Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Я куда больше боюсь своих добрых дел, приносящих мне удовольствие, чем злых, которые внушают мне отвращение»Раби Нохум из Чернобыля
Тема

Ковчег Завета

Что собой представлял Ковчег Завета в Храме? Почему Ковчег? Какого Завета?

Ковчег ЗаветаАрон аБрит, он же Арон аЭдут. Так назывался святой ларь, ящик (на иврите — арон), в котором хранились две Скрижали Завета (Лухот аБрит), два каменных блока с высеченными на них Десятью заповедями, полученными евреями на Синае при заключении союза (брита) со Всевышним.

Данные на Синае Тора и заповеди являются свидетельством заключенного союза между Б-гом и народом Израиля (подобно тому, как во время сделки — письменный экземпляр договора). Поэтому второе название Ковчега Завета — Арон аЭдут, или «ковчег свидетельства».

Ковчег Завета был одной из главных частей Переносного Храма (Мишкана), а затем и стационарного Храма в Иерусалиме. Сделан был вместе со всем Мишканом по точным указаниям Б-га.

Размеры в локтях (локоть — примерно полметра): 2,5 в длину, 1,5 в ширину и высоту. Материал — дерево шитим, внутри и снаружи обит золотом. По углам — четыре золотых кольца, куда вставлялись два шеста для переноски. Наверху — массивная золотая крышка (капорет) с двумя изображениями крылатых ангелов (херувим) по бокам.

Согласно тексту Хумаша, Всевышний открывался пророку Моше «в облаке над капорет» (Ваикра 16:2) и «говорил с ним поверх капорет между двумя херувим» (Шмот 25:22). Отсюда — еще одно название: Ковчег Откровения.

Во время переходов по пустыне Арон аБрит несли священники (коаним) или левиты (левиим) из рода Кеата.

При вступлении евреев в землю Израиля Ковчег Завета сначала стоял в еврейском стане у горы Эйваль, затем в Бейт-Эле.

В битве у города Мицпе (находился в наделе колена Биньямина) Ковчег Завета был захвачен филистимлянами (плиштим). После бедствий, которые с ними произошли, враги вернули его евреям, доставив Ковчег Завета под Бейт Шемеш. Эта история описана в Первой книге Шмуэля (главы 4 и 5). В этой же книге дается намек, за какие грехи евреи заслужили то, что такая святыня — пусть и ненадолго — была захвачена.

Ковчег Завета был окончательно перевезен в Иерусалим в годы правления царя Давида. Затем помещен в Храме, выстроенном его сыном, царем Шломо (Соломоном).

Агадические источники утверждают, что еще в эпоху пророков, как только стали известны пророчества о близком уничтожении врагами Первого храма, Ковчег Завета был сокрыт в скале под Храмом (где хранится поныне). Для ориентира: с запада Храмовая гора была в свое время укреплена стеной, сохранившийся фрагмент которой сегодня известен под названием «Стена Плача».

Выводить материалы