Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Рай — Ган Эден

Ган Эден (Рай) и Геином (Ад). Обзор статей.

Оглавление

Места награды: Рай, Ган-Эден, Мир душ и Будущий мир [↑]

РайЭдемский сад

Рай — место духовного наслаждения, куда человеческая душа попадает после смерти человека или в конце дней. Это — награда за исполнение заповедей и совершение правильных действий.

Рай — место реализации главного Б-жественного замысла — даровать вечное благо Своим творениям. Согласно этому замыслу, добро не должно достаться человеку даром, оно должно быть наградой за исполнение воли Творца с помощью подчинения своего дурного начала. Инструментом же для достижения духовной награды является изучение Торы, исполнение заповедей и добрые дела.

Согласно Традиции, существует несколько «пространств» или «миров», предназначенных для получения награды, — это Ган-Эден, Мир душ и Будущий мир. Но функции их различны.

Согласно большинству мнений, в Ган-Эдене и Мире душ человек получает не «окончательную» награду, а только «промежуточную». Свою полную награду он получает лишь в Будущем мире.

Название [↑]

На иврите Рай называют «Ган-Эден»(«Сад Эдемский»), так он назван в книге Берешит (2:8-3:24). Существуют также такие названия, как «Олам а-Ба» (ивр. «Будущий мир», «Грядущий мир») и «Олам а-Нэшамот» («Мир душ»).

Различными названиями обозначены различные духовные явления.

Мудрецы Талмуда образно называют Рай «Трапезой», иногда — «Высотами» («Маром», см. Сукка 45 б), а иногда — «Небесной Ешивой» (см. Бава Меция 85 б). Наиболее употребительное название — «Будущий мир».

Какая награда ожидает человека в Раю? [↑]

Награда за исполнение заповедей — это духовное наслаждение: постижение Творца и присоединение («приклеивание») к Его мудрости. Все описания, приводимые мудрецами Талмуда (их слова о роскошных пирах и т. п.), являются лишь образными иносказаниями.

Максимально доступно представление иудаизма о награде изложил Рамбам в своем труде «Мишне Тора»:

«Сказали наши Мудрецы: “Нет в Будущем мире ни еды, ни питья, ни супружеских отношений, а только праведники сидят, венцы их — на головах их, и наслаждаются сиянием Б-жественного присутствия”. “Праведники сидят” — это образное выражение, показывающее, что их души пребывают там, не утруждаясь и не испытывая усталости… А слова “наслаждаются сиянием Б-жественного присутствия” означают, что они знают и постигают сущность Святого, благословен Он, так, как не могли бы постичь, находясь в теле, презренном и бренном».

И еще пишет Рамбам («Ильхот Тшува» 8:7): «Мудрецы древности уже дали нам понять, что человек (при жизни) неспособен ясно постичь благо Будущего мира и никто не ведает его величия и великолепия, кроме Святого, благословен Он».

Рай в Торе, в книгах Пророков и Писаний [↑]

Эдемский сад в представлении художниковВ Танахе и в Тегилим (Псалмах) Раю дано множество разных названий

О существовании высшей награды после смерти мы знаем из книг Пророков и Устной Традиции. Мудрецы также указывают несколько стихов в Пятикнижии, содержащих намек на высшую награду после смерти. Один из этих стихов — «…чтобы было тебе хорошо и продлились дни твои» (Дварим 22:7). Мудрецы обратили внимание на слова, кажущиеся «лишними»: ведь «хорошо» подразумевает и долголетие? Надо знать, что язык Торы краток и точен, там не может быть повторений просто «ради красоты стиля», не несущих специального смысла. Мудрецы истолковали эти «лишние» слова так: «“Чтобы было тебе хорошо” — в этом мире, “и продлились дни твои” — в будущем мире» (Кидушин 39 б).

В Танахе, и, в особенности, в Тэилим (Псалмах), Раю дано множество иносказательных названий, например: «Ар а-Шем» («Гора Б-га», см. Тэилим 24:3), «Мэком Кодшо» («Место святости Его», см. там же), «Дэрэх а-Кодэш» («Святой путь», см. Тэилим 77:14), «Хацерот а-Шем» («Дворы Б-га», см. Тэилим 84:3), «Оэль а-Шем» («Шатер Б-га», см. Тэилим 15:1), «Бейт а-Шем» («Дом Б-га»), «Шаар а-Шем» («Врата Б-га»), «Эрэц» («Земля», см. Йешая 60:21) и др. (см. Рамбам, «Ильхот Тшува» 8:4).

