Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

После смерти Йосефа, последовавшей в 2309 году /1451 г. до н.э./, многие молодые потомки Яакова начали говорить: «Станем как египтяне» (Шмот раба 1:8). И если сначала евреи жили обособленно в земле Гошен, постепенно они расселились по всему Египту, как написано: «Наполнилась ими вся страна» (Шмот 1:7) — а в мидраше объясняется: «наполнились ими театры и цирки» (Ялкут Шимони, Шмот 1).

И чем усерднее они пытались уподобиться египтянам, тем сильнее изменялось отношение к ним египтян: уважение и дружеское расположение, которое египтяне прежде испытывали к родне Йосефа, спасшего страну в годы голода, сменились подозрительностью и даже ненавистью (Шмот раба 1:8; Танхума, Шмот 5). Как образно говорится в псалме, Всевышний «перевернул сердца» египтян, чтобы они «ненавидели Его народ и злоумышляли против него» (Теилим 105:25). И так впервые начал действовать исторический механизм, который, по определению наших мудрецов, обеспечивает вечность народа Израиля. «Сущностное состояние Израиля, — поясняет Нецив из Воложина, — быть одиноким среди народов и отделенным от них. Поэтому в час, когда евреи пытаются порвать с этим одиночеством и, подражая поступкам других народов, в конце концов, освободиться от своей еврейской сущности, Б-г возвращает их к еврейству, пробуждая ненависть народов и приводя ее в действие… до тех пор, пока евреи против своей воли снова не осознают себя евреями» (Шеэрит Исраэль).

И египтяне сумели поработить сынов Израиля, использовав их страстное желание стать «такими же египтянами, как и все». После того как в 2340 году /1420 г. до н.э./ на трон взошел новый фараон Малоль, не знавший Йосефа и не помнивший его заслуг перед страной, сынов Израиля призвали на строительство городов-крепостей Питом и Рамсес, защищавших северо-восточные рубежи Египта (Шмот 1:8—11; Сефер аяшар, Шмот; Седер адорот). В первый день в работе по возведению этих важнейших стратегических объектов принимал участие сам фараон, и поэтому, желая проявить свой «египетский» патриотизм, на его призыв откликнулись все евреи — кроме левитов, постоянно занятых изучением Торы (Хизкуни, Шмот 5:4).

В течение первых месяцев сыны Израиля трудились вместе с египтянами и ежедневно получали плату, но затем из всех египтян на строительстве остались одни надсмотрщики, которые теперь уже силой принуждали сынов Израиля к тяжелой работе, — а вместо денежной платы евреи стали получать лишь скудный паек (Сефер аяшар, Шмот; Седер адорот). И только левиты, как и прежде, посвящали все свое время служению Б-гу и изучению Его законов — ведь египтяне привлекли на принудительные работы только тех, кто вначале явился на строительство добровольно (Сефер аяшар, Шмот; Хизкуни, Шмот 5:4).

Кеат бен Леви (קהת; 2235—2368 гг. /1525—1392 гг. до н.э./) — выдающийся праведник и мудрец, глава колена Леви.

Родился в 2235 году в Земле Израиля (Берешит 46:11; Седер адорот). Средний сын Леви (см.), сына праотца Яакова (см.), и Адины, правнучки Эвера (см.) (Шмот 6:16; Сефер аяшар, Ваешев).

В 2238 году /1522 г. до н.э./ трехлетний Кеат вместе со всем родом Яакова переселился в Египет (Берешит 46:11; Седер адорот).

Изучал основы Б-жественной мудрости под руководством отца и деда (Шмот раба 1:1; Рамбам, Авода зара 1:3). В египетской земле Гошен, где поселилась семья Яакова, была основана ешива, во главе которой Яаков поставил отца Кеата — Леви. Более того, Яаков завещал, чтобы и в последующих поколениях обучением законам Б-га занимались именно потомки Леви (Танхума, Ваигаш 11; Рамбам, Авода зара 1:3).

У Кеата было четыре сына: Амрам (см.), Ицхар, Хеврон и Узиэль (Шмот 6:18; Бемидбар 3:19).

В 2331 году /1429 г. до н.э./ умер отец Кеата Леви — последним из братьев Йосефа (Шмот 6:16; Седер адорот). И сразу же после его смерти начались притеснения сынов Израиля. В качестве первой меры у них были конфискованы все поля, виноградники и благоустроенные дома, дарованные им при Йосефе (Сефер аяшар, Шмот; Седер олам раба 3; Седер адорот). А в 2340 году /1420 г. до н.э./ все евреи были направлены на строительство городов-крепостей Питом и Рамсес (Шмот 1:8—11; Сефер аяшар, Шмот; Седер адорот). И только левиты, возглавляемые Кеатом, не откликнулись на патриотический призыв фараона, потому что были постоянно заняты изучением законов Б-га. А поскольку они не владели никакими ремеслами, египтяне оставили их в покое и в дальнейшем не привлекали на принудительные работы (Хизкуни, Шмот 5:4).

Позднее, но еще при жизни Кеата, во главе совета мудрецов, возглавлявшего народ Израиля, встал его первенец Амрам (Сота 12а).

В 2365 году /1395 г. до н.э./ у Амрама родился сын Аарон (см.), а в 2368 году /1392 г. до н.э./ — второй сын, которого Кеат назвал при рождении именем Авигдор. А впоследствии этот его внук стал известен под именем Моше (см.) (Шмот 6:20; Бемидбар 26:59; Сефер аяшар, Шмот; Седер адорот).

Кеат бен Леви умер в том же, 2368 году (а по другой версии, год спустя), — ему было сто тридцать три года (Шмот 6:18; Седер адорот).

