Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему Ханука не упоминается в Танахе и других еврейских источниках?

Темы: Менора, Греки, Ханука, Танах, Праздники, Храм, Рав Яков Шуб, Связь с Творцом

Отложить Отложено

Уважаемые раввины, почему в Танахе и еврейских первоисточниках не упоминается о празднике Ханука? У христиан, например, распространены книги Маккавеев, а у нас — тишина. С праздником, Авиталь

Отвечает рав Яков Шуб

Уважаемая Авиталь,

Большое спасибо за Ваш вопрос. Действительно Рамбан в предисловии к комментарию на Хумаш отмечает, что ВСЁ упоминается в Торе — либо напрямую, любо намеком. Поэтому легитимен вопрос: где в Торе упоминается праздник Ханука? Понятно, что события, которые имели место во времена Второго Храма и привели к установлению этого праздника, не могут упоминаться в Торе напрямую. Но, несмотря на это, давайте все-таки попробуем рассмотреть намеки на Хануку, которые упоминаются нашими мудрецами.

Намеки на Хануку

Мидраш (Берешит Рабба 2:5) объясняет второй стих Торы (Берешит 1:2): «Земля же была — смятение и пустынность, и тьма над пучиною, и дуновение Б-жье витает над водами» и говорит, что слово «тьма» относится к Греции, потому, что именно греки «затемнили» глаза еврейского народа своими антиеврейскими законами. Следующий стих говорит об исправлении положения (Берешит 1:3): «И сказал Б-г: Да будет свет! И был свет». Слово «свет» — двадцать пятое по счету от начала, и это намек: тьма, принесенная в этот мир греками, будет рассеяна светом 25 числа месяца Кислев, когда начинается Ханука.

Еще один намек на Хануку можно найти в самом упоминании заповеди зажигать Менору в Храме (Ваикра 24:2): «И говорил Господь Моше так: Вели сынам Исраэля, и возьмут тебе масла оливкового чистого, битого, для освещения, чтобы возжигать лампаду постоянно». Талмуд (Кидушин 29а) учит: каждый раз, когда в Торе употребляется слово «цав» («повели», «заповедуй»), имеется в виду, что повеление должно быть выполнено немедленно и остается в силе и в последующих поколениях. Таким образом, повеление зажигать свечи Меноры сохраняется и в то время, когда Храма уже не будет. Как же это возможно? Мы выполняем это повеление, зажигая ханукальные свечи, которые напоминают нам о свете Меноры.

В книге Ваикра (Эмор, 23) описываются все еврейские праздники в хронологическом порядке, начиная с Песаха и заканчивая Суккотом и Шмини Ацерет. Если бы Ханука упоминалась в Торе, то ее место было бы сразу после этого. И, как ни странно, стих, повелевающий зажигать свечи Меноры, в котором, как было сказано выше, есть намек на Хануку, идет в Торе сразу за описанием праздников Суккот и Шмини Ацерет.

В книге Бемидбар описываются странствования еврейского народа по пустыне после исхода из Египта. Там упоминаются сорок остановок, которые евреи сделали на своем пути. Интересно, что двадцать пятая остановка называется «Хашмона», что созвучно имени Хашмонаим, сражавшихся против греков (Ваикра 33:29): «И отправились в путь из Митки, и расположились станом в Хашмоне». В этом также можно увидеть намек на то, что Хашмонаим, которые сражались с греками, сделали остановку — отдыхали — 25 числа месяца Кислев.

Мидраш (Коэлет Рабба 12:2) говорит, что Танах (Тора, Невиим и Ктувим) должен состоять из определенного количества книг — двадцати четырех. Все эти книги были созданы до событий, завершившихся установлением Хануки. Таким образом, если бы им была посвящена отдельная книга, подобная «Мегилат Эстер», описывающей то, что предшествовало установлению Пурима, это была бы уже двадцать пятая книга. Но это нарушило бы традицию: количество книг ограничивается двадцатью четырьмя.

