Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Истоки»

Во второй книге Торы, Шмот, в ее седьмой недельной главе, которая называется Трума («Приношения»), рассказывается о возведении евреями переносного Храма. В нем они совершали жертвоприношения все те годы, пока скитались по пустыне после Исхода из Египта. Назывался этот переносной Храм — Мишкан. И служил он евреям ровно 479 лет, вплоть до возведения царем Шломо (Соломоном) так называемого Первого (стационарного) Храма в Иерусалиме.

Из Египта евреи вышли в 2448 году от Сотворения мира, что соответствует 1313‑му году до начала принятой европейскими народами эры. На следующий год наши предки приступили к сооружению своего первого святилища. Затем в течение 39 лет его на своих плечах носили по пустыне евреи из колена Леви, левиты, прямые потомки третьего сына нашей праматери Леи, жены Яакова, внука Авраама… Вы еще не забыли еврейскую историю? Ей были посвящены наши выпуски, выходившие в те месяцы, когда в синагогах читают первую книгу Торы — Берешит. Давайте, пользуясь случаем, приведем в порядок наши знания и выпишем важные события мировой истории, как она представляется в свете Торы.

Создание мира и Адама:1-й год (он же 3760 до ныне принятой эры).

Потоп:1656 от Сотворения мира (2105 до н.э.).

Рождение Авраама:1948 (1813 до н.э.).

Вавилонская башня:1996 (1765 до н.э.).

Семья Яакова спускается в Египет:2238 (1523 до н.э.).

Рождение Моше:2368 (1393 до н.э.).

Исход из Египта и дарование Торы на Синае:2448 (1313 до н.э.).

Вступление в Эрец Исраэль:2488 (1273 до н.э.).

Начало царствования царя Давида:2854 (907 до н.э.).

Освящение Первого Иерусалимского Храма:2928 (833 до н.э.).

Разрушение Первого Храма:3338 (423 до н.э.).

Чудо Пурима:3405 (356 до н.э.).

Чудо Хануки:3622 (139 до н.э.).

Разрушение Второго Храма:3828 (68 год ныне принятой эры).

Завершение Вавилонского Талмуда:4260 (500).

Рождение Раши, великого комментатора Торы:4800 (1040).

Рождение Рамбама:4894 (1134).

Изгнание из Испании:5252 (1492).

Начало Первой мировой войны:5674 (1914).

Дальше вам самим все известно.

Вернемся к переносному Храму, Мишкану. Представлял он собой достаточно просторное разборно-сборное сооружение, внутри которого (а также в его дворе) во время остановок евреев в их блужданиях по пустыне размещались следующие священные предметы: Ковчег, стол, светильник, жертвенники и специальный медный умывальник для омовения рук и ног священников.

Центральным элементом являлся Ковчег, по-еврейски — Арон, или Арон Абрит, Ковчег завета. Сделан он был из дерева акации и покрыт золотом изнутри и снаружи. В Ковчеге находились Лухот Абрит, две каменные Скрижали с начертанными на них Десятью заповедями. Именно эти Скрижали получил Моше на горе Синай. Сверху Ковчег покрывала крышка из чистого золота, которая называлась Капорет. Крышку украшали Керувим — две крылатые фигурки, изготовленные вместе с Капорет из цельного куска золота, причем вся композиция была создана не литьем, а чеканкой.

Покрытый золотом стол Храма — по-еврейски Шульхан — предназначался для двенадцати хлебов, которые возлагались на него каждую неделю от двенадцати колен.

Внутри Мишкана постоянно горел светильник, Менора. С ее изображениями мы знакомы; наряду с Щитом Давида, Маген-Давидом, она с древних веков является символом еврейства, своего рода нашим национальным гербом. Только не путайте ее с Ханукией, ханукальным светильником: у последней восемь стеблей, а у Меноры — семь. Она, как и крышка Арона, была сделана чеканной — из одного куска чистого золота.

Храм представлял собой как бы микромодель всей вселенной.

Менора символизировала мудрость, а Шульхан богатство.

Кстати, именно в честь чуда с Менорой Храма (свершившегося, правда, несколько позже, во времена Второго Храма) мы и зажигаем ханукальные свечи в праздник Хануки. О событиях того времени мы уже рассказывали: народ, восставший против засилья греко-сирийцев, освободил Иерусалим и очистил Храм от всех идолов, которых натащили туда идолопоклонники; было решено немедленно зажечь Менору, однако во всем Храме нашелся только один сосуд с чистым оливковым маслом, которого хватало лишь на один день. Что было делать? С одной стороны, заповедано, чтобы Менора горела постоянно. С другой стороны, масла хватит на день, и снова зажечь Менору можно будет только через неделю, когда приготовят другое масло. Может, в таком случае не стоит спешить? Победители решили зажечь огонь. И чудо свершилось: масла хватило не на один день, а на восемь… Так и мы, евреи: всегда стоит совершить то, что требует от нас наше еврейство, не откладывая на потом. А Тот, Кто возложил на нас обязанность быть евреями, нам поможет.