Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Материалы рассылки за 5766 год.

«И жил» Яаков в Египте семнадцать лет. Он достиг возраста ста сорока семи лет и, чувствуя приближение кончины, взял с Иосефа клятву, что тот похоронит его рядом с праотцами в Эрец-Исраэль.

Перед смертью Яаков благословил всех своих сыновей, пророчески предсказав каждому колену его будущее.

Иосеф выполнил желание отца и перевез его тело в Эрец-Исраэль в сопровожднии семьи Яакова, придворных фараона и старейшин Египта с всадниками и колесницами.

Глава кончается смертью Иосефа. Иосеф умирает в возрасте ста десяти лет. Его тело помещают в саркофаг в Египте. Перед смертью Иосеф берет клятву с сынов Израиля, что, когда Б-г вспомнит о них, т.е. выведет их из Египта, они возьмут его кости с собой и похоронят в Эрец-Исраэль.

Глава «Вайхи» завершает книгу «Берешит», первую книгу Хумаша (Пятикнижия).

ДУШЕВНЫЕ КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕКА

Благословляя сыновей, Яаков предсказывает их будущее и определяет их миссию, исходя из их душевных качеств.

За недостатком места поговорим лишь об одном из этих благословений — о благословении Шимону и Леви (одном на двоих).

Душевные качества человека проявляются в поступках.

Среди поступков, совершенных Шимоном и Леви и представителями их колен, Тора рассказывает об уничтожении Шимоном и Леви мужского населения города Шхема, где сын правителя сначала обесчестил их сестру Дину, а потом просил ее в жены, о намерении убить Иосефа, претендующего, по мнению братьев, на главную роль в семье, о недостойном поведении в пустыне представителя колена Шимона по имени Зимри и о представителе колена Леви по имени Пинхас, который убил Зимри и тем отвратил гнев Всевышнего от народа Израиля.

Яаков говорит: « Шимон и Леви, братья… в гневе своем убили мужа (подразумевается Шхем) и по воле своей [едва не] подсекли быка (подразумевается сговор против Иосефа). Проклят их гнев, ибо могуч, и их ярость, ибо жестока она…»(Берешит, 49:5-7).

Очевидное «братья» сказано о Шимоне и Леви, потому что они были единомышленниками в деле против Шхема и против Иосефа. Гнев их проклят, потому что он «могуч».

Вопрос — что значит проклясть гнев? Как можно его проклясть? Рав Ицхак Зильбер, мой отец, благословенна его память, объяснял это так: лишить гнев силы. У директора завода, говорил он, есть масса возможностей реализовать свой гнев, увольняя, вынося выговоры и налагая штрафы. А что происходит, если сердится бедный, зависимый человек? Ничего. Его гнев не имеет силы. Он проклят.

Таково наиболее простое объяснение.

Теперь спрашивается: что пользы говорить Шимону и Леви об их гневе, об их очень серьезном недостатке? Ну, это как будто понятно: чтобы они знали об этой стороне своего характера и работали над ней.

Интересно, что этим отрицательным качеством обладают оба брата, но в дальнейшем оно проявляется у них по-разному. Оказывается, отрицательное качество можно использовать и в хороших целях.

Леви прожил дольше других братьев и передал своим потомкам знания, полученные от отца. Колено Леви в Египте упорно занималось изучением Торы. Когда все население Египта было призвано фараоном «на субботник», обернувшийся потом для евреев полным порабощением, левиты к «энтузиастам» не присоединились: обойдемся, мол, без орденов и медалей за трудовые подвиги. Это позволило им остаться вне «рабочих списков», и они избежали изнурительной работы с глиной и кирпичами, а занимались Торой. Их качество гнева прошло «обработку» Торой, они не участвовали в поклонении золотому тельцу в пустыне, и когда в эпизоде с золотым тельцом Моше призвал: «Кто за Б-га, ко мне!» — к нему пришло все колено Леви. Теперь они умели управлять своим гневом и проявляли его только в рамках, предписанных Торой, и в связи с нарушением Торы. Присущая им горячность, выразившаяся в том, что они вместе с Моше поднялись против нарушителей, помогла евреям избежать суровой кары Свыше, потому что суд Небес смягчается, когда на земле кто-то «ревнует» за него.

Гневливость Шимона не прошла так основательно через Тору. Когда на сороковом году пребывания евреев в пустыне кое-кто из них стал возмущаться «излишне строгими» ограничениями, предписываемыми им не Торой, как они думали, а самим Моше, выразил это возмущение Зимри из колена Шимона, а покарал его Пинхас из колена Леви. И это проявление гнева Пинхасом также оказалось спасительным для народа.

Нет качеств только плохих или только хороших. Есть качества, которые в основном полезны, т.е. их проявление в большинстве случаев положительно. А есть качества, проявление которых хорошо далеко не всегда.

Гнев — из тех качеств, которые применимы только в редких ситуациях. Проявления гнева допустимы только в определенных границах, указанных Торой, и по поводу нарушения Торы.


Хлеб использовался во время служения в Храме. И в наше время употребление хлеба уподобляется священнодействию и поэтому требует соблюдения множества законов и ритуалов. Усилия по производству хлеба можно назвать моделью духовных усилий, необходимых, чтобы реализовать на практике то, что написано в тексте Торы, и тем самым — заполнить Светом свою душу. Хлеб это — модель служения Вс-вышнему, практической реализации Его заповедей Читать дальше

О заповеди приношения в Храм двух хлебов и первых плодов нового урожая

Рав Лейб-Нахман Злотник

На протяжении многих веков к нашей великой скорби мы остаемся без Храма и без многих заповедей, которые будет возможно исполнять только тогда, когда возобновится храмовое служение. В изучении таких заповедей есть особенная важность

Кидуш и халы

Арье Лев

Неделя пролетает мигом. Вот уже солнце пятницы клонится к закату, женщины зажигают субботние свечи и накрывают праздничный стол. Возвращающихся после молитвы мужчин встречают веселые огоньки свечей, вино да вкусно пахнущие, но до своего часа скромно накрытые халы.

Кицур Шульхан Арух 48. Законы благословений на пищу, изготовленную из пяти видов злаков

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

Книга Заповедей. Заповеди «Не делай»: 186-190

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Запрет мяса в молоке - "Не вари козленка в молоке матери его.."

Мидраш рассказывает. Недельная глава Трума

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Строительство Мишкана - переносного Храма

Краткие законы соблюдения субботы 4. Законы лэхем мишнэ

Рав Яков-Йехезкель Позен,
из цикла «Законы шабата в кратком изложении»

Каждый раз при употреблении хлеба в шаббат следует произнести благословение, положив на стол две целых халы или булочки. Это правило распространяется на женщин и мужчин.

Предисловие и общее содержание книги Ваикра

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

В первой книге Б-жественной Торы рассказано о сотворении мира из ничего, о том, как сменяли друг друга первые поколения, и о том, как родились и жили наши святые праотцы. Рассказ о них доведен до того момента, как Яаков и его дети спустились в Египет.

Кицур Шульхан Арух 77. Законы Киддуша и трапезы вечером и днем

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Помни день Субботний, чтобы освятить его