Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Важно не изучение философии или психологии, не критика других людей или дурных побуждений, а учение Мусар — то, что человек учит о себе и для себя, чтобы по-настоящему изменить самого себя»Рабби Элияу Элиэзер Деслер
Сборник мидрашей о недельной главе Торы

Завет "между частями": Ашем обещает Авраму потомство

После того как Аврам выиграл битву у четырех царей, им овладел страх. Его мучила такая мысль:

"На войне я убивал людей. Не могло ли так случится, что среди них были праведники?"

— Не бойся! — утешил его Ашем. — Ты выдернул сорняки с поля.

Но Аврам все же не почувствовал облегчения. "Возможно, всю долю, которая причитается мне в грядущем мире, я уже получил здесь, на земле? После чудесного спасения из нимродовой печи я не менее чудесным образом оказался победителем войска четырех могущественных царей. Не слишком ли много чудес? Уж не лишаюсь ли я тем самым своей награды в олам аба (грядущем мире)? Но и на это Ашем ответил: "Несмотря на все чудеса, выпавшие на твою долю, Я ничего не вычел из твоей будущей награды. Ты заслужил все чудеса, которые Я свершил для тебя, ибо ты ничего не сделал ради собственной выгоды, а только лишь ради Меня. Поэтому твоя награда полностью сохраняется до наступления олам аба".

— Можно ли мне высказать одну просьбу? — спросил Аврам.

— Проси обо всем, что пожелаешь, — ответил Ашем.

— Все, что я получил до сих пор, не имеет никакой ценности, ибо я бесплоден и у меня нет детей.

Почему Аврам жаждал получить детей? Да потому, что он хотел положить начало народу, который служил бы Ашему.

— Кто займет мое место, после того, как я умру? — вопросил он. — Будет ли это Лот, жаждущий стать моим наследником, или им должен стать мой непревзойденный ученик Элиэзер, который учит людей моей вере?

— Никто из них не будет наследовать тебе, — пообещал Ашем. — Твой собственный сын займет твое место.

— Властелин Вселенной! Согласно звездам, я не способен иметь сына.

— Забудь об астрологии. Твоя судьба выше предсказания звезд. Мазал (естественный ход вещей, направляемый созвездиями) не властен над еврейским народом.

Случилось однажды так, что р.Янай и р.Йоханан стояли у ворот города Тверия. Рядом с ними стояли два языческих астролога и наблюдали за всеми работниками, которые в то утро проходили через ворота. "Посмотрите на тех двух мужчин в толпе, обратились они к мудрецам.

Видите? Сегодня утром они идут на работу, но живыми уже не вернутся. Им обоим суждено погибнуть от укуса змеи".

Р. Янай и р. Йоханан дождались возвращения работников. Среди них они снова увидели тех двоих, о которых говорили астрологи.

Разве вы не предвещали, что эти двое не вернутся живыми, погибнув от змеиного укуса?

спросили мудрецы. Но вот они идут живые и бодрые.

Астрологи и сами были удивлены. Они подозвали двух мужчин и спросили: "Чем вы занимались сегодня утром?

Тем же что обычно. Сначала прочли Шма и Шмоне Эсре, а затем отправились на работу.

Так вы евреи?! воскликнули астрологи. А предсказания астрологов к евреям не относятся.

Есть правило для всего еврейского народа: его судьба, мазал, не предопределена раз и навсегда. Евреи способны изменять ее с помощью молитвы, благотворительности и духовных достижений.

Итак, Ашем пообещал Авраму: "Твои потомки будут многочисленны, как звезды на небе!" Аврам сразу же поверил Ашему и не стал просить о знамении, которое бы подтвердило эти слова.

Как могущественна вера! Именно за свою веру удостоился Аврам унаследовать и этот мир и мир грядущий. Настолько важно для человека быть исполненным веры!

Вот одна история на эту же тему. На тему веры и нашего долга перей ней.

