Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Плиштим — Филистимляне

Филистимляне (плиштим) — название древнего народа, который проживал вдоль морского побережья, в юго-западной части земли Кнаан. На протяжении большого отрезка истории плиштим являлись постоянными соседями народа Израиля. Борьбе между филистимлянами и евреями посвящены многие эпизоды ТаНаХа, например, история еврейского богатыря Шимшона (Самсона) или бой Давида с Голиафом, воином филистимлян.

Оглавление

Происхождение филистимлян [↑]

Из первого упоминания о плиштим в Торе следует, что они являлись потомками Мицраима (египтян). Впервые народ плиштим упоминается в книге Берешит, в недельной главе Ноах(Берешит 10:13,14): «А Мицраим родил Лудим и Анамим, и Леавим, и Нафтухим, И Патрусим, и Каслухим, откуда вышли Плиштим, и Кафторим».

Раши поясняет, что Патрусим и Каслухим имели обычай обмениваться своими женами. От этих связей и появились на свет плиштим.

Эрец Плиштим — земля филистимлян [↑]

Филистимляне проживали в юго-западной части земли Израиля, вдоль морского побережья, куда они пришли из Египта. В Торе упоминается ручей Грар, который существует и сегодня.

Некоторые исследователи считают, что древний поток Грар соответствует современному потоку эль-Ариш, на севере Синайского полуострова. На это указывают названия некоторых русел эль-Ариша, которые местное население называет сегодня вади эль-Грор — пересыхающий поток Грор.

За тридцать лет до Исхода из Египта тридцать тысяч евреев из колена Эфраима совершили побег из империи фараона. Причиной побега была ошибка в расчетах предсказанного в пророчестве прихода в Святую землю.

Они пошли короткой дорогой вдоль моря, но на их пути лежали земли филистимлян, и почти все тридцать тысяч евреев были перебиты плиштим.

В эпоху еврейского заселения Эрец Исраэль такие города, как Аза (Газа), Ашдод, Ашкелон, Экрон и Гат все еще оставались в руках плиштим.

Вероисповедание филистимлян [↑]

Как и все народы древнего мира, филистимляне являлись идолопоклонниками.

Однако, реальная власть находилась в руках правящей светской элиты, что хорошо видно из истории с пленением Ковчега Завета, рассказанной в ТаНаХе. После того как Ковчег был захвачен филистимлянами и установлен в Ашдоде, Всевышний стал насылать множество бедствий на земли плиштим. Попытки исправить положение предпринимались исключительно князьями. И лишь после череды неудач князья обращаются к представителям духовенства, советующим вернуть Ковчег Завета евреям (Шмуэль 1, 5:1-6:18).

Поскольку филистимский народ пришел из-за моря, а также в силу приморского расположения их земель, центральным божеством у них считался Дагон. Даг (означает «рыба») представлял из себя полурыбу-получеловека. Центральными капищами Дагона являлись Аза и Ашдод.

Плиштим не брезговали и другими идолами, распространенными на Ближнем Востоке того времени — Аштерот (Шмуэль 1, 31:9,10), и Бааль Звув (Книга Царей 2, 1:2).

Наши праотцы и филистимляне [↑]

Первый контакт

Из вышеприведенного комментария Раши видно, что филистимляне были не самого благородного происхождения. Как известно, нечистота не терпит святость, и, возможно, именно поэтому отношения евреев с плиштим имели напряженный характер. Противостояние было не только физическим, но и духовным.

Впервые в контакт с филистимлянами вступает Авраам. В период голода он переселяется на территории, подконтрольные царю Авимелеху, в район ручья Грар.

Авраам опасается, что местное население, в среде которого не было страха перед Небесами, заинтересуется его женой Сарой: чтобы жениться на ней, они просто убьют его. Поэтому он говорит, что Сара является его сестрой. Царь Авимелех берет Сару в свой дом, за что сразу получает наказание от Всевышнего.

Царь Грара возвращает Сару Аврааму, и тот уходит из земли плиштим.

Роковая клятва

После того, как Авраам победил армии могущественных царей, и после того, как у них с Сарой в преклонном возрасте родился сын, Авимелех понимает, что Всевышний покровительствует Аврааму.

