Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Деньги, отделяемые на милостыню, не следует тратить на выполнение заповедей, как, например, на покупку свечей для синагоги или других вещей, нужных для выполнения заповедей; эти деньги следует только отдавать бедным.»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни
Тема

Растения и растительный мир в Торе

Большое количество заповедей Торы и еврейских обычаев связано с растениями и растительным миром. Сам человек сравнивается с деревом, а Тора называется «Древом жизни».

Флора и фауна, созданные в бесподобном многообразии, служат безусловным доказательством безграничности Творца. Земля Израиля, «текущая молоком и медом», когда на ней живет еврейский народ и обрабатывает её, полнится плодами, цветами и деревьями. Большое количество заповедей связано с растениями и растительным миром. Упоминание растений в Торе всегда подразумевает не только простой смысл, но символ и аллегорию.

Оглавление

Классификация растений [↑]

Язык Торы очень богат терминами для обозначения растений и разных частей их, большинство которых имеет многочисленные синонимы с различными детальными оттенками, что указывает на богатство Святого Языка относительно всего того, что касается земледелия.

У Рамбама в его труде «Яд аХазака» (в разделе «Килаим») находим следующую классификацию растений.

Все растения делятся на деревья и овощи. Деревья подразделяются на плодовые и неплодоносные. К овощам относятся: хлебные зерна, תנואה, «мелкие зерна» — קטנית — все съедобные семена (бобовые, рис, кунжут, мак и т.п) и огородные растения.

Особые категории составляют те семь растений, которыми славится Земля Израиля, а также те, которые употреблялись для воскурения в Храме, как лекарства в медицине и для приготовления красящих веществ. В основном, в Торе упоминаются растения, произрастающие в Земле Израиля и в Египте. Но также есть упоминания пряных кореньев и вкусовых веществ, привозимых из Южной Азии и прилегающих к ней островов.

Общее число названий для растений, встречающихся в Письменной Торе — 100 — не соответствует крайне богатой флоре Израиля. Мишна обогащает список названий растений приблизительно 180 чисто еврейскими словами.

Создание растительного мира [↑]

Сложно найти как в Письменной, так и в Устной Торе упоминание какого-либо растения лишь на уровне «пшат» (т.е. на простом уровне). Растение — это почти всегда символ, аллегория, намек на что-то более высокое.

В третий день творения Вс-вышний создал зачатки растительного мира, включающий деревья и травы, а после создания животных и человека сообщил им о предназначении растений: «всякую траву семяносную, что на поверхности всей земли, и всякое дерево, на котором плод дерева, семяносный, вам будет это в пищу» (Берешит 1:29).

Как объясняет Раши, «никакого кустарника полевого еще не было на земле, когда завершилось сотворение мира в шестой день до того, как был сотворен человек. “И никакая трава полевая еще не росла. В третий же (день), о котором сказано: “И извлекла земля”, (растения) не взошли, а стояли на выходе из земли до шестого дня [Хулин 60б]”».

Только после того, как Адам был сотворен, появился тот, кто помолится о дожде и проникнется благодарностью за него — и тогда все те растения, которые содержались в земле в зачаточном состоянии, — проросли. Вс-вышний «насадил сад Эденский» и поместил туда человека.

Согласно мнению Рамбама, Ган-Эден — плодородное место на земле, изобилующее прекрасными водными источниками и растительностью. Где находится этот Сад, нам будет открыто после прихода Машиаха.

Рамбан же считает, что существует два Ган-Эдена, духовный и физический. Физический — это реальное место на Земле, о нем идет речь в главе Берешит (см. «Врата воздаяния. О Рае», п. 80). Кроме материальной красоты, земной Ган-Эден обладает особым духовным свойством: в нём возможно созерцать Б-жественные видения и постичь Творца в большей мере, чем в любой другой части мира.

Но есть и духовный Ган-Эден, который именуется также Миром душ. Душа попадает туда после смерти человека и пребывает там до наступления Грядущего мира — мира после прихода Машиаха.

В любом случае, не зря символом рая является сад, полный прекрасных растений. Нигде человек не чувствует себя настолько спокойно и умиротворенно, как среди деревьев, трав и цветов. Каждое дерево в Ган Эден символизирует один из высших духовных замыслов. Ган Эден — это дворец Вс-вышнего на земле.

Древо познания добра и зла и его плоды [↑]

По наущению Змея-искусителя и вопреки категоричному запрету Творца, Хава отведала запретный плод от «Древа познания Добра и Зла» и дала попробовать этот плод Адаму.

