Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Все смертельные враги евреев сошли со сцены, а Германия процветает. Почему?

Темы: Ишмаэль, Амалек, Политика, Еврейская история, Эсав, Германия, Рав Меир Мучник

Отложить Отложено

Здравствуйте. Древний Египет, греки, римляне и т. д., все, кто вставал против евреев, сошли с исторической сцены. Германия восстановилась и процветает. Почему Всевышний их оставил? Ведь не для того, чтобы те продавали нам подлодки? Понятно, что 70 лет — малый срок, все еще может измениться. Но, все равно, хочется какого-то объяснения. Спасибо. О.

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, О.!

Все смертельные враги евреев сошли со сцены, а Германия процветает. Почему?

По большому счету Вы уже сами ответили на свой вопрос: 70 лет — действительно малый срок, и все еще может измениться. Ведь, если посмотреть на те страны, которые Вы упомянули, окажется, что и они сошли со сцены далеко не сразу.

Рим разрушил Храм во второй половине 1 века х. э., а сам пал только в середине 5 века. Египет тоже, хотя и подвергся катастрофическим разрушениям, продолжил существовать еще долгое время. Так, в сражении с армией фараона погиб еврейский царь Йошияу уже незадолго до разрушения Первого Храма, то есть девять веков спустя.

И Германию как раз можно сравнить с Египтом, подвергшимся казням: ведь она тоже в ходе войны навлекла на себя катастрофические разрушения, ее города были разбомблены дотла, Дрезден — лишь самый известный случай, подобное произошло и с большинством других городов. Но потом Б-г дал ей восстановиться и продолжить существовать, как и Египту.

Так что, когда мы говорим, что все, кто вставал против евреев, сошли с исторической сцены, мы не имеем в виду, что Б-г их в наказание немедленно уничтожал. Скорее, мы подчеркиваем парадокс: все те страны были в свое время могущественными империями, и, казалось бы, господствовали над нами, маленьким народом. И, тем не менее, все они, несмотря на свою мощь, в конечном счете, пришли в упадок и сошли со сцены. А еврейский народ, несмотря на кажущуюся «хилость», умудрился выжить и продолжает существовать по сей день. И в этом плане Германия явно не кандидат на исключение.

Наконец, можно подумать и о том, что Германия, которая существует сейчас, уже не совсем та Германия, что встала против нас. Нет, я не имею в виду, что они раскаялись и теперь «хорошие». Да, была проведена довольно тщательная денацификация, но насколько она проникла в самую глубину души — еще вопрос, есть в Германии неонацистские группы, и хотя они маргинальные, некоторые современные исследования вскрывают и более широко распространенный латентный антисемитизм, который, значит, остался.

Но в целом Запад, важной силой в котором является Германия, после войны претерпел своего рода революцию.

Нацизм был кульминацией, крайней формой менталитета, господствовавшего на Западе до того времени. Развитая цивилизация давала ему чувство превосходства — культурного и расового. Он считал, что вправе подчинять и колонизировать остальных — ради их же блага: он же дарует им цивилизацию, глупо этому противиться. Он считал, что правота — в его силе. (У самой Германии было мало колоний, но потому она и была не удовлетворена, и вела мировые войны отчасти за «место под солнцем»).

В послевоенные же годы во всем мире — в том числе, и на самом Западе — восторжествовали противоположные идеи: колониализм — не право и благо, а грех и зло. Святое дело — не западным странам покорять и цивилизовать «дикие» народы «третьего мира», а, наоборот, этим последним изгонять западных колонизаторов и бороться за свободу. Теперь правота не в силе, а, наоборот, в слабости, в том, что ты «жертва». Поэтому не Запад всегда прав, а, наоборот, бывшие колонии, у них моральное право «пострадавших». А Запад перед ними «виноват» и должен им — вовеки. Ему следует не основывать в их странах свои поселения, а, наоборот, пускать их к себе навеки поселиться. В результате одна за другой волны иммигрантов и беженцев накрыли Европу, взявшую за принцип терпеть от них почти все. Ибо теперь идеал — не «чистота» расы, а наоборот, «многообразие» (diversity). Раньше считалось «проблемой» наличие в стране иных народов и рас. Теперь, наоборот, если они где-то недостаточно представлены, это значит, что не хватает «многообразия». Как водится, из одной крайности бросились в другую.

Нет, Европа еще не погибает, она в целом продолжает процветать (и потому остается приманкой для всех беженцев, особенно по сравнению с тем, что творится в странах, из которых они бегут). Но ее состав и настрой в корне изменился. Во многом именно в результате истории с нацизмом, когда люди увидели, до чего довели прежние идеи, и метнулись в противоположном направлении.

Можно также описать этот переворот в терминах Торы: западная цивилизация происходит от Эйсава (Эдома), отколовшегося от семьи праотцев — основателей еврейского народа — и унаследовавшего от них аспект «строгости», который он воплотил в крайней форме. Он стал не только дисциплинированным и трудолюбивым, но и жестоким и высокомерным, склонным к презрению, подавлению, а то и уничтожению тех, кого считал ниже себя. Именно эту крайность воплотил в себе нацизм. Но до этого дело дошло после целой эпохи господства Запада-Эйсава и его идей. И, дойдя до крайности, эта сила сама себя дискредитировала, и пружина отскочила с Запада на Восток: к колонизированному Эйсавом Ишмаэлю-арабу и связанному с ним «третьему миру».

