Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Что означает масло в духовном смысле?

Темы: Менора, Земля Израиля, Растения, Рав Меир Мучник

Отложить Отложено

Что означает масло в духовном смысле? Егор

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, Егор!

Полагаю, что Вы имеете в виду то «масло», которое фигурирует в Торе и в Традиции. А это, как известно, — главным образом оливковое масло, которое всегда, особенно во времена Танаха, широко использовалось в Земле Израиля и во всем регионе. Его использовали в самых разных целях: в пищу, для умащения, для освещения, для жертвоприношений.

Оливковое масло горело в светильниках Меноры в Храме.

Поэтому мудрецы говорят, что оливковое масло, как и сама Менора, символизирует свет и мудрость Торы. По их словам, семь ветвей Меноры, на которых держатся семь светильников, соответствуют семи ветвям мудрости. Как сказано (Мишлей 9:1): «Мудрость построила дом, вытесала семь столбов его».

Об этом же свидетельствуют и другие изречения мудрецов, например: «Того, кто видит во сне оливковое масло, ждет свет Торы» (Брахот 57а).

Отмечают также, что в самой Торе оливковое масло часто называется словом ицhарצהר), связанным со словом цоhар (צוהר) — «блеск», «иллюминатор». Это говорит о том, что «[оливковое] масло — свет для мира» (Мидраш Бемидбар Рабба 9:11).

Умащение оливковым маслом тоже могло служить не только целям гигиены, но и духовного очищения, освящения и восхождения. Так, оливковым маслом помазывали на царство царей Израиля. И тот царь, прихода которого мы ждем, будет «помазан» — машиах — тем же маслом.

Это простой ответ. Но, если хотите, можно и углубиться. Оливковое масло является основным продуктом оливкового дерева, из большей части плодов которого его выжимают.

А это растение — один из «семи видов, которыми славится Земля Израиля». Как написано в Торе (Дварим 8:7-8): «Ибо Б-г… ведет тебя в страну хорошую… В страну пшеницы и ячменя, и винограда, и смоковниц, и гранатовых деревьев; в страну оливковых деревьев, [производящих] масло, и меда». Здесь речь идет о самой Земле Израиля, о том, что она хорошая. Но при рассмотрении оказывается, что основное ее благо — в ее плодах. Почему?

Раши в комментарии к началу главы Шлах приводит слова мудрецов: «Одни страны выращивают сильных, другие — слабых…» То есть земля — это не просто почва и надел, она в буквальном смысле «выращивает» и «строит» живущих на ней людей. И они это чувствуют и относятся к ней как к «матери». Но как она их «выращивает» на практике? С помощью своих плодов, которыми питает их — как материнским молоком.

Так Земля Израиля «вскармливает» еврейский народ. Основные семь растений, которыми она славится, — это основные «строительные материалы», «соки», с помощью которых она «строит» евреев.

О трех растениях из этого списка есть интересная притча в книге Шофтим (9:8-13): захотели как-то деревья поставить над собой царя. И сказали оливе: царствуй над нами! Та ответила, что ей важнее давать свое масло, которым чествуют Б-га и людей. Тогда сказали смоковнице: иди и царствуй над нами! Та ответила, что ей важнее давать сладость своего урожая. Тогда сказали винограду: иди и царствуй над нами! Тот ответил, что ему важнее давать свое вино, которым радуют Б-га и людей.

Таким образом, эти три растения больше всего подходят на роль «царя деревьев». И в первую очередь — олива. Комментирует Мальбим: обращаясь к смоковнице и к винограду, деревья сказали: «иди и царствуй» — они могут царствовать, но им надо к этому «прийти». А оливе сказали просто «царствуй» — ей никуда «идти» не надо, она уже готова. Почему? Мальбим объясняет: у плодов каждого из этих деревьев свои достоинства, которые упомянуты в притче. Но оливковое масло символизирует мудрость и свет. Поэтому в первую очередь на роль лидеров подходят люди, обладающие этими качествами.

Что значит «царь деревьев»?