Правильный перевод сочетания Эц а-Даат — «Древо соединения» (слово даат на иврите означает «соединение»): плоды этого дерева «соединяют» человека со стремлением к материальному.

Традиция донесла до нас несколько мнений мудрецов о том, что же представляло собою Древо Познания Добра и Зла. Это мог быть инжир, виноград, этрог или пшеничное дерево (которого нет в наши дни).

Впитав в себя таким образом «грех», Адам и Хава не могли более оставаться в духовном раю Эдена. Б-г изгоняет их из «райского сада» и меняет человеческую природу. В мир приходят смерть и тяжкий труд (физический и духовный), родовые муки. С символического акта — поедания плода — начинается извечная борьба за исправление греха Адама и Хавы, ставшая главным стержнем развития мировой истории.

Пишет рав Моше Шапиро: «Когда Вс-вышний запрещал человеку есть от Древа познания добра и зла, Он сказал: “Ибо в день, когда вкусишь от него, смертью умрешь” (Берешит 2:17). Смысл этого запрета — в том, что когда человек ест что-либо, это становится частью его жизненных сил. Вс-вышний запретил человеку присоединять к собственным жизненным силам восприятие зла, лишающее его вечной жизни».

Древо жизни [↑]

Древо жизни было помещено Вс-вышним в середину Эденского Сада, но от его плодов Адаму не удалось отведать, так как после грехопадения Вс-вышний «изгнал … человека и поместил к востоку от сада Эденского керувим и с огнелезвием меч обращающийся, чтобы охранять путь к древу жизни» (Берешит 3:24).

Суть Древа жизни — в присоединении к Источнику жизни и, тем самым, в достижении возможности продвигаться, подниматься на все уровни, предназначенные для человека и всего Творения. Ведь человеку предстояло и предстоит подниматься со ступени на ступень в его приближении к Вс-вышнему, постижении Его света. Не только в этом мире, но и в Будущем, где свет начнет раскрываться в своей полноте, где не будет сокрытия, которое существует в этом мире.

Нам известно из Традиции и из Писания, что Тора называется Деревом жизни. И те, кто изучает и исполняет Тору, дарованную нам Вс-вышним, соединены и сейчас, в этом мире и в наше время, с тем самым Деревом жизни, которое растет в Эденском Саду. И по чуть-чуть едят от его плодов, приближаясь постепенно к будущему вступлению в Сад, в центре которого, у истока вод, находится Дерево, с которым они уже здесь связали накрепко свою жизнь.

Растения для заповедей: Суккот [↑]

Существует множество заповедей, исполнение которых тем или иным образом связано с растениями. Например, в праздник Суккот Тора повелевает взять четыре вида растений, являющихся представителями всего растительного мира. Связывая их воедино, мы тем самым посвящаем их Вс-вышнему. Обращая их к четырем сторонам света, поднимая вверх и опуская вниз, мы тем самым воцаряем Его над всем миром — над четырьмя сторонами света, небесами и землей. Вс-вышний находится в каждой точке сотворенного Им мира и властвует над ним.

Каждый из четырех видов растений не похож на все остальные: «плод великолепного дерева», то есть этрог, обладает прекрасным запахом и вкусом; «побег финиковой пальмы», лулав — берут от дерева, плоды которого сладки, но не пахнут; «ветвь дерева густолиственного», адас (мирт) — прекрасно пахнет, но несъедобна; «ветвь речной ивы», арава — несъедобна и не имеет запаха.

Мудрецы наши нашли, что каждое из этих растений символизирует собой определенный круг сынов нашего народа: есть такие, что обладают сразу двумя достоинствами — и ароматом Торы, и вкусом к исполнению заповедей, они уподоблены этрогу, есть такие, что немного учили Тору и обладают весьма скромными познаниями в ней, но зато отличаются прилежным исполнением заповедей — они подобны лулаву, другие, напротив, прекрасно учат Торе других, но сами не исполняют ее заповедей — их символизирует адас; и, наконец, есть евреи, уподобленные речной иве: и Тору они не учат, и заповедей не исполняют… Все они символически связаны в единую связку и дополняют друг друга, искупая свои грехи.

Кроме того, в Суккот есть еще одна заповедь, связанная с растением: крыша сукки. Сукка должна иметь минимум три стены и крышу, покрытую сорванными ветками или стеблями растений. Однако, сукка — это временное жилище, и потому еврейский закон предписывает, чтобы крыша праздничной сукки (ивр. «схах») изначально была не сплошной, а с небольшими прорехами: как объясняет традиция, сквозь крышу сукки должны немного проглядывать небо и звезды.

