Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Уровень Авраама идеально соответствовал уровню разумной человеческой души. Подтверждением этому являются поступки праотца, упомянутые в Торе.

Обсуждая раздел Ноах, я уже упоминал, что Тора указывает три начала еврейского народа. Первое, наиболее всеобъемлющее — это Адам. Он находится в таком же отношении к нашему народу, как растительное царство — к человеку. Вторым началом сделался Ноах, стоявший на том же уровне, на котором чувствующая, животная душа, стоит по отношению к постигающей душе, к человеку. А теперь Тора рассказывает, что третьим началом, в котором свойства народа Израиля проявились наиболее полно, стал Авраам, и его уровень соответствовал уровню человеческой, разумной души. В Торе содержится десять мест, из которых можно почерпнуть доказательство этому.

Первый — это рассказ о первой заповеди, которую Б-г дал Аврааму, когда сказал: «Иди себе из земли твоей, из родины твоей и из дома отца твоего». Точно так же разумная душа оставляет материальные вещи, принадлежащие родному ей материальному миру, потому что они мешают ей в ее стремлении к совершенству, вредя ей и утруждая ее.

Второй — это рассказ о царях, которых Авраам победил. В этом рассказе четыре царя одержали верх над пятью, а затем Авраам возобладал и над ними. Так четыре первичных стихии подчиняют себе пять чувств, а разум подчиняет себе и пять чувств, и эти четыре стихии.

Третий знак состоит в том, что Авраам презрел приобретения и не стал гнаться за деньгами, когда сказал: «Поднимаю я руку в клятве… что ни нитки, ни шнурка ботинка не возьму из принадлежавшего тебе». Таков же и путь постигающей души: она пренебрегает богатством и иллюзорными приобретениями, а вместо этого простирает руку к Б-гу, ища единства с Ним.

Четвертый знак — когда Авраам взывал к Имени Б-га, как сказано в стихе (Берешит 11:39) «И построил там жертвенник Б-гу, явившемуся ему, и воззвал к Имени Б-га». Так же поступает и разумная душа: она уединяется с Б-гом, стремится слиться с Ним, насколько это только возможно.

Пятый знак — это сыновья Авраама. У него было два сына, один — от рабыни Агари, а другой — от хозяйки дома Сары. Разумная душа тоже разделяется на практический разум и рассуждающий разум. Практический разум — порождение рабыни, поскольку забота о материальном и общеизвестном и составляет принцип жизни раба или пришельца. А рассуждающий разум — это порождение Сары, хозяйки дома, которая постоянно погружена мыслью в Б-га благословенного и в Его деяния, поскольку в этом и состоит истинная власть. И как практический разум предшествует рассуждающему, по слову наших мудрецов: «Злое начало возникает на тринадцать лет раньше доброго, согласно сказанному: “У входа грех лежит”, — так и Ишмаэль родился на тринадцать лет раньше Ицхака, сына Сары.»

Шестой знак — это обрезание. Б-г повелел Аврааму обрезать свою крайнюю плоть, чтобы отдалиться от стремления к излишествам. Так подобает поступать и разумной душе: избавляться от ненужного и не желать излишеств, которые для нее отвратительны.

Седьмой знак мы видим в том, что Б-г явился Аврааму в дубраве Мамре и сообщил ему о будущей войне с четырьмя царями и о грядущем разрушении Сдома и Аморы. Разумная душа тоже видит Б-га, постигает Его Б-жественность и пути, которые Он выбирает в мире, и таким путем удостаивается пророческого знания о будущем. Поэтому ты можешь заметить, что ни об Адаме, ни о Ноахе не сказано: «И явился ему Б-г», — только об Аврааме. И точно так же прямое Б-жественное управление не связывается ни с растительной, ни с животной душой, но предназначено исключительно для души постигающей.

Восьмой знак — это слова Сары, обращенные к Аврааму (Берешит 21:10): «Ибо не будет наследовать сын этой рабыни с моим сыном, с Ицхаком», — и слова Б-га: «Ибо в Ицхаке наречется тебе потомство». Так и рассуждающий разум наследует вечность и непрекращающуюся счастливую жизнь, ни с кем их не разделяя. А практический разум, сын рабыни, полностью лишен этого наследия, поскольку со смертью человека он исчезает. Поэтому Аврааму сказано: «Ибо в Ицхаке наречется тебе потомство», которое унаследует Землю жизни, а потомство рабыни не будет твоим потомством и не будет наследовать тебе.

Девятый знак — это акеда, жертвоприношение Ицхака, когда Авраам связал его и готов был зарезать на жертвеннике, чтобы исполнить волю Б-га. Так следует поступать и с рассуждающим разумом: когда его размышления и трудные вопросы, которые он ставит, отклоняют человека от пути Торы и веры, он должен принести этот разум в жертву на жертвеннике Б-га, то есть, силой заставить его принять Тору и веру.