Теперь те народы «правы» не только политически, но и идейно. Ишмаэль в свое время тоже откололся от еврейского народа и унаследовал от праотцев аспект «мягкости», который тоже довел до крайности. Его натура — не только доброта и гостеприимство, но и жажда наслаждений и вседозволенность. Его имя означает «услышит Б-г»: в отличие от оставившего религию, но трудолюбивого Эйсава, Ишмаэль, наоборот, хочет не работать, а только молиться: пусть Б-г его услышит и подаст всё на тарелочке с голубой каемочкой. (Тогда как необходимо правильное совмещение труда и молитвы — его и пытаются добиться евреи). Или — пусть Эйсав подаст всё на тарелочке. Теперь такие настроения восторжествовали, передались и самому Эйсаву: он продолжает трудиться, но и предался наслаждениям, проповедует вседозволенность, а также — любовь и гостеприимство к Ишмаэлю, которому готов все подать на той самой тарелочке.

Тора рассказывает, что на каком-то этапе Эйсав женился на дочери Ишмаэля (Берешит 28:9). Возможно, это неслучайно, и такова механика их отношений: Эйсав выступает в роли «мужчины», а Ишмаэль — «женщины». Мужчина может проповедовать культ силы и применять в отношении слабой женщины насилие, а может и влюбиться, и тогда относиться уже по-другому. Он может оставаться «главой семьи», но в то же время известно, кто в доме часто становится главным. Если аналогия правильная, то похоже, что мы на этом этапе. (И тогда неслучайно наблюдаем также, что и в отношении к женщине в мире произошла революция).

В свете всего этого зададим простой вопрос: если бы Гитлер ожил и увидел нынешнюю Германию, какой была бы его реакция? Он бы обрадовался?

С одной стороны, Германия — вновь на практике ведущая сила Европы. Англия и Франция переживают каждая свои проблемы и их влияние слабее. Россия тоже потеряла большую часть того, что отвоевала у него к концу войны, включая Прибалтику и бОльшую часть Украины, которые пусть и не находятся под властью Германии напрямую, но тяготеют или принадлежат к Евросоюзу, в котором задает тон она.

Но, с другой стороны, сама Германия — вовсе не та расово «чистая» страна, о которой он мечтал. От евреев «очистилась» (хотя и они теперь вернулись), но наводнилась иммигрантами и беженцами из Азии и Африки. Да еще и сама себе внушила, что так и надо, и готова терпеть эксцессы с их стороны. Если в «старые добрые» времена евреям было небезопасно ходить по улицам немецких городов, то теперь небезопасно ходить немецким девушкам, и власти мало чем могут им помочь, кроме дурацких советов.

Да еще и продают недобитым евреям подводные лодки!

«Дожили!» — возможно, сказал бы Гитлер и призадумался бы, не лучше ли прыгнуть обратно в ад, чем видеть все это.

Так что вряд ли в ЭТОЙ Германии Гитлер почувствовал бы себя, как дома, вряд ли узнал бы ее. Это уже не тот «мужик» Эйсав, не тот «альфа-самец», влюбился он в дочь Ишмаэля, жить без нее не может и дает собой крутить, терпит от нее самые капризные выходки. Так что, хотя Германия не была уничтожена, была во многом нейтрализована та сила Эйсава, которую она воплощала, идейное и моральное господство перешло от нее к противоположной силе Ишмаэля.

Ну и, наконец, даже внутри Западного мира Эйсава Германия, оставаясь мощной экономически, начисто утратила свою военную мощь — основное благословение, данное Эйсаву отцом: «И мечом своим будешь жить» (там же 27:40). Раньше именно Германия (объединенная) была самой мощной силой Европы, не только экономической, но и военной. В обе мировые войны ее удалось победить только общими усилиями, да и то с трудом. Но после этого основная военная мощь перешла к Америке, а Германия теперь «по-женски» полагается на ее защиту и даже этого не стыдится. Ведущую роль в Европе она играет только потому, что взаимная ядерная угроза удерживает основных теперешних носителей «меча» Эйсава — Америку и Россию — от выяснения, кто тут главный, военным путем. В этой ситуации определяющим фактором остается экономика, в которой Германия сильна. Но если все же дойдет до драки, то она вожаком в этой охоте быть не сможет.

Так что во многом это уже не тот Эйсав, утратил он свою силу и свое достоинство.

А в чем остается собой, в том, как сказано, не отличается от других вставших против евреев стран, которые и потом продолжили существовать, но, в конечном счете, сошли со сцены. Пускай пока продает нам подлодки — ведь на самом деле помощь евреям может быть причиной, по которой Б-г хранит некоторые народы. Тогда как сами евреи, вопреки всем законам истории, так и остались в центре мировой арены и никуда сходить не собираются.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Ваешев. Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.