В мидраше он назван среди величайших праведников человечества: ведь когда из-за грехов первых двадцати поколений Шехина отдалилась от земли на седьмой уровень Небес, праотцы Авраам (см.), Ицхак (см.) и Яаков сумели «опустить» ее с седьмого уровня на четвертый, Леви — на третий, а Кеат — на второй. Впоследствии в заслугу его сына Амрама Шехина опустилась на первый уровень Небес, а в заслугу его внука Моше — вновь обрела пристанище в нижнем мире (Берешит раба 19:7; Бемидбар раба 13:2, 19:13).

При исходе из Египта среди потомков Кеата было восемь тысяч шестьсот «мужчин от одного месяца и старше» (Бемидбар 3:27—28); из них мужчин от тридцати до пятидесяти лет, несущих службу при Шатре Откровения, было две тысячи семьсот пятьдесят (там же 4:34—36). А работа левитов из рода Кеата заключалась в том, что они переносили со стоянки на стоянку все принадлежности Святилища (там же 4:4—20, 7:9).

В Земле Израиля коэны — потомки Аарона, внука Кеата, — получили тринадцать городов, среди которых были Хеврон, Бейт-Шемеш и Гивон, а левиты из потомков Кеата — еще десять (Йеошуа 21:4—5, 10-26; I Диврей аямим 6:39—46, 51—55).

с разрешения издательства Швут Ами


Эту молитву читают стоя, не сходя с места и не отвлекаясь, с сознанием того, что молящийся предстает перед Вс-вышним — Царем царей. Амиду читают ежедневно три раза в день, и это приурочено ко времени выполнения служений в Иерусалимском Храме. Читать дальше

Молитва Шахарит. Молитва Шмоне Эсре

Толдот Йешурун,
из цикла «Еврейские молитвы. Перевод сидура»

Предлагаем вашему вниманию основную часть утренней молитвы, которая носит название «Амида» или «18 благословений» Эту молитву произносят шепотом, стоя, отсюда и ее первое название (на иврите глагол «лаамод» означает «стоять»).

Молитва Маарив. Молитва Амида, окончание молитвы

Толдот Йешурун,
из цикла «Еврейские молитвы. Перевод сидура»

Вечернюю молитву читают после выхода звезд. Она состоит из благословений до чтения «Шма Исраэль», после чего следует молитва «Амида».

Про дополнительные вставки в молитвы в «Десять дней Раскаяния»

Рав Ицхак Зильбер

В последний месяц года мы должны каждый день подумать и вспомнить, что мы сделали не так, что нам нужно исправить

Тайна восемнадцати благословений. Сосредоточение во время молитвы

Рав Давид Штайнойз,
из цикла «Главы из книги «Тайна восемнадцати благословений»»

Кому-то может показаться, что просьбы направлены к всемогущему роботу, приводящему в мир землетрясения, автомобильные катастрофы, ураганы... Глава из книги "Тайна восемнадцати благословений"

Кицур Шульхан Арух 18. Законы молитвы «Шмонэ Эсрэ»

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

Тайна восемнадцати благословений. Благословение первое

Рав Давид Штайнойз,
из цикла «Главы из книги «Тайна восемнадцати благословений»»

Сравнив Всевышнего с кем или чем бы то ни было, мы неизбежно уподобимся малышу, лепечущему: "Всевышний – как мой ребе!". Глава из книги "Тайна восемнадцати благословений"

О порядке дня и молитвы

Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем»

Тайный смысл некоторых ежедневных обрядов, заповедей и молитв.

Продавец алмазов

Рав Давид Штайнойз,
из цикла «Главы из книги «Тайна восемнадцати благословений»»

Молитва стала неотъемлемой частью нашей жизни . Выделяя для неё драгоценное время, мы вправе спросить: что же, в сущности, такое молитва, какой она должна быть, и как использовать её до конца? Что сказать о хозяйке, еженедельно пекущей халы, равнодушной к их качеству? Хозяйке, не стремящейся совершенствовать мастерство? Затратив столько сил, возлагая столько надежд, можно ли с безразличием отнестись к результату? Цель этой книги — понять: что происходит во время молитвы? Какие возможности открываются, что за трудности стоят на пути? Молитва — не ещё одна нагрузка (стирка, уборка, а теперь и молитва), но радость и удовольствие. Молитва приятна и сладка. Вкусив из этого плода, мы будем искать свободную минутку, чтобы отведать от него ещё. Мы ощутим неизбывную потребность постоянно окунаться в эти прохладные воды, чтобы, ощутив прилив новых сил, провести наш день, со всеми его трудностями, полными оптимизма и уверенности в успехе.

Врата молитвы 5. Стояние

Рав Шимшон Пинкус,
из цикла «Врата молитвы»

Повторение молитвы

Таблица законов прерываний во время молитвы

Рав Йеуда Володин

Что делать, если опоздал на молитву или молишься медленно? Когда можно отвечать «амен» на молитву кантора и общины, а когда нельзя?

Тайна восемнадцати благословений. Что мешает молитве?

Рав Давид Штайнойз,
из цикла «Главы из книги «Тайна восемнадцати благословений»»

Сказать, что у девяноста девяти процентов молящихся сложности с сосредоточением в молитве, было бы неправдой. Эта проблема затрагивает все сто процентов молящихся. Глава из книги "Тайна восемнадцати благословений"

Тайна восемнадцати благословений. Благословение шестое. Просьба о прощении

Рав Давид Штайнойз,
из цикла «Главы из книги «Тайна восемнадцати благословений»»

Только Всевышний может разрешить вернуть, как в шахматной игре, безответственные шаги назад... Глава из книги "Тайна восемнадцати благословений"