И десятый знак — это женитьба Ицхака. Авраам приказал Элиэзеру взять жену для Ицхака непременно из его семьи и из дома его отца. Так же подобает поступать и рассуждающему разуму. Он должен ставить целью своего изучения не светское знание, которое на самом деле представляет собой «душевное огорчение» для Торы, так же, как дочери Кнаана были «душевным огорчением» Ицхаку и Ривке. Необходимо, чтобы «к Торе было все стремление его», поскольку именно в Тору Б-г вложил все доступное человеку совершенство. А Б-жественная Тора как раз принадлежит к семье разумной души «и к дому Отца ее».

И вот, эти десять знаков указывают нам, что уровень нашего праотца Авраама по отношению к его потомству и к его народу соответствовал уровню разумной души по отношению к человеку.

Смысл «союза между рассеченными частями» (15:9)

Корова, коза и баран символизируют троих наших праотцев и цепь поколений от Авраама через Ицхака к Яакову. Дело в том, что процветание и благополучие связано с многочисленностью кошерного домашнего скота — коз, овец и коров. И поэтому наши праотцы уподоблены им, поскольку от них произошло многочисленное потомство и многие народы. Естественно, что Авраам сравнивается с крупным скотом, поскольку стих говорит: «И к крупному скоту побежал Авраам, и взял теленка». Ицхак сравнивается с бараном, поскольку был возложен на жертвенник на горе Мория вместо барана, согласно сказанному: «И взял барана, и принес его в жертву Всесожжения вместо своего сына». А коза — естественный символ Яакова, который перед получением благословения обернул руки шкурами козлят, после того, как выполнил поручение своей матери Ривки: «И возьми мне оттуда двух козлят».

И не следует удивляться тому, что эти животные перечислены не в этом порядке, что баран, символизирующий Ицхака, указан самым последним. Ведь даже когда перечисляются сами наши праотцы, они тоже не всегда следуют один за другим в порядке рождения. Например: «И вспомню Я Мой союз с Яаковом, и Мой союз с Ицхаком, и также Мой союз с Авраамом вспомню». (Последние слова стиха «…и эту землю вспомню» говорят о потомстве троих праотцев). А в книге Йешаяу есть такой стих (63:15): «Ибо Авраама не знаю Я, и Израиля не приблизил Я». Здесь сразу после Авраама говорится о Яакове. И в изучаемом стихе Яаков тоже упоминается в соседстве с Авраамом, и наверняка тому есть какая-то причина.

Именно потому, что эти животные символизируют праотцев, стих употребляет, говоря о них, слово «утроенные», мешулаш. Имеется в виду не «трое животных» и не «трехлетние животные», как полагают комментаторы. Стих хочет как раз подчеркнуть, что собирается рассказать нечто о трех праотцах, которые собраны в цепь поколений с утроенной святостью.

Итак, стих рассказывает, что ни в поколении Авраама, ни в поколении его сына, ни в поколении его внука евреи не получат Землю Израиля. Поэтому животные были разрезаны пополам, чтобы показать нам, что все праотцы умрут, прежде чем их потомки обретут Землю. Кроме того, Авраам должен был взять горлицу и голубя. Здесь содержится указание на то, что у народа Израиля будут два других предводителя, один за другим, и это — Моше и Йеошуа. Поэтому стих подчеркивает: «А птицу не разрезал». Авраам не разрезал их, не убил, и в течение всего времени заключения союза они находились при нем живыми. Это означает, что обретение Земли Израиля начнется с Моше — и ведь на самом деле он захватил земли царей Сихона и Ога, — а Йеошуа после него закончит захват Земли и разделит ее между коленами.

И чтобы завершить этот ряд символов, Писание сообщает, что «спустился коршун на разрезанные части». Имеется в виду, что явятся хищные птицы и сожрут корову, козу и барана. Речь здесь идет о смерти праотцев, поскольку хищные птицы всегда обозначают смерть. Именно поэтому Йосеф, услышав, что пекарь фараона увидел во сне клюющих птиц, сказал ему: «И съедят птицы плоть твою». А о птице (это слово объединяет голубя и горлицу, которых Авраам не разрезал) стих говорит: «И отпустил их Авраам». Стих утверждает, что Авраам отпустил их живыми на волю, и это означает, что Моше и Йеошуа, которых представляют эти птицы, унаследуют землю и пройдут по жизни, ничем не потревоженные, как летают полевые птицы, с которыми они сравниваются.

с разрешения издательства Швут Ами