Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Кого уважают люди? Того, кто уважает других»Пиркей Авот 4, 1
Гидеон разрушил жертвенник идола Баала. Он преследовал врагов и разбил их начисто. Биография героя.

Гидон бен Йоаш (גדעון; умер не ранее 2716 г. /1044 г. до н.э./) — верховный судья Израиля.

Происходил из колена Менаше (Шофтим 6:15). Его семья жила в городе Офра (там же 6:11), на горе, возвышающейся на юго-западе Изреэльской долины (Шивтей нахалатэха с. 98).

Был судьей, начиная с 2676 года /1084 г. до н.э./ (Седер адорот).

В те годы, после смерти пророчицы Дворы (см.), многие евреи отступили от заповедей Торы, и вскоре страна была покорена мидьянитянами, которые в течение семи лет разоряли ее, отбирая у евреев скот и зерно. Обнищав до последнего предела, сыны Израиля стали умолять Творца о спасении (Шофтим 6:1—6).

Однажды в месяце нисан 2683 года /1077 г. до н.э./, в пору молотьбы, Гидон сказал отцу: «Ты уже стар, и если появятся мидьянитяне, не сможешь убежать. Иди домой, а я буду молотить» (Раши, Шофтим 6:11—13). И когда он был занят этой работой в потайном месте, в заслугу выполненной им заповеди почитания отца к нему явился ангел, принявший облик праведного пророка (Шофтим 6:11—12, Радак и Ральбаг). Ангел осенил Гидона великой духовной силой и сказал: «С тобою Б-г!» (Шофтим 6:12, Мальбим). «Если Б-г с нами, отчего же нас постигло все это?! — спросил Гидон. — Где все Его чудеса, о которых поведали нам отцы, говоря: “Б-г вывел нас из Египта”?! Но ныне оставил нас Б-г и предал нас в руки мидьянитян» (Шофтим 6:11—13). «Если наши предки, вышедшие из Египта, были праведниками, — добавил Гидон, — то спаси нас за их заслуги. А если они были нечестивцами, и Ты сделал для них чудеса даром, то так же сделай и нам!» (Шофтим 6:13, Раши).

И тогда ангел передал ему приказ Б-га: «Иди и с помощью той силы, которой Я тебя одарил, спаси Израиль от руки Мидьяна!» (Шофтим 6:14, Радак). «Мой Господин, — возразил Гидон, — чем же мне спасти Израиль? Ведь мой род беднейший в колене Менаше, а я младший в семье моего отца?!» И ангел передал ему слова Б-га: «Я буду с тобой, и ты поразишь мидьянитян, как одного человека!» (там же 6:15—16). А когда Гидон попросил знамения, чтобы убедиться, что говорил с ангелом, тот прикоснулся концом своего жезла к мясу и опреснокам, которые вынес ему Гидон, — из скалы вырвался сноп огня и в мгновение пожрал эти дары (там же 6:17—21, Мецудат Давид; Сифрей зута 11; Шивтей нахалатэха с. 99). И хотя Гидон не был пророком, он удостоился Б-жественного откровения за свою любовь к народу Израиля и заступничество за него — ведь тот, кто проявляет любовь к евреям, как будто проявляет любовь к Шехине (Ялкут Шимони, Шофтим 62; Шофтим 6:14, Раши; Шивтей нахалатэха с. 92—93).

В ту же ночь Всевышний повелел Гидону разрушить принадлежащий его отцу жертвенник идолу Баалу и срубить кумирное дерево при нем. И той же ночью Гидон выполнил приказ Б-га. А наутро жители города потребовали от Йоаша, отца Гидона: «Выведи твоего сына, чтобы казнить его за разрушение жертвенника Баала и за кумирное дерево». Но Йоаш ответил: «Вам ли вступаться за Баала и защищать его?! …Если он божество, то пусть вступится за себя сам! А если он промолчал до утра, и Гидон до сих пор цел — значит, нет у Баала никакой силы» (Шофтим 6:25—31, Мальбим).