Есть подробные законы о том, из чего разрешается делать крышу сукки. Например, для схаха годится только то, что растет из земли, полностью вырвано из нее и никогда не служило ни для какой цели. Необходимо, чтобы этим материалам никогда не присваивалось название какого-либо полезного предмета, а также чтобы они были несъедобны и не имели бы неприятного запаха.

То, из чего сделан схах, не должно принимать туму — ритуальную нечистоту. Всякий предмет, который в прошлом мог стать ритуально нечистым, даже если сейчас он стать таким уже не может — например, доска, выломанная из ящика, использовавшегося для домашних нужд, — не может быть использован как схах.

В наше время часто используют для схаха тростник. Тростник благовонный входил в состав священного мирра (Шмот 30:23) и употреблялся для воскурений (Йешаяу 43:24). Во времена царей лучшие сорта благовонных составов привозились из южной Аравии и вообще из дальних стран и стоили очень дорого (Йермияу 6:20). О благоухании этого тростника «поёт» и царь Шломо в своей Песне Песней ( см. Песнь Песней 4:14): «Нэйрд и шафран, (благовонный) тростник и корица со всякими благовонными деревьями, мирра и алоэ и лучшие все ароматы».

Шавуот и бикурим [↑]

Бикурим — это первинки, то есть первые плоды земли (плодовых деревьев и злаковых), которые Тора заповедовала приносить в Иерусалимский Храм. При этом приносящий произносил особую молитву, суть которой — благодарность Творцу за все плоды наших руки и блага, которые мы получаем по Его воле.

В Торе об этой заповеди сказано так: «Первые плоды нового урожая земли твоей приноси в дом Господа, Б-га твоего» (Шмот 23:19). Заповедь приношения бикурим исполняли раз в году и она могла быть исполнена только во времена Храма.

Каждый еврей, владеющий наделом земли в Стране Израиля, отделял от выросших на принадлежащем ему наделе земли первые плоды нового урожая семи видов, которыми славится Святая Земля, и приносил их в Храм, где обязан был прочитать «Видуй (он же Микра) Бикурим» — специальный текст, связанный с приношением первых плодов нового урожая.

Плоды, имеющие статус бикурим, могли есть только члены семьи коэнов, при определенных условиях. Бикурим приносили исключительно из семи видов плодов, которыми славится Земля Израиля: пшеницы, ячменя, маслин, винограда, инжира фиников и гранатов. От полбы, ячменя и овса не было обязанности отделять бикурим, хотя они и являются разновидностью пшеницы и ржи.

В качестве бикурим приносили именно плоды, но не продукты, изготовленные из них. Исключение составляли оливки и виноград, которые было разрешено приносить как в виде плодов, так и в виде изготовленных из них масла и вина («Трумот» глава 11-ая, мишна 3-тья).

Святость бикурим невозможно было перевести на монеты, поэтому в Храм приносили именно плоды. Из близлежащих к Иерусалиму мест приносили свежие плоды, а те, кто приходили издалека, вместо винограда приносили изюм, а вместо свежего инжира — сушеный, так как свежий виноград и инжир не могли храниться долгое время в условиях пути и теплого время года.

Как память о первых плодах, Бикурим, которые приносились в Храм, украшенные цветами и листьями, к Шавуоту принято украшать растениями жилье и дома молитвы. Еще одно объяснение этому обычаю говорит, что мы украшаем синагоги и дома зеленью в память о том, что в дни дарования Торы гора Синай, готовясь к этому событию, покрылась зеленью красивых, благоуханных растений и цветами.

А благовония — намек на слова мудрецов в Талмуде (трактат Шабат): «Слова каждой из Десяти заповедей (полученных у горы Синай), исходившие из уст Вс-вышнего, наполнили весь мир благовонием». Ветки деревьев в украшениях напоминают нам о том, что в Шавуот Небесный Суд принимает решение об урожае следующего года.

Какая связь между урожаем плодов и Дарованием Торы? Урожай плодов в аллегорическом смысле означает количество и качество Торы, которую человеку предстоит выучить в предстоящем году. Дело в том, что Тора, хотя и была уже дана всему народу, но, сколько её получит каждый, решается каждый год заново.

