народ – под стать тебе, их прародителю.

И дал Тору.

Авраам сделал над собой усилие – и поверил этому обещанию.

Это совершенное им усилие и было оценено Всевышним как исполнение заповеди. Общее правило: нет заслуги в выполнении мицвы, если не было усилия. Старайтесь!

 

III. Кстати, через два стиха, после того как написано, что Авраам поверил Всевышнему, вдруг читаем удивительные слова, с которыми он обратился к Творцу: "Как узнаю, что унаследую эту Страну?"

Очевидное недоверие! И это после слов: "И поверил Авраам Всевышнему"!

Нет, не надо говорить, будто Авраам не поверил. Он просто попросил Его показать, как евреи унаследуют эту Страну. Показать ему будущее.

И Всевышний ему показал.

"И вот ужас и великий мрак нападают на него". В эти несколько мгновений перед Авраамом прошло все будущее евреев, начиная с жизни своего сына Ицхака и до наших дней.

Наш праотец увидел, как семья Яакова спускается в Египет и как покидает "дом рабства", как его потомки получают Тору и 40 лет блуждают по пустыне, как входят в Эрец Исраэль и воюют за нее, как в Стране правят цари из дома Давида, как народ уходит в Вавилонский галут, как враги разрушают оба Иерусалимских храма, как евреи рассеиваются по миру, как живут и мучаются, учат Тору и погибают за имя Всевышнего. Всё он увидел, всё без исключения. И Аушвиц, и погромы, и великие труды наших мудрецов, каждую еврейскую слезинку, каждую еврейскую свадьбу.

После чего Всевышний спросил у него: ну что, Авраам, все еще хочешь, чтобы из тебя произошел этот народ?

Авраам подумал и ответил: да.

"В этот день Всевышний заключил союз с Авраамом".

 

 

Теги: Хидуш, Лех-леха