Логично предположить, что это такого же рода понятие, как «царь зверей», то есть лев. (Это — из Торы, и не случайно льву уподоблено колено Йеуды, из которого происходят еврейские цари). Простое понимание, конечно, — лев сильнее всех зверей и находится на вершине цепочки питания. Аналогично, орел — царь птиц.

Но, когда речь идет о деревьях, такое определение нас, конечно, не удовлетворит. Поэтому попробуем расширить его: царь зверей — это животное, в котором в наибольшей мере проявляется и реализуется звериная сила. Воплощение этой силы. «Сердце» всех более мелких частиц и проявлений этой силы в других животных.

Вот и царь деревьев — воплощение растительной силы и «сердце» всех ее проявлений. Максимально реализовавшее эту силу дерево. Причем здесь идет речь именно о растительной силе, полезной для человека, ибо именно в этом основная цель растений. Получается, что центр и максимальная реализация полезной для человека растительной силы — именно в оливе, то есть в основном ее продукте — оливковом масле.

Это хорошо сочетается с комментарием мудрецов к списку семи видов растений: «В страну пшеницы и ячменя… в страну оливковых деревьев, [производящих] масло, и меда». Слово «[в] страну» упоминается «лишний» раз перед «оливковыми деревьями». Это указывает на то, что пшеница (перед этим словом мы тоже видим «в страну») и олива — растения, наиболее тесно связанные с Землей Израиля. То есть, их продукт — хлеб и масло — главные «строительные материалы» и «соки», с помощью которых Земля «строит» евреев. Поэтому мудрецы говорят: «Дом (хозяйство, материальное существование) держится главным образом на хлебе и масле» (Иерусалимский Талмуд, Бикурим 1:3). Получается, что не только «хлеб всему голова», но и [оливковое] масло.

А поскольку, как сказано, масло связано со светом и мудростью Торы, именно эти качества оно и передает евреям, живущим в Земле Израиля. Так, в книге Шмуэль II (14:1) сказано, что военачальник Йоав послал своих людей в город Текоа и велел найти там мудрую женщину. Талмуд (Менахот 85а) спрашивает: почему именно в Текоа? И отвечает: потому что там используют много оливкового масла, благодаря чему там много мудрых людей.

По словам пророка, «зеленеющей маслиной, красующейся плодами и видом своим, назвал тебя Г-сподь» (Ирмияу 11:16). Мудрецы толкуют: «Народ Израиля называется зеленеющей маслиной потому, что дает свет всему миру» (Мидраш Шмот Рабба 36).

Наконец, есть и другие сравнения, например (там же): оливковое масло, к какой бы жидкости его ни примешивали, не смешивается с ней, а остается само по себе и всплывает на поверхность. Так и евреи, когда «примешиваются» к другим народам, не смешиваются с ними, а оказываются «наверху»…

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме

«Земля, которую я тебе покажу»

Рав Яков Доктор

Статья р. Яакова Доктора о религиозном отношении к Эрец Исраэль

Менора

Браха Губерман

Настоящее чудо жизни скрыто в самом процессе возвращения еврея к Торе и заповедям. Человеку, который оторван от еврейской традиции, часто приходится двигаться к ней в полной темноте. И вдруг из одного горячего желания узнать, кто ты и понять это, возникает зажженная свеча, и путь становится чуть-чуть яснее. Уже можно разглядеть далекий-далекий слабый свет перемен к лучшему и всей душой стремиться к нему.

Что вы скажете о чудесных исцелениях от икон и мощей?

Рав Меир Мучник

Ведь и Моше сделал исцеляющее изображение змея, а умерший воскрес, прикоснувшись к костям Элиши?

Откуда мы знаем, что этрог — это именно этрог, а не лимон?

Рав Яков Шуб

Откуда мы знаем, что плод, который мы используем как этрог, на самом деле не лимон или еще что-то?


Книга Ваикра, в основном, описывает законы жертвоприношений, служением коэнов и левитов, а также законы святости еврейского народа. Поэтому многие комментаторы называют эту книгу«Торат коаним» — «Тора коэнов». Читать дальше