Песах: Марор и Иссоп [↑]

Заповедь о мароре (горьких травах) повелевает евреям есть жаркое от пасхального агнца вместе с горькими травами. Рабан Гамлиэль говорил: Кто не сказал (не объяснил) в Песах три слова (вещи): песах, маца, марор, פסח מצה ומרור — не выполнил свою обязанность. Так написано в Пасхальной Агаде.

Сказано в Агаде, что марор — это напоминание о горькой жизни в Египте. Кроме того, горечь во рту от марора — это ассоциация со смертью. В каждом поколении поднимаются враги против нас, чтобы нас уничтожить. На это, указывает и гематрия слова марор, 446 — מות — «мавет», смерть.

Фараон убивал еврейских младенцев и хотел уничтожить весь Дом Якова и Сынов Израиля. И от этой смерти нас избавил Б-г. Горькая жизнь — это благословенный вкус спасения от смерти. Пока мы живы, вкусим горечи, чтобы ощутить благодарность к Нему.

Еще одно «пасхальное» растение — это иссоп (אזוב), ветками которого, связанными в пучок, евреи в Египте окропили кровью пасхального агнца, косяки и верхнюю перекладину дверей домов (Шмот, 12:22).

Очищение от ритуальной нечистоты [↑]

Также при помощи иссопа очищали от ритуальной нечистоты: «Живую птицу возьмет, а также кедровое дерево, и червленую нить, и иссоп, и обмакнет их и живую птицу в кровь птицы, зарезанной над родниковой водой. И окропит очищаемого от проказы семь раз, и очистит его, и выпустит живую птицу в поле» (Мецора 14:6, 7).

В очистительных обрядах иссоп употребляется, между прочим, вместе с кедром, чтобы показать, как поясняет агада, что перед Б-гом великий и малый равны.

Ливанский кедр считается в Танахе самым могучим и красивым деревом. В Земле Израиля кедры не встречались. Для постройки как Первого, так и Второго Храмов кедры были привезены из Ливана. У пророков это дерево является олицетворением идеи могущества (II Мелахим, 14, 9; Ишаяу, 2, 13; Ихезкель, 17, 3, 22 и сл.; 31, 3 и сл.; Амос, 2, 9; Теилим, 92, 13).

Сравнения людей с растениями [↑]

Сказано в Торе (Дварим, 20:19): «Ибо человек — дерево полевое». Объясняет Маараль в своем комментарии на «Пиркей Авот», что тело человека служит его основой, а разум его все время увеличивается и расширяется, пока не возносится выше Небес. Именно этим человек напоминает дерево, стоящее на земле, а ветвями тянущееся и распространяющееся ввысь.

Если человек — настоящий мудрец Торы, «от него ешь, и его не срубай»; если же это — не настоящий мудрец, «и сруби его». «Человек, у которого мало добрых дел, подобен дереву, у которого мало корней, и появляется ветер, и вырывает его. А человек, у которого много добрых дел, подобен дереву, у которого много корней, так что даже если на него подуют все ветры в мире, не сдвинут его с места» — говорится в «Пиркей Авот» 3:22.

Еврейский народ также сравнивается с виноградником, который подрезает Виноградарь. Речь здесь идет о духовной сущности, о возвышении и просветлении. В вине заключены многие тайные и мистические понятия.

Мы освящаем многие заповеди, делая кидуш на виноСубботу и Праздники, отделение святого от будничного, женитьбу и обрезание (Брит мила), выкуп первенца. В благословениях на другие продукты конкретные плоды не упоминаются — только плод винограда. В списке плодов, которыми славится Земля Израиля, уподобленная земному Раю, первым перечисляется виноград. Трапезой называется лишь такое застолье, где и вино и мясо (Эйн симха, эла бебасар веяйн). В Песах пьем четыре бокала вина во время «Седера».

Талмуд (Менахот 53б) сравнивает нашу нацию с оливами. Так же, как оливы дают масло, когда их раздалбливают, также еврейский народ показывает истинное величие во время несчастий и притеснений.

Кроме того, в Торе встречаются сравнения еврейского народа со смоковницей, ореховым деревом, миртом, яблоней, пальмой. И как вся Песнь Песней, так и отдельные растения, упоминаемые в ней (луговой шафран, лилии и другие), служат символами Б-га и Израиля.

Грех разведчиков [↑]

Отправляя разведчиков впервые в Землю Израиля, Моше напутствовал их: «И какова земля, на которой он живет, — хороша она или плоха, и каковы города, в которых он обитает, — в открытых станах или в крепостях [они живут]. И какова земля — тучна она или тоща, есть на ней деревья или нет. Крепитесь [духом] и возьмите от плодов земли…» (Бемидбар, 13:17-20).

