Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Давид и Голиаф

Оглавление

Гольят, он же Голиаф — воин-богатырь огромного роста из войска плиштим (филистимлян), который выступил против евреев, но в поединке «один на один» был сражен из пращи юным Давидом, будущим царем Израиля. Рост Голиафа по описанию ТаНаХа — 6 локтей с пядью, что больше 2,5 метров. Голиаф, который был родом из города Гат, согласно еврейской традиции считается потомком рефаим — великанов. Поединок Давида с Голиафом описан в книге Шмуэля I (Шмуэль I, 17:4-58). Победа Давида над Голиафом послужила началом наступления еврейских войск, в итоге которого филистимляне были изгнаны за пределы Израильского царства.

Сражение Давида с Голиафом в долине а-Эла [↑]

С древнего кургана по имени Азека открывается вид во все стороны. На западе сверкает Средиземное море — от Хадеры до Ашдода. На востоке — возвышаются Иудейские горы — от Иерусалима до Хеврона. А внизу, под нами, простирается красивая долина а-Эла. Вокруг виднеются еврейские поселения, построенные здесь после создания государства в 1948 году. Весь район называется Шфела — Низменности Иудейских гор.

Поля в районе ШфелаПоля в районе Шфела

В древние времена евреи жили в горах, а приморскую равнину захватили филистимляне. Они хотели поработить еврейские племена и большой армией отправились на восток, в горы. Навстречу им вышел первый еврейский царь Шауль со своей армией. Столкновение произошло в долине а-Эла. Армии выстроились друг против друга, и вдруг из рядов филистимлян вышел великан. Имя его было Гольят (Голиаф).

Вид на долину а-Эла с древнего курганаВид с древнего кургана на долину а-Эла.
Когда-то в этих местах бились Давид и Голиаф, а сегодня тут много уголков для приятного отдыха…

Голиаф, уверенный в своей непобедимости, бросил евреям вызов — выставить избранного воина, который вступит с ним в единоборство. И тогда народ победителя поработит другой народ. Но никто из еврейского войска не осмелился выйти ему на встречу. Один вид трехметрового филистимлянина, покрытого бронёй и вооружённого до зубов, приводил в трепет. Даже обещания Шауля обогатить смельчака и дать ему в жёны царскую дочь не смогли никого приободрить. Сорок дней он оскорблял и проклинал еврейский народ и Всевышнего, Б-га Израиля.

И вдруг в еврейском стане раздался голос. Это был Давид — юноша, родом из города Бейт-Лехем (он же Вифлеем), который спустился навестить своих старших братьев на фронте. Он был пастухом и обладал только опытом защиты своего стада от диких зверей. Давид не был готов терпеть, что этот «необрезанный» филистимлянин унижает еврейское войско — «боевые порядки Б-га живого!»

Он выходит с палкой и пращей навстречу Голиафу, навстречу машине уничтожения, наводящей страх на весь народ. Давид выходит на бой во имя Всевышнего, провозглашая цель победы: «Чтобы знали все (на) земле, что есть Б-г у Исраэля! … что не мечом и копьем спасет Господь, ибо это битва Господа, и Он отдал вас нам в руки».

Давид побеждает благодаря своему духовному мужеству и внутренней скромности. Он знает, во имя чего воюет. «И одолел Давид филистимлянина пращей и камнем… и он взял его меч … и он отсек им его голову … И поднялись мужи Исраэля и Иеуды и издали клич и стали преследовать филистимлян …». Когда читаешь описание ТаНаХа на холме Азека, древние события просто оживают перед глазами.

Давид и Голиаф

В течение веков эта битва стала символом победы небольшого еврейского народа над превосходящими силами противника. Победой духа над грубой физической силой. Не случайно, многие сравнивают победу Израиля над многочисленными и хорошо вооружёнными арабскими армиями во время Шестидневной войны в 1967 году с этой битвой.

Пять камней пращи Давида [↑]

Разберем поединок Давида с Голиафом чуть глубже, чтобы понять истинные мотивы Давида и духовный смысл его победы над Голиафом.