А еще он называется «Црор а-Хаим» («узел жизни», «связка жизни»), как сказано: «…да будет… душа господина моего завязана в узле жизни у Господа…» (Шмуэлъ I 25:29). (Поэтому на надгробиях пишут буквы ת.נ.צ.ב.ה — аббревиатуру слов «Да будет душа его/её завязана в узле жизни», т. е. пожелание, чтобы душа умершего оказалась в Раю). Рамбан поясняет, что «Црор а-Хаим» — наивысший духовный уровень, которого может достичь душа в Мире душ (см. также Рабейну Бахье к Берешит 1:14).

Что такое Ган-Эден? [↑]

Согласно мнению Рамбама, Ган-Эден — плодородное место на земле, изобилующее прекрасными водными источниками и растительностью. Где находится этот Сад, нам будет открыто после прихода Машиаха.

Рамбан же считает, что существует два Ган-Эдена, духовный и физический. Физический — это реальное место на Земле, о нем идет речь в главе Берешит (см. «Врата воздаяния. О Рае», п. 80). Кроме материальной красоты, земной Ган-Эден обладает особым духовным свойством: в нём возможно созерцать Б-жественные видения и постичь Творца в большей мере, чем в любой другой части мира.

Но есть и духовный Ган-Эден, который именуется также Миром душ. Душа попадает туда после смерти человека и пребывает там до наступления Грядущего мира — мира после прихода Машиаха.

На языке каббалистов физический, земной Ган-Эден называется «нижним», а духовный — «высшим».

Приводят слова Аризаля («Рав Поалим» 2, 1; см. также «Эц а-Хаим», «Шаар Циюр а-Оламот» 3) о том, что даже нижний Ган-Эден не является полностью физическим. Согласно Аризалю, нижний Ган-Эден сотворен из тонкой материи и «практически не касается земли». Праведники пребывают в нем, облаченные в идеальные тела из такой же тонкой материи.

Назначение нижнего Ган-Эдена [↑]

Согласно мнению Рамбана, земной Ган-Эден служит местом постижения Творца в первый год после смерти человека, поскольку в этот период душа еще склонна к земному восприятию и не достигает уровня, на котором можно полностью переключиться на духовное восприятие Творца. Так Рамбан объясняет высказывание мудрецов (Шабат 152 б): «До двенадцати месяцев (после смерти) тело продолжает существовать, а душа поднимается и опускается. Через двенадцать месяцев тело перестает существовать, а душа поднимается — и больше не опускается». Согласно Рамбану, «поднимается» означает «переходит к чисто духовному постижению Творца», а «опускается» — постигает Творца на уровне земного восприятия — как тогда, когда душа была облачена в тело. Через год душа окончательно отходит от связи с физическим миром и перемещается в духовный Ган-Эден.

Земной Ган-Эден также будет местом материальной наградой людям после воскрешения мертвых.

Назначение высшего Ган-Эдена [↑]

Как ясно из слов Рамбана, в высший Ган-Эден душа попадает через двенадцать месяцев после смерти человека и после очищения в Геиноме (Аду). Высший Ган-Эден — место предварительной награды, где душа пребывает до наступления Грядущего мира, который ознаменуется воскрешением мертвых и воссоединением души с новым, перерождённым телом.

Что такое Будущий мир? (Мнения Рамбама и Рамбана) [↑]

Ган Эден в картинахПо Рамбану после смерти душа получает
«промежуточную» награду, место которой — Ган-Эден

Согласно всем мнениям, местом окончательной награды за исполнение заповедей станет Будущий мир, на языке мудрецов «Олам а-Ба». Однако мнения Рамбама и Рамбана о том, что представляет собой этот мир и на каком этапе душа туда попадает, расходятся.

По мнению Рамбама, Будущий мир является абсолютно духовным, он существует параллельно нашему физическому миру. В этот мир душа попадает сразу после смерти и получает награду только в духовном «облачении». В дни Машиаха, когда будут воскрешены мертвые, душа вновь соединится с телом и, прожив новую жизнь, вернется в духовный мир, где будет награждена и за заслуги второй жизни.

А по Рамбану, Будущий мир — это перерожденный физический мир, время которого наступит после воскрешения мертвых. В этом мире люди будут вечно наслаждаться постижением Создателя, но в телесном «облачении». Согласно Рамбану, вновь соединившись с телом, душа сможет достичь гораздо более высокого уровня постижения, чем в нематериальном состоянии. А после смерти душа получает «промежуточную» награду, место которой — Мир Душ или Ган-Эден. Там она пребывает, пока не наступит время абсолютной награды — после воскрешения мертвых в Будущем мире.