Разведчики, желая доказать евреям, ожидающим их возвращения, что в Землю Израиля не надо идти, выбрали в качестве подтверждения («Как необычны плоды (земли), так и народ ее необычен» — см. Раши на Бемидбар 13:23) не что иное, как огромную гроздь винограда, срезанную ими в долине Эшколь, а также гигантские плоды инжира и граната.

Рассказ разведчиков действительно испугал евреев, принесенная ими гигантская гроздь винограда заставила людей поверить в то, что и жители в тех краях огромны и непобедимы.

7 плодов, которыми славится Земля Израиля [↑]

Принесенный разведчиками виноград и сейчас является одним из семи плодов, которыми славится Земля Израиля. Следующие строки недельной главы Экев (Дварим, 8, 7-8) стали источниками понимания того, какие плоды включены в этот список: «Ибо Господь, Б-г твой, ведет тебя на землю добрую, землю потоков водных, родников и источников, выходящих в долине и на горе. (На) землю пшеницы и ячменя, и винограда, и смоковницы, и гранатовых яблок, (на) землю елейных олив и меда».

Здесь речь идет о самой Земле Израиля, о том, что она хорошая. Но при рассмотрении оказывается, что основное ее благо — в ее плодах.

Раши в комментарии к началу главы Шлах приводит слова мудрецов: «Одни страны выращивают сильных, другие — слабых…» То есть земля — это не просто почва и надел, она в буквальном смысле «выращивает» и «строит» живущих на ней людей. И они это чувствуют и относятся к ней как к «матери». Земля выращивает их с помощью своих плодов, которыми питает их — как материнским молоком.

Так Земля Израиля «вскармливает» еврейский народ. Основные семь растений, которыми она славится, — это основные «строительные материалы», «соки», с помощью которых она «строит» евреев.

Когда перед нами несколько видов пищи, на которые установлены одинаковые благословения, например, яблоки, виноград, гранат и груши («Борэ при а-эц» — «…Сотворивший плод дерева»), мы произносим благословение на самый значимый среди них. Мудрецы распределили виды пищи по значимости, и первыми в списке поставили «семь видов плодов, которыми славится земля Израиля», а именно: пшеница, ячмень, оливки, финики, виноград, инжир, гранат.

Заповеди, связанные с Землей Израиля [↑]

Земля Израиля обладает особым статусом святости, поэтому здесь действуют особые законы, и все они в той или иной степени связаны с растениями.

К ним относится, например, заповедь отделять десятину от урожая (трумот и маасрот), к которым относятся: «трума гдола» («большое пожертвование») — часть урожая, которая отдавалась коэну; «маасер ришон» («первая десятина») — одна десятая часть урожая, оставшегося после отделения «трума гдола»; «трумат маасер» («десятинное пожертвование») — одна десятая часть от «маасер ришон», которую по Торе левит обязан отдать коэну, и «маасер шени» («вторая десятина») — одна десятая урожая, оставшегося после отделения «трума гдола».

Запрет килаим означает, что в Эрец-Исраэль запрещено выращивать вместе, скрещивать и смешивать два и более видов зерновых, бобовых или овощей, как сказано в Торе (Ваикра 19:19): «…поле твое не засевай килаим (двумя родами семян)». Эти законы подробно разбираются у Рамбама в «Законах о килаим» и в Шулхан Арухе (Йорэ Дэа 297).

Сефер а-Хинух (заповедь 244) определяет причину запрета килаим следующим образом: «Творец мира придал Своим творениям определённые свойства, смешение которых в ряде случаев нежелательно, а иногда даже пагубно».

Рамбан (комментарий к Берешит 1:11) объясняет, что причина запрета килаим следующая: смешение различных видов нарушает прямое повеление Вс-вышнего растениям: порождать виды, подобные себе — «по роду своему» — «лэ-мино» (Берешит 1, 11). И, на первый взгляд, можно было бы предположить, что это исключает любое смешение, независимо от того, какое именно действие привело к нему. Тем не менее, фактический запрет нарушается, только если смешение достигается одним из конкретных способов, указанных Торой или мудрецами.

