Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как и когда ашкеназские евреи попали в Германию?

Темы: Ашкеназы, Мудрецы, Галут, Ешива, Разрушение Храма, Германия, Рим, Рав Моше Сытин

Отложить Отложено

Как и когда ашкеназcкие евреи попали в Германию? Когда ашкеназы стали отдельной группой?

Отвечает рав Моше Сытин

Здравствуйте!

История евреев Германии и Франции началась в далеком прошлом. В книге «Хроника поколений» (Сэдэр а-Дорот I, 5, 360) приводится сообщение автора СМА («Сэфер Мэирот Эйнаим»), что впервые евреи поселились на берегах Рейна уже в 5 веке до н. э., после разрушения Первого Храма. Там же приводится интересный факт: начав отстраивать Второй Храм, Эзра разослал по всему миру письма с призывом к евреям диаспоры вернуться на Святую Землю. Такое письмо было отправлено и в Германию. На что древние ашкеназы ответили, что им не нужен «большой» Иерусалим, так как у них есть «малый». По мнению раби Элиэзера из Меца (РАМ, Франция, 12 в.; там же) этот отказ стал причиной страданий ашкеназских евреев во времена средневековья.

Однако многие исследователи полагают, что те древние ашкеназим были уничтожены или ассимилированы во времена римско-германских войн. Как бы то ни было, очевидно, что еврейские общины Германии и Франции большей частью сложились во времена средневековья. Основу их составили торговцы, прибывшие из Италии и постепенно расселившиеся вдоль главного судоходного и торгового пути Европы — реки Рейн.

Первое еврейское поселение в Италии было основано еще во времена Второго Храма, после присоединения Иудеи к Римской империи. Большая и богатая еврейская община Италии неоднократно упоминается в источниках времен танаим и в Талмуде: еврейские мудрецы Земли Израиля отправлялись туда с различными миссиями.

То, что ашкеназские общины были сформированы выходцами из Италии, объясняет сходство многих обычаев ашкеназов с обычаями евреев Эрэц-Исраэль. Еще со времен Римской империи евреи Аппенинского полуострова поддерживали тесные связи с Эрец-Исраэль. Через Италию влияние мудрецов Эрец-Исраэль распространилось и на еврейские общины Северной Франции и Германии.

Расцвет еврейских общин Германии тесно связан с прибытием туда в 9 веке влиятельной семьи Калонимус. Они прибыли из города Лукка в Северной Италии. В некоторых источниках указывается, что переселение раби Калонимуса и его сына раби Моше было инициативой короля Карла Великого, видевшего в еврейской иммиграции ключ к экономическому развитию германских земель. Раби Калонимус и его сын основали первую ешиву в городе Майнце, создав там мощный центр Торы, куда стекались ученики со всей Европы. Из Багдада во Францию переехал известный мудрец раби Махир, который был назначен руководителем общины в Нарбоне.   

После смерти раби Моше Калонимуса в 10-м веке майнцскую ешиву возглавил раби Йеуда Леонтин, а после его смерти пост руководителя ешивы занял его ученик Рабейну Гершом Меор а-Гола («Светоч изгнания»). Рабейну Гершом стал «отцом» ашкеназской школы Талмуда. Его методы изучения и установления галахи (закона) часто расходились с методами вавилонских гаонов. В спорных вопросах ашкеназские законодатели отдавали предпочтение мнению Рабейну Гершома (см. Маарам из Ротенбурга 264). 

Появление выдающихся знатоков Торы на территории Германии и Франции привело к формированию самостоятельной еврейской общины Европы, не зависящей от галахических решений вавилонских гаонов. Именно создание мощного центра Торы на территории Германии и Франции можно считать началом истории ашкеназских евреев как отдельной культурно-религиозной группы.

С уважением, Моше Сытин

Материалы по теме


Воровство и грабеж входят в число самых тяжких грехов, разрушающих общество. Воровать и грабить запрещено даже для того, чтобы только расстроить, проучить или попугать ближнего, а потом сразу же вернуть ему имущество. Различные виды обмана, мошенничества и выманивания также отнесены к категориям воровства или грабежа Читать дальше