В Книге Шмуэль I (17:40) сказано: «И взял палку свою в руку свою, и выбрал себе пять гладких камней из ручья, и положил их в свою пастушескую сумку и в мешок, и с пращой в руке своей подошел к Пелиштимлянину».

Почему Давид взял пять камней, если он убил Гальята одним?

Вопрос можно разделить на две части. Первая: почему царь Давид не взял только один камень? Вторая: почему он взял именно пять?

На первый вопрос можно ответить так: человеку следует вести себя осмотрительно, принимая во внимание все возможные варианты развития событий. «Может быть, я не попаду с первого раза, и даже если попаду, может, одного камня будет недостаточно». Особенно важен этот принцип в области духовной. Например: существует распространенный обычай брать с собой в дальнюю дорогу тфилин (филактерии), даже если собираешься вернуться домой в тот же день. В чем смысл этого обычая? Может произойти непредвиденная задержка, и тогда, не дай Б-г, мы не сможем выполнить заповедь. Тем более важна предусмотрительность, когда речь идет о спасении всего народа, как в истории с Гольятом. В подобных ситуациях нельзя просто сказать: «Б-г поможет», а необходимо приложить максимальные усилия, чтобы преуспеть, и просить у Б-га помощи в том, чтобы довести дело до конца. (Более глубоко с этим принципом можно ознакомиться в книге «Путь праведных», глава о расторопности).

Почему Давид взял именно пять камней, а не шесть или десять?

Ответ можно найти в комментарии Радака (раби Давида Кимхи). Комментатор приводит мидраш: т.к. Гольят стремился опозорить Имя Всевышнего и дарованной Им Торы (которая является свидетельством избранности еврейского народа), а также праотцов Авраама, Ицхака и Яакова (которые распространяли знание о Едином Творце), Давид положил в сумку именно пять камней: «восстановить» Славу Всевышнего, подорванную Гольятом, и подтвердить истинность связи еврейского народа (троих праотцов) с Творцом посредством Торы. Получается, что пять камней символизируют пять столпов, на которых держится еврейский народ: Всевышний, Тора и трое праотцов, за которых мстит и чью славу восстанавливает царь Давид.

От себя добавим, что намек на это можно усмотреть в тексте Писания (Шмуэль I 17:45), в словах Давида: «Давид же сказал Пелиштимлянину: ты выходишь на меня с мечом и с копьем и с дротиком, а я выхожу на тебя во имя Г-спода Ц-ваота, Б-га строя Исраэльского, который ты поносил».

Выводить материалы

Рав Реувен Пятигорский

Бой Давида и Гольята

«И все Исраэльтяне, увидев этого человека (Голиафа), убежали от него и очень испугались…» — Почему?

Рав Нахум Шатхин,
из цикла «Книга Шмуэль»

«Ваешев» («И поселился»). Улыбка Всевышнего

Рав Бенцион Зильбер

Глава рассказывает о событиях в семье Яакова после того, как он вернулся на родину: «И поселился Яаков в земле Кнаан…» (Берешит, 37:1). Глава описывает отношения между Яаковом и сыновьями и между самими сыновьями Яакова. Именно эта глава содержит знаменитые сны Иосефа, которые он пересказывает отцу и братьям, и историю продажи Иосефа в рабство в Египет братьями, которые были возмущены поведением Иосефа и содержанием его снов. В средней части глава повествует о Иеуде, четвертом сыне Яакова, и о его невестке Тамар, родившей ребенка, дальним потомком которого станет царь Давид. Затем глава возвращается к Иосефу и его службе в доме египетского вельможи Потифара. И снова — широко известный эпизод любовных домогательств жены Потифара, увлекшейся Иосефом. Иосеф отвергает ее и попадает в тюрьму. В тюрьме Иосеф находится вместе с двумя заключенными царедворцами фараона: начальником виночерпиев и начальником пекарей. Они пересказывают Иосефу свои сны, и Иосеф истолковывает их. Через три дня сны сбываются в точном соответствии с толкованием Иосефа.