Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Настоящее чудо жизни скрыто в самом процессе возвращения еврея к Торе и заповедям. Человеку, который оторван от еврейской традиции, часто приходится двигаться к ней в полной темноте. И вдруг из одного горячего желания узнать, кто ты и понять это, возникает зажженная свеча, и путь становится чуть-чуть яснее. Уже можно разглядеть далекий-далекий слабый свет перемен к лучшему и всей душой стремиться к нему.

Менора, зажгись!

Если у вас нет меноры, то это еще не значит, что вам ее не зажигать. Был бы еврей, а менора для него всегда найдется. Особенно в Хануку.

Каждый вечер этого праздника, продолжающегося восемь дней, — настоящее чудо и счастье в вашем доме. Еврейская мама радует любимых домочадцев чем-то особенно вкусным. Это и пышные оладушки, и картофельные драники, и хрустящий хворост и, конечно, традиционные сладкие воздушные пончики с вареньем, сгущенкой или шоколадом.

Пончиковое дерево

За окном израильская зима. У окна на столе Ханукия и цветные карандаши. Маленький мальчик сосредоточенно выводит на листе бумаги желтые толстые загогулины и красные палочки. Потом, прикусив губу, Оська рисует оранжевые круги, а в них — розовые горохи.

Кипа набекрень. В руках любимый карандаш. Толстый, двухцветный, оранжево-желтый.

— Это пончиковое дерево, — объясняет он. — Видишь, на ветках оранжевые пончики с розовым вареньем. С клубничным!

— Я была бы рада вырастить такое дерево на нашем балконе, дорогой. Руку протянул, нарвал пончиков с пылу-жару и за стол! Просто чудо расчудесное. А пока мы с тобой дерево не вырастили, пойдем-ка на кухню. Попробуем сами сделать пончики. Выйдет у нас волшебство — чудо в масле, вот все обрадуются. А потом папа вернется. Будем вместе с ним зажигать ханукальные свечи.

Мама достала из шкафа старую потертую кулинарную книгу и протянула сыну.

— Тут записан рецепт чудо-пончиков бабушки Леи. Они были самыми вкусными на свете. Кто их пробовал, становился немного счастливее. Так, нам нужны творог, мука, масло, яйца, стакан сахара.

— Мама, стакан на иврите «כוס» называется?

— Правильно. А по-английски стакан «glass» называется.

— Глаз?! Стакан — не глаз!

— Да не глаз, а glass. Ладно. Ты мне лучше расскажи о Хануке. Помнишь, сколько масла нашли Маккавеи в Храме? Стакан?

— Нет, они нашли один маленький кувшин. Потом у них случилось чудо на целых восемь дней.

— Точно! Доставай сахар из шкафчика. Сейчас мы с тобой устроим чудо и счастье — нажарим пончиков, как бабушка Лея меня учила. Такие больше никто делать не умеет. Только мы с тобой. Вечером все вместе зажжем ханукальные свечи, будем чудо-пончики пробовать, как будто бабушка Лея снова к нам в гости пришла с угощением. Это будет наше ханукальное чудо с маслом, сынок.

Еврей? Зажигай!

— Как вы узнали, что еврей?

Этот вопрос хотя бы раз слышал каждый из нас. На него есть исчерпывающий ответ:

— Мама сказала.

Когда мама говорит, мы верим.

Мы поверили маме, что евреи, а она ее маме поверила, а та ее родителям. В каждом поколении еврей верил своей маме. Возможно, на этой вере маме и зиждется вся огромная еврейская традиция. В том числе традиция зажигания ханукального светильника и изготовления разнообразных блюд, жаренных в масле.

О чудесах Хануки очень емко рассказывает «Кицур Шульхан Арух». Там сказано:

— Во времена Второго Храма, когда царствовало в Израиле греческое царство, были вынесены жестокие постановления относительно евреев, и была запрещена их вера, и не разрешали им заниматься Торой и выполнением заповедей. И простирали захватчики руки свои к имуществу их и к дочерям их. И вошли они в Храм, и пробили стены, и осквернили то, что должно было быть чистым, и бедствовали евреи из-за них, и притесняли они евреев очень сильно. Но смилостивился над ними Б-г отцов наших, и избавил их от рук врагов и спас их. И победили их сыновья Хашмонаим, первосвященники, и перебили их, и спасли евреев от рук их, и поставили царя из коэнов, и было восстановлено Израильское царство более чем на двести лет, до разрушения Второго Храма. И когда победили евреи своих врагов и уничтожили их — это произошло 25-го числа месяца Кислев — вошли они в Храм и не нашли во всем Храме чистого масла, кроме одного кувшинчика, который стоял, запечатанный печатью первосвященника, и масла в нем хватало лишь на то, чтобы Менора горела один только день. И это масло зажигали в Меноре восемь дней, пока не надавили из новых маслин чистого масла. И в честь этого постановили мудрецы того поколения, чтобы были эти восемь дней, начиная с 25-го Кислева, днями радости.