Рав Хаим Зоненфельд отмечает, что в самом названии праздника содержится намек на это. Слово «Ханука» можно разделить на «хану» — «останавливались», «отдыхали» — и «ка» — буквы каф и hэй, числовое значение которых — 25. Обычно это объясняют так: мудрецы установили день отдыха — праздник Ханука — 25-го числа месяца Кислев. Но можно увидеть здесь и другой намек: хотя события, предшествующие установлению этого праздника достойны описания в отдельной книге Танаха, мудрецы «отдохнули на ней», т. е. не описали их в 25-ой книге.

Скрытый смысл НЕупоминания этого праздника

Мы рассмотрели некоторые намеки на Хануку. Тем не менее, есть скрытый смысл в том, что Ханука не упоминается прямо в Танахе, в отличие от других праздников.

Талмуд (Йома 29а) говорит об этом: события, предшествовавшие установлению Пурима, — последний период, когда происходили чудеса. Спрашивает Талмуд: ведь после Пурима была Ханука, тогда тоже были чудеса? И отвечает: речь о том, что Пурим — последний из праздников, о которых была дана возможность Свыше написать.

Иными словами, мы видим: есть особая причина, чтобы не описывать напрямую чудеса Хануки. Давайте попробуем предложить объяснение.

Неспроста наши мудрецы определяют греческое изгнание как «тьму». В разные времена еврейских народ страдал от различных притеснений и гонений, тем не менее, греческое изгнание — в чем-то особенное, ведь именно оно сравнивается с «тьмой».

Греки раскрыли страшную тайну: никакое угнетение и страдания не могут сломить еврейский народ, пока он чувствует связь с Творцом. Именно поэтому главной целью греков было добиться, чтобы евреи заявили: «Нет у нас связи с Б-гом Израиля». Греки понимали, что, если им удастся прервать это связь, это и будет конец еврейского народа, его даже не понадобится уже уничтожать физически.

Заповедь зажигать свечи Хануки — последняя заповедь, установленная мудрецами. События Хануки произошли уже исчезновения пророчества. Евреи отправляются в долгое духовное изгнание, и ханукальные свечи — это своего рода «ссобойка», которую приготовили наши мудрецы, чтобы помочь евреям выжить духовно в этом изгнании.

Именно поэтому мудрецы установили особую форму для выполнения заповеди зажигания ханукальных свечей:

— Обычно заповеди праздничных дней исполняют в светлое время суток: лулав, пасхальная жертва и т. п. Ханукальные свечи зажигаются именно в темное время суток.

— Многие праздники установлены либо в период полнолуния, либо тогда, когда луна набирает силу. Ханукальные свечи зажигают в конце месяца, когда Луна на ущербе.

— Ханукальные свечи зажигают именно на улице, на выходе из дома — в «незащищенном» месте.

— Ханукальные свечи зажигают на расстоянии меньше 10 тфахим от земли (приблизительно 1 м.), туда не спускается Б-жественное присутствие (Шхина).

Иными словами, мудрецы «показывают»: даже если человек находится в сердце тьмы, в самое темное время, то и там есть возможность зажечь свечи, которые осветят его жизнь, напомнят ему о неразрывной связи с Творцом, и это даст ему силы встать на ноги и продолжать расти. Именно поэтому мудрецы минимально упоминают о Хануке — показывая, что возродить эту связь с Творцом каждый еврей может своими силами, без посторонней помощи.

Самое страшное — когда еврей чувствует себя покинутым и отвергнутым Всевышним. Это «затемняет» его глаза, и он не в силах больше противостоять испытаниям. Зачастую, даже если он видит вокруг себя других евреев, которые продолжают с радостью выполнять заповеди Творца, он чувствует, что это — удел больших праведников, а он сам лишь «маленький» человек, неспособный ни на что.

Именно для этого дана заповедь зажигать ханукальные свечи, которые способны осветить и освятить жизнь даже самого простого еврея, в каком бы состоянии он ни находился. Эта заповедь показывает нам, что каждый еврей имеет возможность самостоятельно возродить свою связь с Творцом и расти духовно.

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


Способность с легкостью прощать свидетельствует о скромности человека, а строгость и злопамятство — о неконструктивной гордости и высокомерии Читать дальше