Одна девушка вышла из отцовского дома по своим делам, но, по неосторожности сбившись с пути, неожиданно очутилась в незнакомом пустынном краю. Блуждала она очень долго, и наконец ей захотелось пить. К своей радости издали она увидела колодец, побежала к нему и обнаружила привязанную к его стенке веревку. "Спущусь-ка я взять немного воды", решила она, спустилась вниз и вдоволь напилась. Но когда попыталась вылезть наверх ничего не получилось, у нее не хватало сил. Горько она заплакала и стала звать на помощь. Но разве кто услышит "голос вопиющего в пустыне"? Однако так получилось, что ей снова повезло: один молодой человек проходил рядом и услышал, что из глубины колодца кто-то кричит. В изумлении он закричал в ответ: "Кто там внизу? Демон или человек?'1 Девушка отозвалась и, пожаловавшись на свою участь, попросила вытащить ее.

Я помогу тебе, сказал молодой человек, но при одном условии. Согласись выйти за меня замуж!

Девушка согласилась, и он ее вытащил. После чего они побеседовали и с удовольствием отметили, что нравятся друг другу. В заключение юноша пообещал, что придет к ее родителям не задерживаясь, и тогда они обручатся по всей форме.

А кто свидетели нашей нынешней помолвки? спросила девушка. В этот момент мимо пробегал горностай, и юноша сказал: "Пусть горностай и этот колодец станут свидетелями в том, что мы верны друг другу".

На этом они расстались. Юноша пошел своей дорогой, а девушка вернулась в дом отца. С тех пор она ждала, когда ее жених придет для обручения, но время шло, а он так и не появлялся. Родители предлагали ей другие партии, но она отказывалась, и, как ее ни упрашивали, оставалась непреклонной. В конце концов все махнули рукой и оставили ее в покое, решив, что так ей, видимо, и просидеть весь век в девах.

А что же случилось с юношей?

После возвращения домой он настолько погрузился в дела, что начисто забыл о происшествии в пустыне. Затем он женился на девушке из своего родного города, и она родила ему сына. Но, когда ребенку было три месяца, случилось несчастье. Мальчика укусил горностай и он умер. Затем у них родился второй мальчик, но и с ним произошла беда: как-то он играл около колодца, упал в него и погиб. Убитая горем мать сказала мужу: "Если бы наши дети умерли обычной смертью, я смиренно приняла бы волю Небес. Но раз все произошло таким странным образом, мы должны искать причину наказания, а для этого лучше всего обратиться к своему прошлому, нет ли какой-нибудь нашей вины".

И тогда в памяти ее мужа всплыл давно забытый эпизод в пустыне. "Наверно, я наказан за то, что не сдержал слово", подумал он и рассказал своей жене про случай с колодцем.

Твой долг выяснить, что стало с той девушкой, твердо заявила его жена. Ведь ты был обязан хранить ей верность.

И он отправился в деревню, о которой говорила когда-то та девушка, а придя, начал спрашивать, живет ли здесь такая-то и не замужем ли она.

Есть тут одна старая дева, которую зовут, как ты сказал, ответили ему. Но она малость не в себе. Говорить с ней о замужестве бесполезно. Когда кто-нибудь приходит просить ее руки, она начинает вести себя очень странно: плюет в него и рвет одежду.

Мужчина тут же отправился в дом, где жила девушка, и поведал ее отцу случившуюся давным-давно историю, обвиняя при этом себя в несчастье его дочери. "Я освободился от своей жены, объяснил он отцу девушки, чтобы сдержать слово. Разреши мне жениться на твоей дочери". Отец ввел его в комнату к девушке, но, едва с ней заговорили о женитьбе, она закричала и начала вести себя так же странно, как всегда, когда ей предлагали жениха. Тогда он выждал и произнес два слова: "Горностай и колодец". Тут же девушка упала в обморок, а когда пришла в себя, сумасшествие навсегда оставило ее. Вскоре они поженились и прожили длинную благословенную жизнь родили детей и даже увидели свадьбы своих внуков.

Ашем обещает Авраму, что его дети унаследуют Эрец Исраэль

Предсказав Авраму рождение сына, Ашем дал ему еще одно обещание — его потомки унаследуют Эрец Исраэль.

— Как могу я убедиться в этом? — спросил Аврам.

— Дай мне, пожалуйста, знамение, что они действительно унаследуют Страну.

Дать знамение Аврам попросил из страха перед тем, что, если его потомки согрешат, Ашем тут же изгонит их из Святой Земли.