В память о чуде тех далеких времен и сегодня в Хануку в каждом еврейском доме устанавливают специальные светильники и зажигают масляные свечи.

В канун этого декабрьского праздника израильские магазины переполнены ханукальными светильниками всех сортов в самом широком ассортименте. В Израиле их называют ханукиет. Каждый выбирает себе светильник по душе, в соответствии с возрастом, статусом, финансовым положением и даже имиджем.

Маленьким, обаятельным и очень важным членам семьи покупают обычно наиболее безопасные и простые, но самые настоящие алюминиевые светильники. К ним полагаются тоненькие разноцветные свечки. Даже двухлетний карапуз получает собственную ханукию с набором свечей. Волшебным праздничным вечером он под неусыпным присмотром папы протянет пухлую ручонку к своей первой в жизни свечке и зажжет ее. Веселый огонек тепла и любви запляшет в распахнутых глазах малыша.

Дети постарше зажигают светильники собственного изготовления. В каждом детском саду и начальных классах школы проводится специальный урок на эту тему. Накануне Хануки еврейские дети трудятся над украшением собственной ханукии ручной работы, не жалея сил и фантазии, в память о чуде спасения, совершенном Творцом. Дети лепят ханукальные светильники из глины или клеят из стеклянных и деревянных заготовок, а потом расписывают яркими красками.

Главы семейств пользуются другими ханукальными светильниками. Тяжелые большие серебряные или бронзовые подсвечники с позолотой, украшенные чеканкой и резьбой, барельефами с изображением Храмовой меноры, Скрижалей Завета, короны. В них стаканчики тонкого стекла, наполненные маслом, в память о чуде с кувшинчиком чистого масла, которое Творец совершил для евреев в дни Хануки.

Вечером в Хануку вся семья собирается вместе перед заходом солнца, чтобы зажечь ханукальные свечи в память о Храмовой меноре, с которой напрямую связан каждый еврей через маму, бабушку, прапрабабушку и прапрадедушку и до самого Моше-рабейну и праотцев.

Чудо жизни

Настоящее чудо жизни скрыто в самом процессе возвращения еврея к Торе и заповедям. Человеку, который оторван от еврейской традиции, часто приходится двигаться к ней в полной темноте. И вдруг из одного горячего желания узнать, кто ты и понять это, возникает зажженная свеча, и путь становится чуть-чуть яснее. Уже можно разглядеть далекий-далекий слабый свет перемен к лучшему и всей душой стремиться к нему.

В Хануку таких свечей по всему миру зажигается множество. Они свидетельствуют о чуде победившей жизни и вечности еврейского народа.

Однажды потомственная слонимская хасидка заинтересовалась моим возвращением к Торе. Мне было трудно ответить что-то определенное. Сказала ей, что не только в детстве, но и в юности я совсем ничего не знала о еврействе, кроме того, что евреи существуют. Об этом мне мама сказала. И я ей поверила.

— Что же ты искала? — удивленно спросила хасидка. — Откуда ты знала, что нужно искать?

— Каждый человек знает, насколько необходим дом. Бездомному очень тяжело жить, некуда положить плюшевого мишку, негде зажечь свечу, — ответила я.

— Еврейская душа всегда сможет найти свой дом. Научилась этому у тебя, — ответила мне хасидка.

— Найти свой дом, зажечь в нем ханукальные свечи и испечь пончики по маминому рецепту, — добавила я.

Каждый из нас звено непрерывной цепочки поколений. С правой стороны Авраам, Сара, Моше-рабейну, бабушка с дедушкой и мама с папой. С левой — дети и внуки. Ведь евреи читают справа налево.

Так что присоединяйтесь.

Радостной Хануки!


Пророк Моше, незадолго до своей смерти, обращается к народу Израиля с напутственной речью. Эта речь продолжалась месяц и неделю — с первого Швата по седьмое Адара — и составила пятую книгу Пятикнижия, книгу Дварим («Речи»).

Начиная с этой недельной главы, Моше вспоминает ключевые события Исхода и 40-летних странствий, напоминает евреям о важности соблюдения заповедей и союза со Всевышним, дает еврейскому народу напутствие на будущие.

Читать дальше