Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Уж лучше душе выйти из тела, чем неправде из уст»Раби Рафаэль из Брезины

Евреям можно будет есть искусственное мясо?

Темы: Тора и наука, Кашрут, Природа, Рай, Еда, Животные, Адам

Отложить Отложено

Сейчас многие заговорили о новом тренде в пищевой промышленности — искусственное мясо. А как с точки зрения кашрута — оно будет кошерным? Смогут ли евреи есть это мясо?

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо за Ваш вопрос.

Прежде, чем перейти непосредственно к ответу, давайте коротко поясним, о чем идет речь и почему тема искусственного мяса стала такой популярной в последнее время.

Дефицит природных ресурсов

С ростом численности населения планеты вопрос о возможном дефиците продовольственных ресурсов становится всё более острым. По данным английской газеты «The Guardian», около 30% земной поверхности, пригодной для использования, отведено под пастбища для животных. Для сравнения: только около 4% используется для выращивания растений, которые люди употребляют в пищу.

Общая биомасса домашних животных на Земле почти в два раза превышает человеческую. По различным оценкам, к 2060 году население Земли может вырасти до 9,5 миллиардов, при этом потребление мяса постоянно увеличивается и никакие призывы перейти на вегетарианскую пищу и использовать заменители мяса не могут это остановить.

Новые технологии производства мяса

Все это привело к тому, что в последнее десятилетие ученые обратились к поиску альтернативных способов производства мяса. В частности, к изучению возможностей выращивания мяса в лабораторных условиях.

Первой успешной попыткой в этой области стало выращивание искусственного гамбургера, презентация которого прошла 5 августа 2013 года в Лондоне. Проект финансировался небезызвестным Сергеем Брином, стоимость его была приблизительно 250,000 евро.

За последние годы эта технология сильно усовершенствовалась. И если раньше речь шла о создании массы наподобие фарша, состоящей только из белков, то на данный момент ведется работа по созданию цельного стейка, содержащего также жиры и другие элементы. Стоимость производства тоже снизилась — приблизительно до 100 долларов за стейк.

Эта технология помогает экономить не только природные ресурсы, но и время. Так, если у обычной коровы время от рождения до попадания на стол в качестве мясного продукта — около трех лет, то стейк в лабораторных условиях можно получить приблизительно в течении трех недель.

Если описывать упрощенно, классический процесс производства искусственного мяса включает в себя получение мышечных клеток животных и погружение их в специальную биологическую среду. Эта среда «культивирует» клетки и позволяет им вырастать в большие куски мяса. Чтобы дальше выращивать мясо, нет необходимости снова брать клетки у животного, можно продолжать выращивание с помощью уже имеющегося материала. Остается только пожелать ученым удачи: чтобы и по вкусовым качествам продукт не уступал настоящему мясу.

Понятно, что название «искусственное мясо» или «мясо из пробирки» не особенно привлекательно с точки зрения маркетинга. Поэтому в разных странах оно получило различные иные названия: иногда его называют «культивированным» или «чистым» мясом.

Галахические вопросы

Какие проблемы могут быть с этим мясом с точки зрения Галахи (Еврейского закона)?

— Если первоначальные клетки берут от живого животного, не будет ли нарушения запрета «есть мясо неубитого животного»?

— Если первоначальные клетки берут от некошерного животного или кошерного животного, но не забитого кошерным способом — шхита, будет ли такое мясо считаться некошерным?

— Если первоначальные клетки берут от кошерного животного, забитого кошерным способом, будет ли полученный продукт иметь статус мяса? Или это будет считаться пищей парве (не мясной и не молочной), которую можно есть с молочной пищей? (Актуально для тех, кто мечтает о кошерном чизбургере).

— Есть ли проблемы со средой, в которой культивируются клетки? Ведь ее основой является кровь животных.

Мясо с Небес

В Талмуде в нескольких местах упоминается мясо, полученное неестественным способом. В трактате Сангедрин (59 б) сказано, что ангелы в райском саду жарили для Адама мясо, хотя, как известно, до Потопа мясо было запрещено людям в пищу. Талмуд объясняет: это было мясо, посланное с Небес, а на него запрет не распространялся.