Авимелех приходит к Аврааму и просит его заключить союз: «Теперь же поклянись мне здесь Б-гом, что ты не изменишь ни мне, ни сыну моему, ни внуку моему; по добру, которое я сделал тебе, так и ты будешь делать со мною и с землею, в которой ты проживал»(Берешит 21:23). А после, в знак примирения и союза, берет из рук Авраама семь животных.

Рассказывает мидраш, что той же ночью Всевышний открывается Аврааму. Творец говорит, что Авраам поступил слишком опрометчиво. Очевидно, что если бы он спросил Всевышнего, то разрешения на заключение союза не последовало бы.

Всевышний объясняет, что, дав Авимелеху семь баранов, Авраам наделил плиштим силами, благодаря которым они смогут противостоять народу Израиля.

Теперь было предопределено, что прекратят существование семь святилищ: Мишкан в пустыне; Мишкан в Гильгале; Мишкан в Шило (был разрушен непосредственно филистимлянами); Город коэнов Нов; Гивон; Первый и Второй Храмы. Семь праведников падут от рук филистимлян: Шимшон, два сына первосвященника Эли — Хофни и Пинхас; царь Шауль и три его сына (все семь от рук филистимлян).

А поклявшись, что его потомки не будут притеснять три поколения потомков Авимелеха, Авраам связал руки евреям. Последний внук Авимелеха умер лишь во времена царя Давида, и время действия клятвы растянулось более чем на восемьсот лет. Все это время евреи не могли нападать на филистимлян из-за опасения нарушить клятву Авраама.

Однако, сами плиштим многократно нарушали договор, причиняя евреям множество бед. По той же причине (чтобы это не выглядело, как нарушение клятвы), Всевышний побудил Шимшона на личные действия против филистимлян. Ведь в такой ситуации нельзя было обвинить народ Израиля в проявлении враждебных действий на государственном уровне.

Но как только умер последний внук Авимелеха, царь Давид разгромил войска плиштим.

Три колодца

Ицхак, подобно своему отцу Аврааму, также проживал в землях плиштим.

В какой-то момент они изгнали Ицхака, сказав, что Ицхак нажил состояние, паразитируя на их «теле». Даже после ухода Ицхака конфликты не прекращались — продолжались споры о правах на колодцы, которые вырыл еще Авраам и которые были засыпаны филистимлянами. Лишь когда Ицхак вырыл новый, третий колодец, ссоры с плиштим прекратились.

На первый взгляд, нет никакой пользы от рассказа о колодцах Ицхака — ведь он не выкопал больше колодцев, чем его отец. Но в этом рассказе скрыто сокровенное содержание: он намекает на то, что произойдет в будущем. Вот как поясняет эту историю Рамбан(Рамбан на Берешит 26:20). Первый колодец, который Ицхак назвал «Раздор» («Эсек»), намекает о Первом Храме, вокруг которого было много раздоров, разногласий и ссор, пока он не был разрушен. Второй колодец был назван «Навет» («Ситна»), что намекает на наветы самаритян и других нееврейских соседей, мешавших евреям возводить Второй Храм. Но уже третий колодец был назван «Просторы» («Реховот»): Третий Храм будет возведен без ссор и препятствий, как сказано: «И расширятся и вознесутся выше и выше…» (Ехезкель 41:7).

После вхождения евреев в Святую Землю [↑]

Ко времени вступления евреев в Эрец Исраэль одну из ветвей народа плиштим («авим») истребили кафторим, выходцы с острова Кафтор (Дварим, 2:23 и комментарий Раши).

Остальные жили в областях, которые контролировались пятью князьями (сарней плиштим) центральных филистимских городов: Аза, Ашдод, Ашкелон, Гат и Экрон. Если во времена Авраама и Ицхака филистимлянами правил царь (Авимелех царь Грара), то в период вхождения евреев в Святую Землю они уже не имели единого государства.

Три первых города — Аза, Ашкелон и Ашдод — находились на побережье, два других — в глубине областей Гат (вероятно, в районе современного израильского города Кирьят-Гата) и Экрон (предположительно, район города Лод).

Филистимляне неоднократно завоевывали израильтян, нарушая союз с Авраамом (Шофтим, 10:7; 12:1). Трехсотлетняя эпоха Судей завершилась историей борьбы судьи Шимшона с плиштим (там же, гл.14-16).

Лишь когда умер последний внук Авимелеха, царь Давид покорил плиштим и сделал их своими вассалами.

Известные филистимляне [↑]

Авимелех. Первый, известный нам филистимский царь Грара.