Каббалистическая традиция подтверждает мнение Рамбана (см., например: а-Шла а-Кадош, «Бейт Давид» 16:2; Рамхаль, «Дерех а-Шем» 1, 3:11).

Где находится Рай? [↑]

Из-за распространенных представлений часто возникает ошибочное впечатление, что Рай находится где-то «Наверху» или «на Небе». Так многие «автоматически» и ощущали: Рай — он где-то в облаках. И Ад автоматически представляли внизу, в недрах земли. На самом деле, познакомившись ближе с понятиями, которыми оперировали мудрецы и Писание, легко понять, что «Небеса» — образное иносказание, обозначающее высшую духовную сферу, недоступную человеческому постижению. Подобно этому, в Торе деяния Создателя описываются с помощью слов и образов, которые «применимы» только к человеку. Это необходимо для того, чтобы передать определенное трансцендентное содержание человеческим языком, дать нам представление о нем.

По сути, как ясно из труда Рамбана, высший Ган-Эден — это не место и не духовное пространство, куда «помещают» и откуда «изгоняют». Ган Эден — это определенные уровни постижения Творца, и такое постижение приносит душе наслаждение. Но чтобы облегчить нам восприятие, мудрецы говорили о нем как об определенном месте, придавая ему «физические характеристики».

Нижний Ган-Эден, как нам известно из главы Берешит, закрыт от нас, его местоположении никому неизвестно. От имени Аризаля приводят следующее («Рав Поалим» 2:1): «Нижний Ган-Эден — это центральная точка на экваторе, южнее Эрэц-Исраэль, и земля Ган-Эдена — не как наша земля, а очень тонкая материя. И он отделен от нашей земли, практически ее не касается…»

Кому полагается место в Раю? [↑]

Пишет Рамбам («Ильхот Тшува» 3:13): «У всех евреев есть доля в Будущем мире, хотя они грешат, как сказано: “А народ твой — все праведники, навсегда унаследуют землю” (Йешая 60:21); “земля” в данном случае — иносказание, подразумевается “земля вечной жизни”, то есть Будущий мир».

Прежде, чем попасть в рай, душа человека должна пройти духовное очищение в Геиноме (Аду).

Рамбам пишет (там же): «И у благочестивых людей из других народов есть доля в Будущем мире».

У кого нет доли в Будущем мире? [↑]

Рамбам («Ильхот Тшува» 3) перечисляет 24 категории людей, у которых нет доли в Будущем мире.

Вот некоторые из них: атеисты; язычники, отрицающие Тору; отрицающие воскрешение мертвых; отрицающие приход Машиаха; вероотступники; грешащие нагло на виду у всех; наводящие ужас на общество не ради Небес; убийцы; злоязычники и т. д. (см. там 3:13).

Как удостоиться награды в Раю? [↑]

Главным инструментом для достижения райской награды является исполнение заповедей и совершение правильных действий, как сказано: «…чтобы было тебе хорошо и продлились дни твои» (Дварим 22:7) — «“Чтобы было тебе хорошо” — в этом мире, “и продлились дни твои” — в будущем мире» (Кидушин 39 б).

Райский сад или Ган-Эден — изгнаниеНи один поступок человека не скрыт от
Всевышнего и за все есть награда или наказание

Неевреи получают эту награду за выполнение семи заповедей потомков Ноаха и нравственный образ жизни.

Награда за исполнение заповеди прямо пропорциональна физическим и моральным усилиям, приложенным к ее выполнению, а также страданиям, если человеку пришлось перенести их, чтобы выполнить эту заповедь.

Один из основополагающих принципов иудаизма гласит: ни один поступок человека, как правильный, так и неправильный, не скрыт от Всевышнего. И за каждое доброе дело, даже самое малое, полагается бесконечная награда в духовном мире.

Полезные материалы:

Cтатьи о Рае (Ган Эдене) и Аде (Геиноме) на нашем сайте:

Река, текущая из Эдена

О Рае (Ган Эдене)

О Геиноме

Рамбам о Геиноме

Иудаизм и Ислам. Свобода воли, Воздаяние Б-жье, Рай и Ад

Грядущий Великий суд

Рай и ад

Рамбам о Будущем мире

Выводить материалы