Статьи Аудио Видео Фото Блоги
English עברית Deutsch

Почему на каждой боковой ветви Меноры по три чашечки, а на стволе — четыре?

1 января, темы: Менора, Суббота, Храм, Трума, Рав Натан Агрес

Отложить Отложено

Если можно, каков смысл, что на каждой боковой ветви Меноры по 3 чашечки, на стволе — 4 чашечки?

Отвечает рав Натан Агрес

Спасибо за Ваш вопрос.

Вы ссылаетесь на сказанное в Торе (Шмот 25:33-34). Хотелось бы уточнить, что, согласно Устному Преданию, и на центральной ветви сверху было только три чашечки, как и на всех остальных, четвертая же находилась внизу, до ответвления боковых ветвей на высоте шести тфахим. Первое ответвление начиналось на высоте девяти тфахим, а общая высота Меноры составляла восемнадцать тфахим. (Тэфах — по одному мнению 8 см, по другому — 9,6).

Тема Меноры — одна из самых глубоких и обширных тем, связанных с Храмом. Рав Шимшон Рефаэль Гирш (комментарий к главе Трума) посвятил этому длинную и сложную философскую статью. А каббалистический смысл Меноры практически неисчерпаем.

Но попробуем ответить на Ваш вопрос, не входя в эти глубины. Семь ветвей Меноры соответствуют семи дням недели, а из описания Торы ясно, что основной ветвью является именно центральная — ствол, от которого отходят три пары ветвей (см. мой ответ по поводу семи дней творения, о том, что дни тоже парные). Так же и суббота — стоит как бы отдельно, обособленно, она — цель всего мироздания, а шесть предшествующих дней — будничный мир, не что иное, как средство достичь этой цели. Суббота олицетворяет будущий мир, мир вознаграждения и блаженства, которое достигается, когда душа приобщается к своему Источнику. А мир нынешний, предшествующий миру грядущему, — испытательный полигон и место человеческого труда, где «зарабатывается» уготованное человеку благо.

Основываясь на этом, можно сказать, что три чашечки на каждой ветви говорят о том, что это всего лишь одна из шести (три и три составляют пару) вспомогательных ветвей, а добавочная чашечка на стволе (седьмой ветви) подчёркивает его значимость и превосходство — превосходство цели над средством. Ствол является как бы четвертой ветвью по отношению к трем боковым, о чем и говорит количество его чашечек (четыре). А в сумме три (чашечки на боковых) и четыре (на стволе) дают семь, число святости и совершенства, подчеркнуть, что ствол соответствует седьмому дню — Субботе.

По этой же причине Тора повелевает (Шмот 25:37) «И сделай семь свечей его, так, чтобы свет их был направлен к стволу», т.е. чтобы фитили боковых светильников были направлены к центральному. Это должно было подчеркнуть, что все они как средства устремлены к цели и их свет как бы исходит из света ствола. Так сказано о субботе — она источник всех благословений в этом мире. Это легко «увидеть» с помощью простого примера — владелец завода поддерживает предприятие и готов вкладывать в него ресурсы только в том случае, если производство ведет к поставленной им цели: получить прибыль или, если хотите, улучшить уровень жизни общества и т.п. Получается, эта цель является причиной существования завода и содержания всего его персонала. То же самое относится к этому миру: единственная его цель — привести нас к жизни будущей, где мы сможем вечно наслаждаться близостью Творца — в соответствии с духовным уровнем, достигнутым на протяжении земной жизни.

К слову, в Меноре седьмая ветвь находится в центре (а не сбоку). Так же «распределяются» и дни недели. Существует простой отсчет — день первый, день второй и т.д. до седьмого. Но первые три дня недели как бы принадлежат предыдущей субботе и освещены ее светом (поэтому, если не было возможности сделать Авдалу сразу на исходе субботы, можно сделать ее в течение первых трех дней недели), а последние три дня принадлежат субботе наступающей, и подготовку к ней следует начинать со среды.

С уважением Натан Агрес


Нравится!
Поделиться ссылкой:
Нажимая на «Нравится» или «Поделиться ссылкой», вы выполняете заповедь распространения Торы!

Материалы по теме


Тема дня
Пост Гедальи
Пост Гедальи 2017: начинается 24 сентября с восходом солнца (перенесен с субботы)
Со смертью Гедальи погасла последняя искра еврейской государственности в Эрец Исраэль, едва тлевшая после разрушения Первого храма; множество евреев было убито, а остальные были изгнаны вавилонянами из страны или сами бежали из нее. Читать дальше