После этих событий Гидона прозвали также Йерубаалом (ירבעל) — за то, что он сражался (ירב) с Баалом (Шофтим 6:32, Раши; Рош ашана 25а).

Протрубив в шофар, Гидон созвал воинов из своего колена, а также потомков Ашера, Звулуна и Нафтали. Перед решающей битвой он попросил у Б-га еще одного знамения. Он оставил стриженную шерсть на гумне, сказав Творцу: «Если роса будет только на шерсти, а на земле — сухо, то буду знать, что Ты спасешь моей рукою Израиль, как Ты говорил». Так и сбылось. На следующую ночь Гидон вновь оставил шерсть в поле, сказав: «Пусть будет сухо на одной только шерсти, а на земле пусть будет роса». Когда так и произошло, Гидон подвел свое войско к стану мидьянитян. Следуя повелению Б-га, он распустил по домам более двух третей воинов, оставив лишь десять тысяч, а затем отобрал из оставшихся всего триста человек — чтобы сыны Израиля не подумали, что добились победы силой своей руки. Ближайшей ночью евреи, разделившись на три отряда, с трех сторон напали на несметные полчища мидьянитян и пришедших с ними амалекитян. В стане врагов началась паника, и многие из них перебили друг друга, а уцелевшие бежали (Шофтим 6:33—7:22). Гидон и триста его воинов преследовали врагов до Иордана, а затем, переправившись на восточный берег, настигли и пленили двух верховных князей Мидьяна (там же 8:4—13).

После этой битвы сыны Израиля попросили Гидона стать над ними царем: «Владей нами ты, и сын твой, и сын сына твоего, ибо ты спас нас от руки мидьянитян». Однако Гидон ответил: «Ни я не буду владеть вами, ни сын мой — но Б-г будет владеть вами» (там же 8:22—23).

С той поры Гидон стал верховным судьей Израиля и судил народ до 2716 года /1044 г. до н.э./ (Седер адорот).[1] Все годы его судейства в стране был покой (Шофтим 8:28).

По определению Талмуда, «Гидон значил для своего поколения не меньше, чем Моше для своего» (Рош ашана 25б).

У Гидона было много жен и семьдесят сыновей (Шофтим 8:30).

Умер в глубокой старости; похоронен в семейной гробнице в Офре (там же 8:32).

После его смерти евреи вновь обратились к служению Баалу, а Авимелех из Шхема — сын Гидона от наложницы — перебил всех своих братьев (кроме самого младшего Йотама) и, объявив себя царем, властвовал в течение трех лет (там же 9:1—22).


[1] Согласно мнению, представленному в древней хронике Седер олам раба, семь лет господства мидьянитян не входили в 40 лет судейства Гидона, и соответственно период его судейства продолжался до 2723 г. /1037 г. до н.э./ (см. Седер олам раба 12, Йемот олам 7).

с разрешения издательства Швут Ами


Царь Давид укрепил царство, завоевал Иерусалим и подготовил почву для строительства Храма. Он стал родоначальником династии еврейских царей. Его сын, мудрый царь Соломон (на иврите — Шломо) — построил Храм, и его дни стали порой наивысшего расцвета. После Соломона царство раскололось на две части. Но именно потомкам Давида и Соломона принадлежал трон в Иерусалиме, и именно их потомок, согласно традиции, должен восстановить целостность Израиля, став царем всего еврейского народа. Читать дальше

Глава Шофтим

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Глава последовательно повествует о судьях, царе, духовенстве, колдунах, пророках, нескольких уголовных и гражданских законах и в конце — о войне

Царь Давид

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

Хизкия

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Стремясь приблизить народ к Творцу, Хизкия изъял из обращения «Книгу исцелений», составленную мудрым царем Шломо. Эта книга, посвященная лечению с помощью различных лекарственных снадобий, оказалась настолько эффективной, что евреи перестали обращаться к Б-гу с молитвой об исцелении.

Давид. Годы пастушества и помазание на царство

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Когда Творец показал Адаму все грядущие поколения, тот увидел, что душе Давида вообще не отпущено жизни. Неизвестные подробности рождения будущего царя.