Темы: Потомство, Лот, Лех Леха, Сдом, Ури Калюжный
Историю Лота пересказывать не буду — читайте сами. Особенно обратите внимание на то, что после спасения Лота из Содома, Тора добавляет несколько «лишних», казалось-бы, фраз (Берейшит19:27—29). На пару предложений фокус повествования вдруг смещается к Аврааму, чтобы лишь сообщить нам, что он увидел, как поднимается дым на месте разрушенных городов, и нам снова сообщают, что Лот не погиб, так как Всевышний «помнил об Аврааме».
Можно было-бы предположить что так, на оптимистической ноте, Тора хочет завершить историю его чудесного спасения, но более внимательный анализ показывает, что это не так. Как известно, повествование Торы не идет сплошным потоком — оно в прямом смысле слова разбито на параграфы. Там, где заканчивается определенная часть, оставляют чистой часть строки и список всех таких мест передается по Традиции, как и сам текст Торы.
В вышеупомянутом месте никакого пропуска нет — повествование не прерывается и, таким образом, история дочерей Лота оказывается неразрывно связанной с рассказом о его спасении. И связь эта, каким-то образом, проходит через Авраама.
На самом деле, чтобы правильно понять эту историю, нужно сначала щедро расставить восклицательные знаки: Сам Всевышний решил спасти Лота! Он сделал это в силу заслуг Авраама (которые, как мы знаем, были чрезвычайно велики)! Он послал к нему специально назначенных ангелов, которые буквально вытащили его из пучины гигантского катаклизма!
Скептик, однако, может возразить, что особенно восклицать тут не о чем. В конечном счете, из Содома вышел не тот самый великий Лот, который был соратником Авраама и отличался богатством, мудростью и т.п. — ведь не зря же он был сразу же принят в высшие круги общества и назначен судьей в Содоме. Вышел оттуда бедный старик, который потерял практически всю свою семью и все имущество, которому ничего уж и не оставалось, кроме бегства от всего мира в горы. Не удивительно, что там он с готовностью напился и забылся. Это был уже не тот Лот.
Единственными, по отношению к кому Лот сохранил свой прежний статус, были его дочери. И поэтому Всевышний послал им довольно странную мысль, что «больше нет людей на земле, от которых они могли бы иметь детей». Они сделали противоестественный поступок, и у Лота (того, прежнего) появились сыновья. Только теперь завершилась история его спасения.
Это и есть наш ответ скептику. Смотреть на вещи нужно шире — Всевышний рассматривает человека, как духовную сущность не ограниченную рамками определенного биологоческого организма. Например, если человек оставил за собой сына, то он в определенном смысле и не умер. См., например, Трактат Бава Батра, лист 117а.
Почему именно сына, а не достаточно дочери? Честно говоря, Тора не рассматривает дочь как полновесное продолжение отца. В конце концов, ее судьба — выйти замуж, стать частью другого дома, продолжением семьи своего мужа. Однако, тем, у кого нет сыновей, не стоит отчаиваться. Во-первых, сегодня социальная роль мужчины и женщины в семье практически равна, и это наверняка отразилась и на духовном уровне. Во-вторых, в том же месте в Талмуде упомянут и другой путь «не умереть» — оставить после себя учеников. Впрочем, эту тему я уже обсуждал в другой статье — о позвоночнике. Советую прочитать.
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ
Как могут существовать чудеса? Из очерка "Основы".
Рав Захария Матитьяу
Мировоззрение
Рав Арье Кацин
Рав Шимон Шкоп и его правнук
Толдот Йешурун
На любой войне пробуждаются тысячи сердец, Б-г хранит и оберегает нас.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.
Рав Захария Матитьяу
Природа — сокрытие чуда
Переводчик Виктория Ходосевич
Однажды утром доктор Гольдберг ехал на работу на своей машине и ему почему-то пришло в голову для разнообразия изменить маршрут и проехать по скоростному шоссе, которого он обычно избегал.
Давид Россоф,
из цикла «Наш наследный удел»
Чудеса, произошедшие с еврейским народом при форсировании Иордана, продемонстрировали ему, что и в отсутствие Моше Б-г по-прежнему покровительствует им
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Захария Матитьяу
Чудо и проблема первопричины
Неизвестный автор
Добро, которые мы делаем другим людям, впоследствии возвращается. История о солдате, который был ранен арабским снайпером.
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Если все исходит от Б-га, если весь мир отражает Его волю, то имеет ли смысл деятельность человека, все, что он совершает в этом мире?