Там же приводится рассказ об одном мудреце, на которого напали львы: он помолился — и с Неба упали два куска мяса. На один из них набросились львы и, насытившись, ушли, другой мудрец взял с собой в Бейт-Мидраш (Дом Учения), чтобы выяснить, можно ли его есть. Ответ был: «Некошерное не может спуститься с Небес!» Т. е. это мясо пригодно в пищу.

Затем был задан ещё один вопрос: а если с Небес будет послан осел — некошерное животное? За этот вопрос его отругали и сказали: «Тебе же уже объяснили: некошерное не может спуститься с Небес!». Т. е. даже если с Небес спустится осел, его мясо будет пригодно в пищу. Иными словами, понятно, что такое мясо не является настоящим мясом.

Тора рассказывает о сложных отношениях братьев с Йосефом. Мидраш говорит, что Йосеф сообщил Яакову, своему отцу: он видел, как братья едят мясо неубитого животного, нарушая запрет Торы.

А-Шла в своей книге «Две скрижали Завета» пишет: Йосеф ошибался. Он не знал, что братья создали эту корову по «инструкциям» каббалистической книги «Йецира», а такая корова не считается настоящей. Поэтому в данном случае не требуется кошерный убой и можно есть «часть от живого». Иными словами, это мясо тоже не является настоящим.

Однако не стоит спешить с выводом о том, что любое мясо, произведенное «неестественным» образом, не является настоящим. Один из ришоним (ранних комментаторов), Меири (к Санхедрин 59 б), пишет: из приведенных выше примеров мы можем сделать только тот вывод, что мясо, полученное чудесным образом или посланное с Небес, не является настоящим мясом. И это не относится к предметам, которые возникли естественным образом, по законам природы.

На микроскопическом уровне

Как было сказано выше, изначально для получения мяса используются клетки животного. Возникает естественный вопрос: ведь клетки можно различить только на микроскопическом уровне, так что, вероятно, даже если они взяты от некошерного животного, этим можно пренебречь из-за их незначительной величины?

Такой подход работает, например, когда речь идет о червях в продуктах. Некоторые виды настолько малы, что их нельзя различить невооруженным глазом, а только при помощи микроскопа. Рав Йехиэль Эпштейн в своей книге Арух а-Шулхан (Йорэ Дэа 84:36) и другие авторы пишут, что такие черви не запрещены.

(Сегодня говорят, что многие продукты поражены червями и их необходимо проверять перед употреблением в пищу, хотя не все видят этих червей. Проблема заключается в том, что не все знают, где и как смотреть и как выглядят эти черви. Но если продукты тщательно проверять, то этих червей можно увидеть невооруженным глазом).

Однако рав Шломо-Залман Ойербах (Минхат Шломо 2:77, 27) считает, что когда люди работают именно с клетками и используют их для своих целей, невозможно этими клетками пренебречь и сказать, что они «как будто бы не существуют». Яркое подтверждение этому — искусственное оплодотворение, когда работа также ведется на микроскопическом уровне, но понятно, что никто не скажет: можно игнорировать эти мелкие частицы.

Получается, что «пренебрежимо малая» величина клеток не может стать основанием для разрешения брать клетки для культивирования от некошерного животного.

Корова, родившая осла

Мишна (Бхорот 5 б) говорит: то, что исходит (йоце) из некошерного, будет некошерным, а то, что исходит из кошерного, будет кошерным. Поэтому, если, например, ослица родила теленка, то, хотя говядина кошерна, именно этот теленок будет некошерным, поскольку он «исходит из некошерного». А вот если, наоборот, корова родит осленка, то его мясо будет разрешено в пищу, хотя вообще ослиное мясо некошерно. Именно этот осленок будет кошерным, т. к. «исходит из кошерного».

К «исходящему» относятся, например, молоко, яйца, кожа, кости, рога и т. п. Все эти продукты, если они «исходят из некошерного», запрещены в пищу, а если «исходят из кошерного», разрешены.

На этом основании можно предположить, что первоначальные клетки для культивирования мяса должны быть взяты от кошерного животного, забитого кошерным способом. Т. е. эти клетки должны «исходить из кошерного».