Ашем заверил Аврама: "Даже если они будут грешить, Я приготовил для них средство искупления — жертвоприношения". Затем Ашем показал Авраму сущность этих будущих жертвоприношений. Он велел ему приготовить трех тельцов, трех козлят, трех баранов, одного домашнего голубя и одного дикого голубя, которые представляют различные виды жертвоприношений.

Три тельца представляли:

а) тельца, приносимого в жертву на Йом Кипур; а тельца, жертвуемого в том случае, когда еврейский суд неверно истолковал алаху, еврейский закон;

б) телку, которую приносили в жертву особым способом в случае, если был обнаружен труп человека, убитого неизвестно кем.

Три козленка представляли:

а) двух козлов, приносимых в жертву Ашему на Йом Кипур;

б) козла, приносимого отдельным человеком в жертву за свой грех.

Три барана представляли:

а) жертву, приносимую человеком, наверняка знающим, что он согрешил;

б) жертву, приносимую человеком, сомневающимся в том, совершил ли он прегрешение;

в) ягненка, приносимого в жертву за прегрешение, совершенное отдельным человеком.

Ашем повелел Авраму разрезать на части всех животных, кроме одной птицы, что символизировало будущие сложные правила принесения жертв в Храме.

Затем Ашем явил Авраму видения отдаленного будущего. Глубокий сон сошел на Аврама, и во сне он увидел, как его потомки влачат жалкую рабскую долю в египетском изгнании. "Я избавлю их из египетского плена и покараю их мучителей", — объявил Ашем. Но видения продолжались. Авраму было показано, как его потомков уводят из их страны, чтобы снова отправить в четыре изгнания — одно за другим: сначала вавилонское, потом мидийское, затем греческое и наконец римское.

— Знай же, — сказал Ашем, — подобно тому как Я покараю египетских супостатов, точно так же Я буду судить всех мучителей еврейского народа. И подобно тому как Я рассею евреев, Я соберу их всех вместе. Другими словами, как Я сделаю их рабами, так Я освобожу их из рабства.

Затем Ашем объяснил Авраму: "Есть и другой путь. Вместо того, чтобы, во искупление грехов, изгонять их из Святой земли, Я могу действовать иначе. Смотри!" И перед Аврамом предстала страшная картина — пылающая печь Генном. Ашем продолжал: "Наказание за грехи не обязательно приходит в этом мире. Очиститься от греха можно и на адском огне в мире грядущем. Теперь, Аврам, выбирай. Какое наказание более подобает твоим потомкам, если они согрешат, — Генном или изгнание?"

То был мучительный выбор. С одной стороны, Аврам знал, что страдания в нашем преходящем мире переносятся легче, нежели муки Геином. Но как он может взять на себя ответственность согласиться на изгнание для своих потомков, если нет уверенности, выживут ли они при этом? Может, они растворятся среди народов и совсем исчезнут?

Но когда Ашем заверил Аврама, что еврейский народ никогда не сойдет со сцены истории, будет ли он рассеян или останется в Израиле, — только тогда Аврам решил в пользу наказания изгнанием.

Так Ашем заключил завет с Аврамом, известный под названием Завет "между частями", по которому Авраму обещано, что его потомки изгонят из земли Канаанской десять живущих там народов (семь во времена Иеошуа и еще три во времена Машиаха) и получат во владение Эрец Исраэль.

Аврам женится на Агари и она рожает Ишмаэля

Вот уже десять лет прожили в Эрец Исраэль Аврам и Сара, но у них по-прежнему не было детей.

Рассказывают, жила в городе Сидоне одна супружеская чета. Их браку тоже исполнилось десять лет, и у них тоже не было детей. Пришли они к р. Шимону бар Иохаю, чтобы спросить у него, не следует ли им развестись.

Он посоветовал им так: "Устройте празднество по случаю развода. Пусть этот день будет таким же веселым как день вашей свадьбы. Не жалейте ни угощений, ни вина". Супруги послушались совета, и жена устроила торжественный обед. Пока все ели и пили, захмелевший муж объявил ей: "Оставляя мой дом, ты можешь взять с собой самую ценную для тебя вещь, чем бы она ни являлась". Услышав такие слова, жена стала не только подавать мужу восхитительные кушанья, но и подливать ему все больше, так что в конце концов он опьянел и заснул. Тогда она приказала слугам: "Осторожно подымите его и отнесите в дом моего отца".

