Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Если он купил книги на деньги, предназначенные для милостыни, он должен внимательно следить за тем, чтобы постоянно одалживать их другим, если не учится по ним сам — в этом случае ему принадлежит преимущественное право пользования ими.»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни

Филистимлянам можно, а евреям нельзя?

Темы: Филистимляне, Наказание, Ковчег Завета, Святость, Овадья Климовский

Отложить Отложено

Здравствуйте, уважаемый Овадья Климовский. Пишет Вам дочь Юрия. Вся наша семья очень внимательно читает Ваши ответы, и имеем большое желание посетить Святую землю. У меня возник вопрос относительно ковчега Завета, в котором хранились каменные скрижали. Все мы знаем, что это святое для иудеев. Возникает вопрос: почему Б-г разрешил взять ковчег Завета и принести его в землю филистимскую, и при этом люди прикасались к святыне и остались живы? (1 Самуила, 5 глава, 1—2 стихи). Или Б-г предусмотрел наказание за это в виде болезни на народ? В 2 Самуила, 6 глава, 6—7 стихи говорится о том, как Г-сподь наказал человека за прикосновение к ковчегу смертью. Почему язычники остались живы, а человек из народа Б-жьего умер? С уважением, Юлианна

Отвечает рав Овадья Климовский

Здравствуйте, уважаемая Юлианна!

Очень приятно слышать, что вся Ваша семья интересуется этими темами и тянется к святости. Да поможет вам Б-г найти правильный путь.

О Вашем вопросе.

Вы правы частично — действительно, филистимляне были наказаны впоследствии. Комментаторы говорят, что чудеса, которые являл им Всевышний в связи с Ковчегом, имели целью также и обеспечить его возвращение на место, в конечном итоге. Кроме того, идолопоклонники могли убедиться, что существует сила, перед которой их идолы бессильны, и имели шанс понять, что, по большому счету, идолы бессильны вообще.

А для того, чтобы понять, за что был наказан Уза, надо внимательно изучить последовательность событий. Тогда нам станет ясно, что причиной послужило не собственно конкретное прикосновение, а скорее — мысль, которая заставила Узу поступить так. Комментаторы приводят несколько причин недовольства Всевышнего этой процессией: прежде всего, Ковчег следовало нести на плечах (левитам), а не ставить его на повозку. Кроме того, в момент переноса его надо было брать за специальные шесты, а не за корпус, как поступил Уза. Но в тот момент он все еще не был наказан, несмотря на дополнительный просчет — его брат Ахйо шел впереди Ковчега[1], чего, по словам Мальбима, не позволили себе даже старейшины филистимлян в свое время. Однако решающим моментом для наказания Узы послужила его реакция на движение вола, впряженного в повозку. Обычный предмет тех же габаритов, что и Ковчег, неминуемо должен был упасть от резкого поворота, и Уза инстинктивно бросился поддержать его. Это и было главной его ошибкой — нельзя относиться к Ковчегу, который в пустыне фактически сам нес себя, не утруждая левитов, как к обычному предмету.

Кроме того, стоит добавить, что с праведников Всевышний спрашивает строже, чем с обычных людей. Поэтому, возможно, с одной стороны, Он допустил, что Ковчег попадет в руки филистимлян — таков был Его план на то время. С другой стороны, евреям, народу священников, надо было хорошо уяснить, что такое святость Ковчега, и в великой любви к Б-гу, которую они проявили, устроив вокруг Ковчега целое праздничное шествие, не забыть о трепете перед Ним.

С уважением, Овадья Климовский


[1] Из слов комментаторов, которые вносят это в список ошибок, допущенных во время шествия, можно сделать вывод, что Уза был ответственным за всю организацию переноса Ковчега, поэтому в конце концов спросили именно с него. Но это наша догадка. Возможно, одно то, что он бросился поддерживать Ковчег, явилось ошибкой, перевесившей все остальные.

Слушайте: Страх и трепет перед Творцом

Материалы по теме

Ковчег Завета

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

Врата Воздаяния. «Средние» и награда за заповеди нечестивцам

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»

Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?

Раби Леви-Ицхак из Бердичева

Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»

...«Доброе утро, Владыка Вселенной! — обращался он на идиш к Творцу. — Я, Леви-Ицхак, сын Сары, из Бердичева, от имени Твоего народа вызываю Тебя на суд! Что Ты имеешь против Своего народа?! Что Ты насел на Свой народ?!…Я, Леви-Ицхак, сын Сары, из Бердичева, говорю: “Не сойду с этого места, пока не прекратятся бедствия народа Израиля, пока не придет избавление!”».

Почему «Б-г» через черточку?

Рав Овадья Климовский

Тора велит нам бережно относиться к Имени Всевышнего …


Продолжается пересказ речи Моше, которую он произнес перед смертью и которой посвящена последняя книга Торы. В этой главе пророк предупреждает евреев о необходимости соблюдать заповеди, повторяет получение Десяти Заповедей на горе Синай и предрекает будущее Изгнание народа из Земли Израиля. В этой же главе приведена первая часть молитвы Шма Исраэль. Читать дальше