Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Проси других делать замечания тебе, запрети себе делать замечания другим»Еврейская мудрость
Настоящее чудо жизни скрыто в самом процессе возвращения еврея к Торе и заповедям. Человеку, который оторван от еврейской традиции, часто приходится двигаться к ней в полной темноте. И вдруг из одного горячего желания узнать, кто ты и понять это, возникает зажженная свеча, и путь становится чуть-чуть яснее. Уже можно разглядеть далекий-далекий слабый свет перемен к лучшему и всей душой стремиться к нему.

Менора, зажгись!

Если у вас нет меноры, то это еще не значит, что вам ее не зажигать. Был бы еврей, а менора для него всегда найдется. Особенно в Хануку.

Каждый вечер этого праздника, продолжающегося восемь дней, — настоящее чудо и счастье в вашем доме. Еврейская мама радует любимых домочадцев чем-то особенно вкусным. Это и пышные оладушки, и картофельные драники, и хрустящий хворост и, конечно, традиционные сладкие воздушные пончики с вареньем, сгущенкой или шоколадом.

Пончиковое дерево

За окном израильская зима. У окна на столе Ханукия и цветные карандаши. Маленький мальчик сосредоточенно выводит на листе бумаги желтые толстые загогулины и красные палочки. Потом, прикусив губу, Оська рисует оранжевые круги, а в них — розовые горохи.

Кипа набекрень. В руках любимый карандаш. Толстый, двухцветный, оранжево-желтый.

— Это пончиковое дерево, — объясняет он. — Видишь, на ветках оранжевые пончики с розовым вареньем. С клубничным!

— Я была бы рада вырастить такое дерево на нашем балконе, дорогой. Руку протянул, нарвал пончиков с пылу-жару и за стол! Просто чудо расчудесное. А пока мы с тобой дерево не вырастили, пойдем-ка на кухню. Попробуем сами сделать пончики. Выйдет у нас волшебство — чудо в масле, вот все обрадуются. А потом папа вернется. Будем вместе с ним зажигать ханукальные свечи.

Мама достала из шкафа старую потертую кулинарную книгу и протянула сыну.

— Тут записан рецепт чудо-пончиков бабушки Леи. Они были самыми вкусными на свете. Кто их пробовал, становился немного счастливее. Так, нам нужны творог, мука, масло, яйца, стакан сахара.

— Мама, стакан на иврите «כוס» называется?

— Правильно. А по-английски стакан «glass» называется.

— Глаз?! Стакан — не глаз!

— Да не глаз, а glass. Ладно. Ты мне лучше расскажи о Хануке. Помнишь, сколько масла нашли Маккавеи в Храме? Стакан?

— Нет, они нашли один маленький кувшин. Потом у них случилось чудо на целых восемь дней.

— Точно! Доставай сахар из шкафчика. Сейчас мы с тобой устроим чудо и счастье — нажарим пончиков, как бабушка Лея меня учила. Такие больше никто делать не умеет. Только мы с тобой. Вечером все вместе зажжем ханукальные свечи, будем чудо-пончики пробовать, как будто бабушка Лея снова к нам в гости пришла с угощением. Это будет наше ханукальное чудо с маслом, сынок.

Еврей? Зажигай!

— Как вы узнали, что еврей?

Этот вопрос хотя бы раз слышал каждый из нас. На него есть исчерпывающий ответ:

— Мама сказала.

Когда мама говорит, мы верим.

Мы поверили маме, что евреи, а она ее маме поверила, а та ее родителям. В каждом поколении еврей верил своей маме. Возможно, на этой вере маме и зиждется вся огромная еврейская традиция. В том числе традиция зажигания ханукального светильника и изготовления разнообразных блюд, жаренных в масле.

О чудесах Хануки очень емко рассказывает «Кицур Шульхан Арух». Там сказано:

— Во времена Второго Храма, когда царствовало в Израиле греческое царство, были вынесены жестокие постановления относительно евреев, и была запрещена их вера, и не разрешали им заниматься Торой и выполнением заповедей. И простирали захватчики руки свои к имуществу их и к дочерям их. И вошли они в Храм, и пробили стены, и осквернили то, что должно было быть чистым, и бедствовали евреи из-за них, и притесняли они евреев очень сильно. Но смилостивился над ними Б-г отцов наших, и избавил их от рук врагов и спас их. И победили их сыновья Хашмонаим, первосвященники, и перебили их, и спасли евреев от рук их, и поставили царя из коэнов, и было восстановлено Израильское царство более чем на двести лет, до разрушения Второго Храма. И когда победили евреи своих врагов и уничтожили их — это произошло 25-го числа месяца Кислев — вошли они в Храм и не нашли во всем Храме чистого масла, кроме одного кувшинчика, который стоял, запечатанный печатью первосвященника, и масла в нем хватало лишь на то, чтобы Менора горела один только день. И это масло зажигали в Меноре восемь дней, пока не надавили из новых маслин чистого масла. И в честь этого постановили мудрецы того поколения, чтобы были эти восемь дней, начиная с 25-го Кислева, днями радости.

В память о чуде тех далеких времен и сегодня в Хануку в каждом еврейском доме устанавливают специальные светильники и зажигают масляные свечи.

В канун этого декабрьского праздника израильские магазины переполнены ханукальными светильниками всех сортов в самом широком ассортименте. В Израиле их называют ханукиет. Каждый выбирает себе светильник по душе, в соответствии с возрастом, статусом, финансовым положением и даже имиджем.