Посреди ночи муж проснулся и обнаружил себя в незнакомой постели в чужом доме. "Где я?" закричал он.

Разве ты не сказал, ответила жена, что я могу взять с собой самое дорогое, что у меня есть? Теперь подумай, что у меня есть дороже тебя?

Об этой истории рассказали р. Шимону бар Иохаю. Он помолился от их имени Ашему. Всевышний, Который прислушивается к молитвам праведников и дарует бездетным потомство, принял его тфилу и благословил ту пару детьми.

Сарай сказала Авраму: "Я знаю, почему я бездетна. Люди говорят, что в таких случаях надо носить амулеты или принимать определенные лекарства. Но мне все это не поможет. Истина в том, что Ашем не захотел, чтобы я вынашивала ребенка. Поэтому остается одно — приобрести такие заслуги, которые сделали бы меня достойной стать матерью твоего сына".

И в самом деле, у Ашема было много причин не давать Сарай детей. Одна из них заключалась в том, что Он хотел, чтобы Сарай молила Его о детях. Кроме того, Ашем хотел, чтобы ребенок, рожденный от Аврама и Сарай, был свободен от всех дурных качеств, которые Сарай могла унаследовать от своих предков-идолопоклонников. Поэтому Он ждал, пока она не состарится. Рожденный в преклонные годы матери ребенок, зачатый к тому же сверхъестественным образом, не мог унаследовать ни одного из скверных свойств прародителей Сарай.

Авраму Сарай сказала так: "Женись на моей служанке, египетской принцессе Агари: может, из-за того, что я приведу в дом соперницу, Ашем смилостивится надо мной".

Воистину, Сарай обладала сильным характером. Она не только предложила Авраму взять другую жену, но и ласковыми словами убедила служанку, что, несмотря на то что Аврам старик, быть его женой почетно.

Когда Агарь стала второй женой Аврама, Сарай отнеслась к ней с величайшим уважением. Принимая гостей, она всегда предлагала им приветствовать также и Агарь, говоря примерно так: "Прошу вас, войдите в шатер Агари и поздоровайтесь с ней". Но Агарь не ответила своей бывшей госпоже добром за добро. Более того, едва она поняла, что ждет ребенка, как сразу же принялась говорить почтенным женщинам, которых Сарай посылала проведать ее: "Моя госпожа Сарай отнюдь не такая, за какую себя выдает. Вы думаете, она праведница, но это далеко не так, уж я-то знаю. И если вы сомневаетесь в моих словах, то скажите, почему Всевышний до сих пор не даровал ей детей? А я — глядите — уже беременна!"

На это Сарай сказала: "Зачем мне спорить с ней? Лучше я поговорю с Аврамом". После чего пошла и пожаловалась мужу: "Храня молчание и не укоряя Агарь за то, что она оскорбляет меня, ты лишаешь меня защиты, которую обязан оказывать. Да рассудит нас Ашем!"

Поскольку Сарай сказала: "Да рассудит нас Ашем", она не дожила до возраста ста семидесяти пяти лет, как Аврам, а умерла сорока восемью годами раньше. Всякого, кто, подобно Сарай, требует от Ашема суровой справедливости по отношению к другим людям, на Небесах ожидает точно такой же строгий и скрупулезный суд.

В ответ Аврам сказал Сарай: "Поступай с Агарью, как считаешь нужным".

Сначала Сарай решила наказывать Агарь лишь тогда, когда они были наедине, чтобы не срамить ее при людях. Но заметив, что Агарь не исправляется, а продолжает вести себя высокомерно, она выставила ее на всеобщий позор, дав ей унизительное поручение носить воду в купальню. В результате та потеряла ребенка, которого носила.

Сарай наказала Агарь, как учитель наказывает ученика для его же пользы, чтобы тот исправился. Наказание было очень тяжелым, но и поведение ученика было непростительным.

