Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По материалам газеты «Исток»

Многие путают Менору с Ханукией. Действительно, они очень похожи. Но у Меноры семь стеблей-светильников, а у Ханукии — восемь. Менора стояла в Иерусалимском Храме, на ней постоянно горел огонь. Ханукия ставится и зажигается в каждом еврейском доме, она горит только в дни Хануки.

Менора, отчеканенная Бецалелем из цельного куска чистого золота, стояла у южной стены внутри Переносного Храма, напротив стола со священными хлебами. Семь ее ветвей служили символом семи дней Творения (включая первую Субботу). Согласно древним книгам, Менору из Второго храма похитил Антиох Эпифан, тот самый сирийский правитель, из-за жестоких указов которого, направленных против нашей Торы, вспыхнуло восстание Макавеев. Новая Менора была якобы отлита по указанию Йеуды Макавея. Она простояла в Храме до разгрома, устроенного римлянами. Ее пронесли легионеры Тита по улицам Рима в триумфальном шествии по случаю победы над евреями. Отметим кстати, что ее изображение на триумфальной арке Тита сильно отличается от реального. Сравните с описанием Меноры в книге Шмот. Скорее всего, римские художники воспроизвели его по памяти…

Вид Ханукии более пластичен. Она может быть сделана из любого материала, любой формы и размера. Фантазия еврейских мастеров, изготовителей ханукальных светильников, не знает границ. Но есть и для Ханукии одно незыблемое правило: чашечки на ее восьми стволах стоят на одной линии.

Наиболее красивые светильники являются настоящими произведениями искусства. Самые древние Ханукии обнаружены в развалинах римских городов. Изображения Меноры и Ханукии встречаются на древних могильных камнях. Во все времена их использовали как элементы чисто еврейского орнамента, которым украшали стены синагог и Домов учения.

Тот, кто зажигает Ханукию в своем доме, как бы поддерживает свет Иерусалимского Храма.


История отношений Йосефа и его братьев достигает апогея: начинается глава Ваигаш описанием диалога Йеуды и Йосефа, и это стало прообразом исторического противостояния их потомков: сначала колен Йеуды и Эфраима, а затем — двух царств, Южного Иудейского и северного Израильского царства. В конце главы рассказывается о том, как праотец Яаков, узнав, что его любимый сын Йосеф жив, спускается в Египет для встречи с ним. Так начинается Египетское изгнание, ставшее прообразом всех последующих изгнаний еврейского народа. Читать дальше

Избранные комментарии к недельной главе Ваигаш

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всевышний поселил потомков Яакова в Египте, чтобы они стали еврейским народом, не смешиваясь с коренным населением

Б-жественное вмешательство при продаже Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Всевышний специально организовал продажу Йосефа, чтобы привести его к величию. Поэтому братья Йосефа не были наказаны.

На тему недельной главы. Ваигаш 1

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Коментарии к недельной главе Льва Кацина

Избранные комментарии на главу Ваигаш

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если бы сыновья Яакова остались в Ханаане, их потомки со временем бы ассимилировались. Уход в Египет и жизнь среди враждебно настроенного населения помогла евреям сплотиться и сохраниться как народ.