Маленьким, обаятельным и очень важным членам семьи покупают обычно наиболее безопасные и простые, но самые настоящие алюминиевые светильники. К ним полагаются тоненькие разноцветные свечки. Даже двухлетний карапуз получает собственную ханукию с набором свечей. Волшебным праздничным вечером он под неусыпным присмотром папы протянет пухлую ручонку к своей первой в жизни свечке и зажжет ее. Веселый огонек тепла и любви запляшет в распахнутых глазах малыша.

Дети постарше зажигают светильники собственного изготовления. В каждом детском саду и начальных классах школы проводится специальный урок на эту тему. Накануне Хануки еврейские дети трудятся над украшением собственной ханукии ручной работы, не жалея сил и фантазии, в память о чуде спасения, совершенном Творцом. Дети лепят ханукальные светильники из глины или клеят из стеклянных и деревянных заготовок, а потом расписывают яркими красками.

Главы семейств пользуются другими ханукальными светильниками. Тяжелые большие серебряные или бронзовые подсвечники с позолотой, украшенные чеканкой и резьбой, барельефами с изображением Храмовой меноры, Скрижалей Завета, короны. В них стаканчики тонкого стекла, наполненные маслом, в память о чуде с кувшинчиком чистого масла, которое Творец совершил для евреев в дни Хануки.

Вечером в Хануку вся семья собирается вместе перед заходом солнца, чтобы зажечь ханукальные свечи в память о Храмовой меноре, с которой напрямую связан каждый еврей через маму, бабушку, прапрабабушку и прапрадедушку и до самого Моше-рабейну и праотцев.

Чудо жизни

Настоящее чудо жизни скрыто в самом процессе возвращения еврея к Торе и заповедям. Человеку, который оторван от еврейской традиции, часто приходится двигаться к ней в полной темноте. И вдруг из одного горячего желания узнать, кто ты и понять это, возникает зажженная свеча, и путь становится чуть-чуть яснее. Уже можно разглядеть далекий-далекий слабый свет перемен к лучшему и всей душой стремиться к нему.

В Хануку таких свечей по всему миру зажигается множество. Они свидетельствуют о чуде победившей жизни и вечности еврейского народа.

Однажды потомственная слонимская хасидка заинтересовалась моим возвращением к Торе. Мне было трудно ответить что-то определенное. Сказала ей, что не только в детстве, но и в юности я совсем ничего не знала о еврействе, кроме того, что евреи существуют. Об этом мне мама сказала. И я ей поверила.

— Что же ты искала? — удивленно спросила хасидка. — Откуда ты знала, что нужно искать?

— Каждый человек знает, насколько необходим дом. Бездомному очень тяжело жить, некуда положить плюшевого мишку, негде зажечь свечу, — ответила я.

— Еврейская душа всегда сможет найти свой дом. Научилась этому у тебя, — ответила мне хасидка.

— Найти свой дом, зажечь в нем ханукальные свечи и испечь пончики по маминому рецепту, — добавила я.

Каждый из нас звено непрерывной цепочки поколений. С правой стороны Авраам, Сара, Моше-рабейну, бабушка с дедушкой и мама с папой. С левой — дети и внуки. Ведь евреи читают справа налево.

Так что присоединяйтесь.

Радостной Хануки!


«Хумаш» — так на иврите называется Пятикнижие — те пять книг Торы, которые были записаны Моше-рабейну Синайского откровения, во время странствий еврейского народа по пустыне. Читать дальше

Бесконечная цепь 1. Тора

Рав Натан Лопез Кардозо,
из цикла «Бесконечная цепь»

Пятикнижие — самая важная часть Танаха. Она представляет собой не что иное, как голос Всевышнего, сообщающего человечеству Свою волю посредством письменного слова. Сюжеты и заповеди Торы заставляют человечество задуматься над реальностью. Что делать человеку со своей жизнью? Как ее возвысить, освятить? И прежде всего — как развить в себе понимание, что жизнь должна быть освящена? Тора отвечает тому, кто спрашивает. Для тех, у кого нет вопросов, Тора остается загадкой, в соответствии с известным афоризмом: нет ничего непонятнее, чем ответ на незаданный вопрос. Человек же, по-настоящему ищущий смысл жизни, найдет в Торе интеллектуальную глубину, поразительную психологическую проницательность, благоговейное отношение к жизни.

Правильность текста Торы

Сайт evrey.com

Откуда мы знаем, что современная Тора идентична той, которую получили евреи на горе Синай?

Бет из Берешит

Рав Эльяким Залкинд

Книга Шмот

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Истоки»

Чтобы понять и постичь 19. Откуда мы знаем, что Тора дана Б-гом, а не написана человеком?

Рав Элиэзер Гервиц,
из цикла «Чтобы понять и постичь»

Одним из доказательств того, что Тора является Б-жественным откровением — это ее иррациональные заповеди. Простой смертный не мог бы заставить 600 тысяч евреев взять на себя серьезные ограничения во всех сферах жизни. Пророчества, содержащиеся в Торе, тоже доказывают ее Б-жественное происхождение.

Урок Торы

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

Пятикнижие Моисея

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

По материалам газеты «Исток»

«Шлах». Спасательный канат

Рав Бенцион Зильбер

Евреи приближаются к Эрец-Исраэль. По настоянию народа Моше отправил разведчиков выяснить, какова страна, куда евреи по воле Всевышнего держат путь. Послано было двенадцать разведчиков, по одному от каждого колена. Вернувшись, десять из двенадцати сказали, что города страны укреплены, жители ее сильны и войти в нее невозможно. Евреи заплакали и отказались от своей цели. За это Всевышний обрек народ на сорокалетнее скитание по пустыне. Конец главы посвящен нескольким заповедям. Завершает главу заповедь о цицит.