В конце концов, не выдержав, Агарь бежала из дома Аврама в пустыню, но Ашем через ангелов сообщил ей, что она должна немедленно вернуться к госпоже и покориться ей.

Четыре ангела явились к Агари. Причем Агарь, увидев их, не выказала никакого страха, ибо привыкла к их виду еще в доме Аврама. Кстати сказать, Маноах, отец богатыря Шимшона, живший во времена Судей, когда ему явился ангел, в ужасе упал лицом на землю и заявил своей жене: "Мы наверняка умрем, ибо лицезрели Б-жественное существо!" (Шофтим 13:25). Отсюда мы видим, что древние поколения превосходят более поздние своим духовным уровнем.

Один из ангелов успокоил Агарь таким известием: "Вот, ты вскоре снова станешь беременной и зачнешь сына. Дай ему имя Ишмаэль, ибо Ашем узрел твою скорбь". (Буквально: Всевышний слышит).

Четырем людям дал Ашем имя до их рождения. а Ицхаку, ибо сказано (Берешит 17:19): "Сара, твоя жена, родит тебе сына, и наречешь ему имя Ицхак".

п Шломо, ибо сказал Ашем Давиду (Диврей Аямим I 22:9): "Вот у тебя родится сын, имя ему будет Шломо".

п Иошияу, ибо сказано (Мелахим I 13:2): "Вот, родится ребенок дому Давида по имени Иошияу". о Ишмаэлю, ибо сказано было Агари (16:11): "Родишь сына и наречешь ему имя Ишмаэль".

Получение имени еще до рождения предвещает величие. И действительно:

- Ицхак дал начало еврейскому народу. Он был первым ребенком, оба родителя которого были праведниками.

- Шломо построил Храм в Иерусалиме.

- Во времена Иошеяу Десять колен были возвращены в Эрец Исраэлъ.

Что касается Ишмаэля, то он для того получил свое имя до рождения, чтобы показать, какой в нем был заложен потенциал величия. Если бы его потомки преодолели в себе порочные наклонности, они могли бы удостоиться дарования Торы.

Второй ангел предсказал Агари: "Твой сын будет дикарем, который проведет жизнь в пустыне, охотясь на зверей. На всех он станет подымать руку, и все будут нападать на него в ответ".

Конечно, Ишмаэль мог бы употребить свою страсть к охоте для служения Ашему, для отмщения Его врагам, но он выбрал судьбу разбойника.

Еще один ангел предсказал Агари, что могущественный вавилонский император Навуходнецар будет одним из потомков ее сына Ишмаэля.

И, наконец, четвертый ангел приказал ей вернуться в дом Аврама.

Агарь утешилась. "За мои страдания мне обещан сын, который породит владык", — сказала она и вернулась в дом Аврама. Немного спустя, когда Авраму исполнилось восемьдесят шесть лет, она родила обещанного сына. Благодаря пророческому озарению Аврам назвал его Ишмаэлем. Он знал о словах, сказанных ангелом Агари, хотя и не присутствовал при их встрече.

Восьмое испытание Аврама — обрезание

Когда Авраму исполнилось девяносто девять лет, он получил повеление сделать себе обрезание. Еще не родился Ицхак. Более того — он еще не был зачат. Но именно потому Ашем и захотел, чтобы Авраам сделал себе обрезание, чтобы Ицхак был свят с самого рождения.

Ашем так объяснил Авраму свой приказ: "Пока ты не обрезан — ты несовершенен. Совершив брит-милу (обрезание), ты достигнешь новой ступени святости и встанешь над законами природы. Двадцать поколений я "ждал", когда ты придешь и совершишь обрезание. Но учти: если ты откажешься выполнить эту мицву, Я возвращу мир в небытие".

— Если эта мицва так важна, — спросил Аврам, — то почему Ты не заповедал ее первому человеку, Адаму?

— Не задавай вопросов, — сказал Ашем. — Именно ты — тот человек, который сочтен достойным этой мицвы.

Но Аврам продолжал возражать:

- До сегодняшнего дня мне удавалось влиять на людей. Они верили мне и шли за мной. Но теперь они будут меня остерегаться. Кто захочет подвергаться этой кровавой операции?