Существует множество законов, связанных с земледелием седьмого года, которые называются законами шмиты. Они делятся на три основные части:

1) «шмитат карка» — законы обработки земли, ухода за сельскохозяйственными и садовыми культурами;

2) плоды 7-го года — правила пользования растениями 7-го года;

3) «шмитат ксафим» — законы прощения денежных долгов, которые не были выплачены до конца седьмого года.

Законы земледелия года шмиты включают посев и посадку деревьев, пахоту, обрезание и прорезывание, сбор урожая, полив, прополку, опрыскивание, удобрение, окучивание и т.д.

Работы, запрещённые на поле или в саду, запрещено совершать не только хозяину, но и любому человеку, который трудится на его поле и в саду, будь то еврей или представитель другого народа.

Плоды урожая, полученного с земельного участка, который обрабатывали запрещённым в год Шмиты способом, согласно некоторым мнениям, запрещены. Другие считают, что плоды разрешены, но, и по их мнению, такие плоды запрещено приобретать, каким бы образом ни осуществлялась покупка.

Год Шмиты «освящает» часть плодов и растений, и к таким плодам применяются особые заповеди, предписывающие обращаться с ними с предельной осторожностью. Некоторые из них таковы: плодами седьмого года нельзя владеть, их нельзя портить, нельзя вывозить за пределы Израиля и торговать ими.

Есть еще один важный закон, связанный с земледелием: запрет орла. Тора говорит: «И когда придете в ту страну и посадите любое плодовое дерево, то не ешьте три года его плодов — три года запретны они для вас; а в год четвертый будут все плоды этого дерева — святыня во славу Господу. На пятый же год ешьте все его плоды, чтобы сделать богаче ваш урожай. Я — Господь, Бог ваш!» (Ваикра, 19:23-25).

Закон об орла исполняется и в Стране Израиля, и за её пределами (это — «закон, данный Моше на Синае»). С той разницей, что в случае сомнения, являются ли эти плоды орла, если они выросли в Земле Израиля, мы «устрожаем» и запрещаем их, а если они выросли за границей, — «облегчаем». Плоды дерева в течение первых трех лет его жизни запрещены и в пищу, и для употребления в каких бы то ни было целях.

Благовония [↑]

Когда первосвященник Храма в Йом Кипур входил в Святая Святых, он прежде всего воскурял благовония и лишь затем переходил к остальной работе. В Талмуде (см. трактат Йома 44) сказано, что благовония Храма искупали грех злословия.

В «Кицур Шульхан Арухе» есть целая глава, посвященная благословениям, которые надо произносить перед тем, как насладиться приятным ароматом. Сказано там: «“Всякая душа да прославит Б-га”; а что же это за вещь, которой наслаждается душа, а не тело? Это запах». И надо сказать, что подавляющее большинство перечисленных там ароматов — это ароматы трав, деревьев, плодов и цветов — то есть растений. И даже такое вещество как ладан — тоже растительного происхождения, так как является ароматической древесной смолой.

В главе «Кицур Шульхана Аруха», посвященной идолопоклонству, говорится также о запрете нюхать благовония идолопоклонников. Если до человека доносится аромат их благовоний, пусть имеет в виду, что он не хочет получать от него удовольствия.

Выводить материалы

Чудеса в природе

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Многие явления природы настолько чудесны и удивительны, что человек, даже не склонный задумываться над тайной творения, испытывает невольный восторг, наблюдая их.

Тайная жизнь растений

Рафаэль Бен Лев

Есть ли у растений чувствительность? Многие научные открытия, совершенные в последние десятилетия с использованием новейших технологий и современной аппаратуры, оказывается, были предвосхищены много столетий назад еврейскими мудрецами и записаны в наших святых книгах. Неверующие люди не перестают удивляться и поражаться, но верующий еврей воспринимает эти факты совершенно естественно, понимая, что наша Традиция получена непосредственно от Творца Вселенной, который прекрасно осведомлен о законах своего мироздания

Авраам Коен

Украшения Шавуота

Роща Шитим (акаций) в Эйн Геди

Неизвестный автор

Дерево Шитим, в современном иврите так называют Акацию. Но в Торе деревом "Шитим" назывался кедр, и именно он использовался при строительстве Мишкана (переносного Храма) в пустыне. Кроме перекрытий Мишкана, дерево Шитим было использовано для Ковчега Завета, а также для стола с Хлебами Приношения. Мидраш говорит, что название "Шитим" не случайно. Его можно представить как аббревиатуру четырех слов: «Шалом» (мир), «Това» (добро), «Йешуа» (спасение) и «Мехила» (прощение).