Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Рамбам о Грядущем Мире и жизни праведников в нем.

Глава 7

§1. Благо, предназначенное праведникам — жизнь в грядущем мире. Жизнь, не прерываемая смертью, добро, не смешанное со злом. Об этом написано в Торе: «Чтобы удостоился ты блага и продлились дни твои» (Дварим, 22:7). Предание учит: «Чтобы удостоился ты блага» — в мире, где царит благо, «и продлились дни твои» — в мире, где царит бессмертие, то есть, в грядущем мире. Награда праведникам состоит в том, что они удостоятся этого блаженства и счастья. Наказание злодеев — в том, что они не удостоятся этой жизни, но будут истреблены и погибнут. И всякий, кто не удостаивается этой жизни, умирает, не обретая бессмертия, истребляется за свое злодейство и гибнет как животное. Это истребление души, о котором сказано: «Истреблена (икарет тикарет) будет та душа», (Бемидбар, 15:31) и предание учит: истреблена («икарет») — в этом мире, истреблена («тикарет») — в грядущем. То есть душа после того, как покинет этот мир, отдалившись от тела, не удостоится жить в грядущем мире.

§2. Грядущий мир нематериален и бестелесен. Там обитают бесплотные души праведников, подобные ангелам-служителям. И раз этот мир нематериален — то, значит, не едят там и не пьют. Нет там ничего из того, что свойственно человеческому телу в этом мире. И те состояния, в которых человек бывает в этом мире, отсутствуют там: там не сидят, не стоят и не спят, не умирают, не печалятся и не смеются, и т.д. Так говорили мудрецы древности: «В грядущем мире на едят, не пьют и не совокупляются — но праведники восседают с коронами на челе и наслаждаются сиянием Шхины» (Брахот, 17а).Из этих слов видно, что грядущий мир бестелесен, раз сказано, что не едят там и не пьют. А то, что сказано там — «праведники восседают», — лишь образное выражение, означающее, что они пребывают в покое, не зная тягот. Так и слова «с коронами на челе» означают, что мудрость, которой они достигли в земном мире и благодаря которой удостоились грядущего мира, венчает их, как корона — чело. О той же короне говорит Шломо: «Посмотрите на корону, которой его увенчала мать его» (Шир а-Ширим, 3:11). И это нематериальная корона ведь сказано: «И вечная радость на их челе» (Йешаяу, 51:11), хотя и радость — не материальный предмет, которым можно было бы увенчать чело. Так и корона, о которой говорится здесь — мудрость. Что же означают слова «наслаждаются сиянием Шхины», — то, что постигают праведники истинную сущность Святого Творца, благословен Он, которую было невозможно постичь, пребывая в грубом и бренном теле.

§3. Душа, о которой говорится здесь, — не животворная душа, связанная с телом, но нематериальная форма, представляющая собой разум, постигающий Творца, насколько это возможно, постигающий сущность ангелов и отвлеченные идеи. Эта форма, которую мы описали в четвертой главе «Законов об основных принципах Торы», и именуется душой, когда говорится о жизни в грядущем мире. Жизнь эта, не прерываемая смертью, ибо смерть постигает лишь тело, именуется «узлом жизни» (Шмуэль I, 25:29). Это награда, выше которой нет, благо, выше которого нет, и о ней мечтали все пророки.

§4. Жизнь эту называли разными именами: Гора Г-сподия (Теилим, 24:3), Святая Обитель Его (Теилим, 24:3), Святой Путь (Йешаяу, 35:8), Дворы Г-спода (Теилим, 93:14), Шатер Г-спода (Теилим, 15:1), Блаженство, дарованное Г-сподом, Дворец Г-спода (Теилим, 5:8), Врата Г-спода (Теилим, 118:20); мудрецы иногда называют ее Трапезой, а обычно — Грядущим Миром.

§5. Наказание, тяжелее которого нет, — в том, что истребится душа и не удостоится той жизни, как сказано: «Истребится та душа, грех ее — на ней» (Бемидбар, 15:31). Эту погибель называют пророки Колодцем Погибели, Огнем, Пиявкой и другими словами, символизирующими гибель и разрушение, ибо это погибель необратимая и разрушение, невосстановимое вовек.

§6. Может быть, тебе покажется описанное вознаграждение ничтожным, и ты решишь, что истинной наградой человеку, исполняющему заповеди и достигшему совершенства на путях истины, может быть лишь возможность наслаждаться едой и питьем, любовью прекрасных женщин, одеваться в великолепные одежды и жить во дворцах из слоновой кости, пользоваться золотой и серебряной утварью и так далее, как это представляют себе эти глупые и сладострастные арабы. Люди же разумные и наделенные знанием понимают, что все эти наслаждения — суета и пустое; и представляются нам эти вещи великим благом только потому, что все они нужны телу, и душа желает их и стремится к ним лишь ради тела, чтобы было оно здоровым и ни в чем не нуждалось; но если тела нет — нет и всех этих желаний. Великое благо, которым душа будет наслаждаться в грядущем мире, совершенно невозможно постичь, находясь в этом мире; ибо здесь нам ведомы лишь наслаждения тела, и только к этому мы стремимся. А это великое блаженство души в грядущем мире можно лишь образно уподоблять наслаждению тела от еды и питья; но на самом деле то блаженство непостижимо, несравнимо и несопоставимо ни с чем. Об этом сказал Давид: «Сколь велико благо Твое, которое Ты предназначил тем, кто боится Тебя, уготовил полагающимся на Тебя» (Теилим, 31:20).

§7. Как жаждал Давид жизни в грядущем мире! «Погиб бы я, если бы не верил, что увижу благо Г-спода в Земле Жизни» (Теилим, 27:13). Уже объяснили мудрецы древности, что человеку невозможно постичь блаженство грядущего мира и что никому, кроме Святого Творца, благословен Он, непостижимы эта красота и величие этого блага. И все пророчества о счастье, которое ожидает Израиль в будущем, говорят лишь о телесном благополучии Израиля в дни Мошиаха, когда Израиль обретет самостоятельность. Но благо грядущего мира несравнимо ни с чем и о нем не говорили пророки, чтобы не принизить его уподоблением земным благам. Об этом сказал Йешаяу: «Никто кроме Тебя, Г-сподь, не видел того, что Ты уготовил надеящимся на Тебя» (Йешаяу, 64:3), — то есть, благо, которое не было явлено ни одному пророку и которое зримо лишь Б-гу, — предназначил Он для человека, который надеется на Него. Сказали мудрецы: «Все пророчества говорят лишь о днях Мошиаха, но грядущий мир не видел никто, кроме Тебя, Б-же» (Брахот, 34а).

§8. Мудрецы называют это благо «грядущим миром» не потому, что сегодня этого мира не существует и лишь после того, как история этого мира завершится, наступят времена грядущего мира. Не так это. Грядущий мир существует и сегодня, как сказано: «… которое Ты предназначил там, кто боится Тебя, уготовил полагающимся на Тебя» (Теилим, 31:20). И называется он «грядущим миром» лишь потому, что жизнь в грядущем мире ожидает человека лишь после завершения жизни в этом мире, в котором мы наделены телом и душою и в который мы попадем сначала.

Остальные главы


Заповедь «арбаа миним» («четыре вида растений»). Она призывает нас улучшить наши отношения с окружающими. Читать дальше