— Об этом не беспокойся. Пусть не тревожит тебя твоя популярность среди смертных, Я остаюсь с тобой, так что удача тебя не оставит. Но, выполнив мицву обрезания, ты поможешь миру выстоять. И еще: ради этой мицвы Я заключу с тобой завет: если твои дети будут ее соблюдать, они унаследуют Эрец Исраэль. Кроме того, Я изменю твое имя. До сих пор ты был Аврам — отец, то есть уважаемый человек страны Арам. После обрезания ты станешь Авраам — отец многих народов.

Сумма цифровых значений букв имени Авраам составляет 248. В этом заключен намек на то, что после брит-милы Аврам достиг совершенства во владении всеми 248 членами своего тела.

Вновь заключенный брит (договор, завет) значил: "Отныне твои потомки обязаны соблюдать мицву об обрезании. Пусть каждый новорожденный младенец мужского пола будет обрезан на восьмой день после своего рождения".

Очевидно, Ашем хотел выделить особым признаком Свой избранный народ. Конечно, Он с самого начала мог наделить человеческий род совершенством. Но в замыслы Всевышнего входило показать нам, что, подобно тому как мы должны физически улучшить себя посредством брит-милы, мы обязаны выполнить основную задачу своей жизни — совершенствоваться духовно.

Затем Ашем сказал Аврааму о Сарай: "До сегодняшнего дня твою жену звали Сарай, "моя принцесса", что означало, что она была принцессой в твоем доме. Отныне ее имя будет Сара — принцесса для всего мира".

Как только Ашем убрал букву йод, стоявшую в конце имени Сарай, эта буква взлетела к Престолу Ашема, чтобы пожаловаться: "Справедливо ли убрать меня из имени праведницы Сарай? Если я самая маленькая из букв, то значит меня можно обижать?"

Ашем утешил ее: "Раньше тобой заканчивалось женское имя, в будущем Я поставлю тебя в начало имени мужского. Это произойдет, когда Моше даст своему ученику Ошеа новое имя Йеошуа" (Бемидбар 13:16).

В этом мидраше выражена основополагающая мысль о том, что наши мудрецы были как бы теми корнями, из которых выросло древо еврейского народа. Даже самый незначительный компонент, содержащийся в корне, позже определенным образом проявляется в конечном продукте дерева — его плоде. Какой бы привкус, сладкий или горький, ни сопутствовал корню, в итоге он обязательно обнаружится в своем воздействии на будущие поколения. Последняя буква из имени Сарай, самая маленькая буква алфавита йод, — стала первой для Йеошуа, потомка Сарай.

В заключение Ашем пообещал Аврааму, что Сара вновь обретет молодость и родит ему сына. Услышав это, Авраам пал ниц и радостно засмеялся — настолько он обрадовался, что в преклонные годы чудесным образом заимеет сына.

— Я не достоин такой награды, — сказал он Ашему. — Мне достаточно уже того, чтобы Ишмаэль жил в страхе перед Тобой.

Но Ашем вновь подтвердил Свое обещание и велел Аврааму назвать будущего сына Ицхаком.

После этого Ашем оставил Авраама, который отправился посоветоваться со своими учениками Анером, Эшколом и Мамре относительно заповеди брит-милы.

Конечно же, эти слова наших мудрецов не означают, что Авраам спрашивал у своих учеников, выполнять ему мицву или нет. Дело в том, что Авраам колебался, как ему совершить брит-милу — тайно от людей или открыто. Почему? Да потому, что если бы его враги услышали, что он со всеми своими домашними лежит ослабевший после брит-милы, они могли бы напасть на него.

Авнер ответил: "Ты должен совершить обрезание тайно, иначе родственники тех царей, которых ты убил, придут напасть на тебя". Эшкол посоветовал: "Не делай обрезания вообще. Для человека преклонных лет такая операция опасна. Ты можешь потерять так много крови, что это окажется смертельным". Не удовлетворившись этими советами, Авраам спросил у Мамре, что думает тот. "Ашем посредством чуда спас тебя из пылающей печи, — ответил Мамре. — Сверхъестественным образом Он спас тебя и от царей. Почему бы тебе не совершить брит-милу открыто?"

