Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Первая еврейская столица - Шило

03 марта 2011, 21:52

Отложить Отложено

Увы, как-то все подзабыли про то, что было до Иерусалима... Только Арье Парнис написал небольшую заметку про развалины Шило. А ведь именно здесь была основана первая еврейская столица, здесь почти 400 лет находился Мишкан - тот самый переносной Храм, созданный еще в пустыне, здесь Йошуа бин Нун делил Страну на наделы по коленам Израиля, отсюда руководил захватом земли Кнаанейской. Здесь же начинается история пророка Шмуэля, основателя еврейской государственности, помазавшего на царство двух первых еврейских царей - Шауля и Давида.

Среди весенней травы виднеются остатки заброшенных городских стен, сложенных из не очень точно пригнанных друг к другу камней - свидельство их древней, более чем 3500-летней кладки. По мнению археологов, здесь ко времени прихода евреев из Египта и захвату страны после сороколетнего блуждания по пустыне находился большой процветающий город, укрепленный внушительной крепостной стеной. Этот город и стал на 369 лет первой нашей столицей, местом обитания Святилища, еще до Иерусалима.

Сейчас от былой столицы ничего не осталось - редкие туристы (как правило, христиане), заросшие густой травой развалины, более чем скромные раскопки... О былой государственности напоминает только эта смотровая вышка с флагами в каждом углу, с которой открываются потрясающие виды на Самарию. Эти земли были заваеваны евреями вторично во время Шестидневной войны, в 1967 году, и по мнению ООН являются арабскими. Поэтому местные поселенцы и вешают флаги - в пику всем, кто смеет считать эту землю нееврейской.

 

В Шило можно добраться из Иерусалима минут за сорок по знаменитой 60-й дороге, так называемой Дороге Патриархов, о которой я уже писал. Отcюда она между холмами тянется дальше на север, в сторону Шхема:

То там, то здесь на горах раскинулись небольшие еврейские поселения, а между ними на ничейных землях арабы сразу начинают сажать деревья - ухоженная земля доказывает, что у нее есть владелец. Это как шахматы, шашки, или, точнее, игра в го.

Тель-Шило (что переводится как Холм Шило) расположен между вершинами горного хребта, идущего от горы Хеврон на юге, в Иудее, через Иерусалим сюда, в Самарию. Эти места самые благодатные, плодородные, приятные для жизни. В самые жаркие летние дни здесь всегда дует небольшой ветерок, что никак нельзя сказать про побережье Средиземного моря, где летом может быть невыносимо влажно и жарко, или про долину Иордана и Мертвого моря, где смертельно сухо.

Весна здесь цветастая.

Близлежащее поселение Швут-Рахель с ешивой слева на горе. 

 

 Забыл, как называется этот форпост - десяток караванов, захваченная высотка. А арабы в отместку внизу распахали землю, засадили деревья.

 

 Невдалеке видны входы в пещеры, которые служили скорее всего местом погребения важных людей.               

 Можно удивляться сколько угодно, но из этого уникального места в Израиле туристический объект правительство делать не торопится.

Экскурсоводов здесь нет. Кто хочет прослушать рассказ - может позвонить по этому номеру и прослушать небольшой экскурс в историю

 Есть несколько теорий о том, где же точно стоял переносной храм - Мишкан, и одна из версий  - на прямоугольной площадке там, внизу, с краю холма - присмотритесь, как раз, где человечки.

Кстати, здесь лучше внимательно смотреть под ноги, - встречаются колодцы-водосборники.

И еще. В дни праздников Суккот и Песах здесь очень людно, усилиями местных жителей проводятся ярмарки и фестивали, многочисленные экскурсии, приезжают много семей погулять с детьми и приобщиться к корням. Но большинство дней в году здесь безлюдно, и вопрос, почему сюда приезжает так мало евреев, для меня так и остается загадкой, ведь здесь можно и нужно сделать великолепный музей, национальный парк...

 А второй вопрос - почему сюда приезжает так много христиан - объясняют слова из комментария Сончино к книге Брейшит:

"Христианские теологи часто используют отрывки из Торы, пытаясь доказать, что мессианская эра давно наступила, т.е. доказать важнейший постулат христианства. Одной из наиболее часто цитируемых христианскими теологами фраз Торы является: "...пока не придет Шило" (Брейшит, 49: 10). Большинство толкований опирается на различное понимание ивритского слова "шило".

   1. Наиболее ранние варианты прочтения гласных, которые приводятся в Септуагинте, Переводе Онкелоса, Переводе Йонатана, у Саадьи-гаона и у Раши, обязывают читать это слово так, словно оно написано без буквы "йод", т.е. шело. В таком варианте это слово превращается в архаико-поэтическую форму слова "его" или "мир".

   а) Перевод, который соответствует такому пониманию слова: "До тех пор, пока то, что принадлежит ему, не придет", зафиксирован в Септуагинте. Смысл предложения в таком варианте: "Скипетр, символизирующий власть, будет принадлежать Йеhуде, пока не исполнится все то, что предсказано о нем".

   б) Другой вариант перевода: "Пока не придет тот, кому принадлежит то, что его (царство)" (Перевод Онкелоса и "Иерусалмский перевод", Саадья-гаон, Раши и другие еврейские комментаторы).

   в) Третий вариант, принятый во многих современных переводах: "Пока не придет мир" (М. Фридлендер).

   2. Однако большинство комментаторов прочитывают это слово как "Шило" и понимают его как название места или имя человека.

   а) Первый перевод при таком понимании слова Шило: "Пока люди будут приходить в Шило (служить Всевышнему)".  В Шило находился временный Храм во времена пророка Шмуэля, до того, как был завоеван Иерусалим, ставший религиозным центром еврейского народа. Согласно этому толкованию, явное преимущество колено Йеhуды получило только после того, как был построен Храм в Иерусалиме. По многим причинам это объяснение не может считаться удовлетворительным.

   б) "До того, как он, тот, кто из Шило, не придет и народы не подчинятся ему". Некоторые исследователи видят в этом стихе предсказание событий, которые описаны в книге Мелахим I, 11: 29. Пророк Ахия из Шило предсказывает Йороваму, что большая часть царства Шломо отойдет к нему (десять колен Израиля названы народами, см. Брейшит, 48: 4). Действительно, десять колен отделяются от дома Давида и просят Йоровама быть их царем. Такое объяснение неприемлемо, ибо пророк не носит имя Шило, а только происходит из места, носящего такое название. Кроме того, люди подчиняются не ему, а Йороваму. Кроме того, это пророчество не было благоприятным для Йеhуды.

   в) "Пока не придет Шило". Предполагается, что Шило - это имя собственное Машияха (Мессии) . Опираясь на этот вариант перевода, который мудрецы считают правомочным, но не буквальным, некоторые христианские теологи говорят о том, что Шило - это имя основателя их религии. Благодаря такому толкованию, слова "Пока не придет Шило" превратились в любимую цитату миссионеров. Они пользуются никем не доказанными аргументами для того, чтобы, воздействуя на несведущих в иудаизме евреев, обратить их в христианство. Следует отметить, что перевод слова Шило как собственного имени человека впервые встречается в христианском источнике, относящемся к 1534 г., а именно в немецком переводе Библии Себастьяна Мюнстера. Ошибочность такого понимания этих слов Торы признается даже многими из христианских теологов. "Недостоверность такой интерпретации столь велика, что ее вообще не следует учитывать при серьезном анализе текста."

 

Теги: Смотровые площадки, Храм, Весна, Дороги, Развалины, Самария