Две жены Шимшона. Поскольку филистимляне не являлись кнаанейскими народами, то они могли войти в народ Израиля после прохождения гиюра. По мнению большинства комментаторов, обе жены Шимшона прошли гиюр, хотя по поводу Далилы существует спор.

Голиат (Голиаф) из Гата. Широко известен по его поединку с Давидом. Правда, Голиат и его три брата пусть и были гражданами города Гата, однако, не являлись этническими филистимлянами. Их матерью была Рафа (она же Орпа, старшая сестра Рут-моавитянки). После того, как Орпа отказалась сопровождать свою свекровь Наоми в Землю Израиля и отправилась в родной Моав, жизнь ее не сложилась. Она попала в землю плиштим и вынуждена была зарабатывать на жизнь блудом. Пишет Хатам Софер, что, пленив Шимшона и посадив его на цепь, филистимляне отдали ему Орпу в наложницы. От их связи и появились на свет четыре брата-богатыря.

Урия Хетиец. Когда Давид поразил Голиата и хотел отрубить ему голову, он не смог справиться с защелкой на его шлеме. Неподалеку от своего поверженного господина находился его оруженосец — Урия Хетиец. Он предложил помощь в обмен на то, что Давид позволит ему выбрать в жены любую еврейскую девушку (разумеется, предварительно пройдя гиюр). Говорится в мидраше, что Всевышнему не понравилось такое распоряжение судьбами еврейских девушек, и Он сделал так, что Бат-Шева, которая по замыслу Небес была предназначена Давиду, досталась именно Урии. И теперь, чтобы вернуть ему то, что уже считалось его, Давиду пришлось пройти через многие испытания (Кли Якар).

В конце книги Шмуэля Урия Хетиец перечисляется среди тридцати семи богатырей Давида, причем имеется в виду не только воинская доблесть, но и обладание мудростью (Шмуэль 2, 23:39).

Ахиш, князь города Гата. Был достойным человеком. Когда Давид скрывался от преследования царя Шауля, Ахиш оказал ему гостеприимство. Позже Ахиш позволил Давиду и его людям основать города Циклаг в своих владениях (Шмуэль 1, 27:6).

Итай Гетиянин. По-видимому, Итай успел проникнутся глубоким уважением к Давиду еще во время первого его пребывания в Гате. Когда Давид стал царствовать над всем Израилем, и филистимляне с огромной армией поднялись на войну к Иерусалиму, то Итай перешел на сторону Давида вместе с большим отрядом своих соотечественников (Авотда зара 44а).

Позже он прошел гиюр и, уже во время генерального сражения против войск Авшалома, возглавил треть армии Давида (Хида «Петах эйнаим»; Шмуэль 2, 18:2).

Участь плиштим [↑]

Ассирийский царь Санхерив, захватив большую часть земли Израиля и земли окрестных народов, насильно переселил их (Брахот 28а).

Ушедшие в изгнание народы быстро ассимилировались, и с тех пор никто не может утверждать, что он является этническим аммонитянином, моавитянином, или филистимлянином.

Правда, в пророчествах Иешаяу (Исайя), Ирмияу (Иеремия) и Ехезкеля (Иезекииль) эти народы еще не раз упоминаются. Это объясняется тем, что вплоть до завоевания Невуходнецара еще существовали небольшие остатки этих народов, постепенно растворившихся в волнах ассимиляции.

Более поздние упоминания о филистимлянах или плиштим уже относятся к представителям других народов, заселивших опустевшие земли плиштим и получивших имя по названию территории их проживания.

Происхождение названия «Палестина» [↑]

Спустя пятьдесят лет после разрушения Второго Храма, во времена римлян, в Иудее вспыхнул бунт Бар Кохбы. Римский император Андрианус жестоко подавил восстание и, чтобы стереть даже упоминание о еврейской принадлежности этих земель, приказал переименовать Иерусалим в Элия Капитолина, а Землю Израиля в Филистию. Так и появилось название Палестина.

Рамбан (Берешит 26:20).

В свое время крестоносцы, захватившие землю Израиля, ошибочно посчитали, что город Ако, на севере страны, и является Экроном. Поэтому в их летописях Ако звалось Акрой, то есть — филистимским Экроном.

Р. Лониадо «Кли якар».

Хида «Петах эйнаим»

Хазон Иш (Нашим, «Алахот пру у-рву», §5:5)

Выводить материалы