За эти мудрые слова Ашем вознаградил Мамре тем, что впоследствии явился в видении Аврааму не где-нибудь в другом месте, а именно на принадлежащей Мамре земле, Элоней Мамре.

— Кто сделает мне обрезание? — спросил Авраам у Ашема.

— Ты сам, — последовал ответ.

Авраам взял меч и... испугался. Он был стар и руки его тряслись. Тогда Ашем как бы взялся за меч вместе с Авраамом и держался за него, пока обрезание не было завершено.

Обрезание было совершено открыто. В тот же день, так же открыто, были обрезаны все его домочадцы, числом в триста восемнадцать человек, не считая рабов. Среди обрезанных были его ученики Анер, Эшкол и Мамре. Сыну Авраама Ишмаэлю исполнилось в это время тринадцать лет, но и он беспрекословно дал отцу сделать ему брит-милу.

Все, что человек делает или говорит, имеет далеко идущие последствия. Никогда не надо недооценивать даже ничтожнейшее из своих слов или действий.

- Из-за того, что Ишмаэль, хоть ему и было тринадцать лет, дал сделать себе обрезание, его потомки заняли со временем господствующее положение в мире.

- Из-за нескольких сказанных Авраамом слов его потомки были изгнаны в Египет. Что это за слова? Когда Ашем пообещал Аврааму в наследство Эрец Исраэль, тот потребовал знамения, спросив при этом (Берешит 15:8): "Откуда я узнаю, что унаследую ее?"

Именно на эти слова Ашем ответил (15:13): "Знай же, что пришельцами будет твое потомство в чужой земле".


Тора содержит учение Б-га о морали и Его воззрение на этот мир. Тора была дана еврейскому народу на горе Синай; это событие означало рождение народа Израиля как нации, обладающей определенной целью. Поэтому Тору можно назвать конституцией еврейского народа. Читать дальше

Чтобы понять и постичь 16. Что такое Тора?

Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»

Чтобы ответить на этот вопрос сначала посмотрим на вселенную глазами человека неверующего — того, кто считает все окружающее нас результатом некой случайности, а не спланированного Творения

Крылья для полета

Рав Моше Пантелят

Почему человек не может «насытиться» и ощутить покой? Потому что кормит свою душу не тем, что она просит.

Назад к… свету, или кому темно в средневековье?

Рав Пинхас Перлов

Нет человека, который не испытывал бы ностальгии по школьным годам, озаренным волшебным светом детства и юности.

Избранные комментарии на главу Шлах

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Разведчики, которых Моше отправил в землю Ханаанскую, не были рядовыми членами общины. Однако они не справились с возложенной миссией и даже попытались сместить Моше и Аарона.

Изучение Торы

Рав Реувен Пятигорский

Заповедь обучить сына Торе и соблюдению заповедей возлагается на отца. Если он не владеет предметом, можно нанять педагога или отправить ребенка в подходящее учебное заведение. Число учеников в «хедере» не должно превышать 25-и.

О свинине и свастике

Исраэль Бен Давид

Страсти вокруг того, можно или нет продавать свинину в израильских городах кипели долго — больше пяти лет.

Алаха и Технология работают вместе

Сайт evrey.com

Каждый день в иерусалимском медицинском центре «Шаарей Цедек» проводятся десятки сложнейших операций. И пациенты, которые в шаббат приходят в себя, обычно используют так называемый «грама-переключатель» — хитроумное изобретение Института науки и ѓалахи, позволяющее избежать нарушения еврейских законов…

Избранные комментарии на главы Вайелех-Аазину

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Бесконечная цепь 5. Текст Торы и его каббалистическое понимание

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Как видно из сказанного выше, была приложена масса усилий для того, чтобы в текст Торы не могли проникнуть изменения

Избранные комментарии на главу Дварим

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Перед своей смертью Моше должен был передать народу Израиля много важных постановлений. В каждом из них выражена безграничная любовь Б-га к нам.

Избранные комментарии на главу Беаалотха

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Смертным не дано понять волю Всевышнего. Процесс шествия евреев по пустыне был тому подтверждением.

Избранные комментарии на главу Пинхас

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Завет между человеком и Б-гом является самым гармоничным в мире союзом. Мир между людьми возможен только тогда, когда они находятся в мире с Б-гом.