Темы: Трума, Мишкан, Служение, Оцарот, Ковчег Завета
«И сделайте ковчег из дерева акации» (25:10). Переносной храм (мишкан) был сделан из столбов из дерева акации, покрытых золотом. Каждое бревно — само по себе. Но затем они были скреплены поперечными балками. Зачем нужен был такой труд? Не проще ли было заранее заготовить доски, которые можно прикреплять друг к другу?
Покров для мишкана был сделан из пяти полотен, в которых соединялись крученый виссон, голубая и червленая ткань, а рядом помещались еще пять полотен, также соединенных вместе. И две эти большие части прикреплялись друг к другу с помощью петель и золотых крючков. Здесь также возникает вопрос: разве не проще было соткать одно целое огромное полотно?
Однако, во всем этом заключен намек. Его раскрывает раби Овадия из Сфорно: «Это учит тебя тому, что и еврейский народ тоже не является чем-то однородным. Каждая община и каждое колено — уникальны. Все они стоят отдельно, сами по себе. Но все сочетаются, объединяются и связываются во имя служения Б-гу».
Известно, что ащкеназские евреи начинают молитву со слов «Благодарите Б-га», а сефарды — со слов «Песнь Давида к открытию храма». Но, подходя к отрывку «Да будет слава Б-жья вовек», они объединяются и оттуда уже продолжают вместе.
Святой автор комментария «Ор а-Хаим» пишет следующее: «Каждое колено Израиля стояло отдельно, и каждый еврей — “в стане своем и под знаменем своим”. Но разве все они не располагались вокруг мишкана? Он был центральной точкой, объединяющей еврейский народ. Это “срединный стержень” народа: “Наш народ является таковым только благодаря Торе”!» Вокруг храма — значит, вокруг колена Леви, служителей Б-жьих, обучающих Яакова Торе и Израиль — законам Его, располагавшихся в стане Шхины.
В Гмаре (Йома 72 б) говорится, что ковчег завета, в котором хранились скрижали и свиток Торы, намекает на мудреца. А сынам Израиля (т. е. всем членам общины) дается приказ: «И сделайте ковчег… и покройте его чистым золотом». Отсюда видно, что члены общины обязаны позаботиться о том, чтобы обеспечить раввина всем необходимым.
А что же им делать, если средств не хватает? Об этом узнаем из следующего рассказа.
Гаон раби Авраам а-Коэн, главный раввин Джарбы, был почитаем всеми членами общины. Он трудился над Торой и служением Творцу все свои дни и ночи, учился и преподавал, определял законы и вел свою общину к свету. Но из-за своей маленькой зарплаты он жил в голоде. Денег не хватало, чтобы купить хлеба для себя и детей. Он обратился в совет общины и попросил увеличить зарплату, но ему ответили: «Наши закрома пусты, а люди бедны. Высокие налоги отбирают весь наш труд, и нет возможности добавить даже монету».
В тот год наступила засуха. Цены на урожай выросли, и всем приходилось страдать. Исламский правитель Ибн Джерод обратился к своему секретарю-еврею: «Всегда в годы засухи вы молитесь, и приходит дождь. Почему бы вам не сделать так и в этот раз?»
Секретарь, который беспокоился о состоянии рава Авраама, ответил с умом: «В этот раз нам не ответят с Небес. Ведь у рава такая низкая зарплата, а склады общины пусты. Поэтому-то к нам и пришла эта беда, и свыше не хотят посылать дождь».
Правитель удивился, услышав эти слова, и разгневался на рава, из-за которого пришла беда. Встал он и пошел к нему домой с вопросом: «Значит, это вы вызвали засуху в этом году?»
«Ни в коем случае! — ответил рав, — мы ведь и сами страдаем из-за нее. Если уж в обычные дни моей зарплаты не хватает на еду, как же мне жить в период засухи, когда весь урожай подорожал? Но свыше следят за моим состоянием, и бедствия приходят вследствие этого».
На место гнева к правителю пришло понимание ситуации. Он пообещал раву, что с этого дня жалованье ему будут платить из государственной казны. А когда он возвращался обратно, с неба уже начали падать капли дождя! (Майян а-Шавуа)
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Овадья Климовский
...или сослать куда подальше?
«Оцарот»
Наглость фараона не знала пределов. Мало того, что он измывался над евреями и приказал убивать их детей — он еще и потребовал, чтобы сыны Израиля благословили его. У каждого из нас есть свой личный фараон.
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Берл Набутовский
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Пламя не спалит тебя...»
Отрывок из книги рава Ицхака Зильбера
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Седьмой день Песаха • Что произошло за семь дней Песаха • В этот самый день • Бдение в ночь седьмого дня Песаха • Переход Красного моря • Зогар о Шират га-ям • Мидраши • Последний день Песаха
Рав Овадья Климовский
Какие были причины попадания в рабство?
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Овадья Климовский
А кого можно ненавидеть?
Рав Моше Ойербах,
из цикла «История еврейского народа»