Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«А того, кто жалеет, Всевышний пожалеет, как сказано: «И даст тебе милосердие, и пожалеет тебя, и умножит тебя» (Дварим 13; 18).»Орхот цадиким. Щедрость

Перекос в раю?

Темы: Первородный грех, Грех, Ган Эден, Адам и Хава

Отложить Отложено

Здравствуйте. Я очень благодарен Вам за ответ. Больше всего я удивился своей реакции на него — я принял его полностью.

Я не знаю, могу ли я задать Вам еще несколько вопросов, но попробую. Сколько времени Адам и Хава прожили в Эдене? Этот вопрос меня волнует с точки зрения семейных отношений. Хава еще как-то, хоть и безуспешно, пыталась спорить со змеем, а Адам безропотно подчинился Хаве, почему? По-видимому, между ними уже успели сложиться какие-то отношения, тогда какова роль каждого в этих отношениях? По-моему налицо какой-то перекос, но это же происходит в Эдене, до грехопадения.

С глубоким уважением, Геннадий, Одесса

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемый Геннадий!

Вы пишете, что удивились тому, что полностью приняли мой ответ. Из этих слов я понимаю, что Вы человек, который не с лёгкостью принимает утверждения других. С точки зрения иудаизма это большое достоинство, присущее обычно мудрецам Торы. В Талмуде сказано (трактат Таанит 4а): «Мудрец, который не твёрд, как железо, — не мудрец». Имеется в виду, что мудрый человек должен быть твёрд в своих убеждениях, не менять их с лёгкостью. Только после основательного интеллектуального анализа мудрый человек примет новые для него идеи.

Однако если в результате интеллектуального анализа мудрый человек видит истинность этих убеждений, он их принимает. В трактате Пиркей Авот (5, 7) мудрецы перечисляют качества, необходимые мудрецу. Одно из этих качеств: «Соглашается с истиной».

Поскольку ответ, который я Вам послал, — не мой, а еврейских мудрецов, комментаторов Торы, его истинность очевидна (как и истинность всех слов мудрецов — для того, кто в них вдумается). И Вы, как мудрый человек, увидели его истинность и с ним согласились.

Относительно Вашего вопроса об Адаме.

Мудрецы говорят (Мидраш Ваикра Рабба 21, 1), что в тот день, когда Адам был создан, он согрешил. Действительно, удивительно: из этих слов мудрецов видно, с какой лёгкостью Хаве удалось убедить мужа.

Отсюда можно сделать вывод о том, насколько велико влияние жены на мужа. Этот момент подчёркивает самый мудрый из всех людей, царь Шломо (Соломон), говоря (Мишлей 14, 1): «Мудрая жена устраивает дом свой, а глупая разрушает его своими руками». В этом стихе «домом» называется семья. Речь идёт о способность жены положительно (либо отрицательно) влиять не мужа.

Мидраш (Бэрэшит Рабба 17:7) приводит историю о хасиде (праведнике), женатом на большой праведнице. По прошествии немалого времени у них не было совместных детей. Сказали они друг дугу: «Б-гу важно, чтобы у людей были дети. Нам важно поискать себе другую пару. Возможно, таким образом мы удостоимся детей». Хасид и хасида развелись. Так получилось, что праведник женился на грешнице, а также его жена вышла замуж за грешника. Хасид под влиянием грешной жены стал также грешником, а грешник под влиянием праведной жены стал праведником. Заканчивает Мидраш: «Из этого мы учим, что всё от женщины». Т.е. её влияние на мужа гораздо более весомо, чем влияние мужа на его жену.

Их этого мы видим, какая огромная ответственность лежит на женщине в построении семьи, и насколько важно мужчине выбирать праведную жену.

С уважением, Реувен Куклин

Читайте: Почему невесту водят вокруг жениха?

Материалы по теме


Раби Ашер бар Йехиэль вошел в историю под прозвищем «Рош». И не зря: на иврите «рош» — это одновременно и «голова», и «глава-руководитель». Рабейну Ашер был величайшим мудрецом и главой поколения. Ему довелось жить и в Германии, и в Испании, и везде евреи считали Роша своим главой и учителем. На основе трудов и постановлений Роша его сын и ученик составил кодекс законов, который позже стал основой для Шульхан Аруха. Читать дальше