Мясо парве?

Рамбам в нескольких местах (Мишнэ Тора, Маахалот асурот 3:6, 4:18) пишет, что запрет употреблять в пищу «исходящее» менее строг, чем запрет употреблять в пищу мясо того животного, от которого оно «исходит». Поэтому, например, тот, кто ест яйца или пьет молоко некошерных животных или птиц, нарушает запрет из Торы, однако ему не полагается наказание бичеванием, как тому, кто ест мясо таких животных или птиц.

Кроме того, тот, кто варит, например, кожу, кости или другие «исходящие» части некошерного животного в молоке, не нарушает запрета варить мясное и молочное вместе (Рамбам, Мишнэ Тора, Маахалот асурот 9:7; Шулхан Арух, Йорэ Дэа 87:7). На основании этого рав Аарон Котлер (Мишнат Раби Аарон 16) приходит к выводу, что «исходящее» не является настоящим мясом и имеет статус парве.

Следуя этой логике, можно было бы предположить, что и клетки, взятые из мяса, считаются «исходящим» и, следовательно, не являются настоящим мясом. Поэтому мясо, выращенное из этих клеток, также не будет считаться настоящим мясом, а будет иметь статус парве.

Однако не стоит спешить с выводами. Рав Хаим Брискер (на Маахалот асурот 3:11) в традиционной для него манере пишет, что есть два вида «исходящего».

Первый: «исходящее» животное. Если ослица родила теленка, есть мясо такого теленка будет запрещено, точно так же, как мясо ослицы, см. выше. Кроме того, строгость запрета также одинакова в обоих случаях, за его нарушение полагается бичевание.

Второй вид «исходящего»: яйца, молоко, кожа, кости и т. п. Запрет здесь менее строгий, за его нарушение бичевание не положено.

Различие между этими видами: в первом случае «исходящее» является видом мяса, поэтому запрет строже, а во втором оно не является непосредственно мясом, поэтому запрет менее строгий. И поэтому во втором случае не запрещено также смешивать «исходящее» с молоком, см. выше.

На основании этого можно также предположить, что мясо, выращенное из клеток, будет относиться к первому виду «исходящего», т. е. будет мясом. Поэтому его запрещено будет смешивать с молочной пищей. Получается, что у любителей чизбургеров пока нет оснований радоваться.

Заключение

Мы коснулись лишь некоторых проблем, связанных с искусственным мясом, с точки зрения еврейского Закона. Понятно, что с дальнейшим развитием этой технологии еврейский Закон проявит к ней более пристальное внимание.

Сегодня звучат разные мнения о статусе этого мяса. Некоторые раввины утверждают, что это новое «создание», не имеющее ничего общего с тем мясом, из клеток которого оно выращено (паним хадашот). И поэтому — фактически не является мясом. Но многие с этим не согласны.

Рав Ашер Вайс считает, что поскольку полученное мясо обладает мясным вкусом, цветом и структурой, он полностью уверен, что и статус его будет такой же, как у настоящего мяса.

Т.е. в отличие от мясозаменителей, например, продуктов из сои и т. п., которые в лучшем случае обладают вкусом мяса, но не структурой, искусственно выращенное мясо имеет структуру мяса, поэтому и по Галахе оно будет считаться мясом.

В своем письме, адресованном руководителю крупнейшего в мире департамента кашрута OU (Orthodox Union) раву Менахему Генаку, он определяет, что работа по выращиванию искусственного мяса должна производиться по следующим правилам:

— Первые клетки должны быть взяты от кошерного животного, забитого кошерным способом, чтобы избежать нарушения запрета есть мясо неубитого животного и нарушения других запретов.

— Биологическая среда на основе крови, в которой выращиваются клетки, проблемы не представляет, поскольку это только плазма, из которой удалены красные и белые клетки.

— Полученное мясо будет считаться обычным мясом и его будет запрещено смешивать с молочными продуктами.

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


Творец создал мир несовершенным, чтобы у нас был шанс его улучшить — как пример, сделав доброе дело другому. Эта незавершенность мира, где есть место нам проявить свою доброту — есть проявление доброты Всевышнего. Читать дальше