Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Дайте удобовразумительный ответ!

Темы: Награда, Рав Реувен Куклин, Числа, Значение слов в Торе

Отложить Отложено

Здравствуйте. Я христианин, но вопрос мой о том, на что в Христианстве я удобовразумительного ответа так и не нашел. В 20-ой главе Шмот, стих 6, написано о милости до тысячных (до тысячи) родов. Христиане говорят о последнем времени, и в Иудаизме, насколько я знаю, Земле (в том виде, как она есть) отведено тоже 6 тысяч лет. Однако несложный расчет показывает, что при самом смелом предположении (регулярное рождение детей у женщины??? в 12 лет) дает лишь 8—9 поколений за 100 лет, то есть для 1000 родов, необходимо 12000 лет, а значит, человечество еще даже не приблизилось к середине своего существования. Если рассматривать это место Торы в общем контексте главы, можно с уверенностью, так как там даются вполне конкретные повеления и предсказания, сказать, что ни о каком символизме или иносказании, типа день — как 1000 лет и т.д., Творец не говорит. Мой вопрос: где ошибка — в летоисчислении или в утверждении о близком конце этого мира? С глубоким уважением и благодарностью за Ваш сайт. Геннадий, Одесса

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемый Геннадий,

Вы задаёте интересный вопрос. Дело здесь в особенностях святого языка. «Тысяча» (элеф) — самое большое число, существующее в святом языке. В нём нет слов, обозначающих «миллион» и «миллиард». Эти понятия передаются с помощью слова «тысяча», например, «тысяча тысяч». См. Диврэй а-Йамим I 22, 14: «И вот, в страдании моём приготовил я для дома Господня сто тысяч талантов золота и тысячу тысяч талантов серебра».

Поэтому слово «тысяча» обозначает не только точное количество чего-либо, но и «максимум», «максимально возможное количество» чего-либо. В этом последнем значении слово «тысяча» употреблено, например, в стихе Млахим I, 3, 4: «…тысячу всесожжений вознёс Шломо на том жертвеннике». Т.е. царь Шломо совершил максимально возможное для него число жертвоприношений. В этом же значении употреблено слово «тысяча» в стихе Млахим I, 5, 12. Там сказано о царе Шломо: «И изрёк он три тысячи притч…». Это означает, что царь изрёк по тысяче (множеству) притч на каждую из трёх «тем»: Тора, мудрость и этика (Виленский Гаон писал, что книга Мишлей содержит три части, каждая из которых посвящена одной из тем).

В том стихе, который Вы приводите («…творящий милость до тысячных родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои»), имеется в виду, что Всевышний творит милость любящим Его до конца всех поколений. И так разъясняет этот стих Ибн-Эзра. Он пишет, что слова «до тысячных родов» означают «всегда».

С уважением, Реувен Куклин

Читайте: Когда будет конец света?

Материалы по теме


В главе Ваэра рассказывается о первых семи Казнях Египетских, которые Вс-вышний обрушил на фараона и египтян. Читать дальше

Недельная глава Ваэра

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы. Ваэра

Начало главы Ваэра. Книга Шмот 12

Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»

«Ваэра» («И я явил себя»)

Рав Бенцион Зильбер

Всевышний снова посылает Моше и Аарона к фараону с требованиемотпустить еврейский народ, чтобы он служил Б-гу. В доказательство, что Моше действительно послан Б-гом, Всевышний велит ему явить фараону чудо: превратить свой посох в змея. Фараон отказывается выполнить требование Всевышнего. За этим следуют десять ударов по Египту, которые должны заставить фараона подчиниться требованию Б-га. О каждом из них Моше заранее предупреждает фараона. Каждый из них представляет собой чудо, совершаемое Моше и Аароном.

Ваэра. Я выбираю свободу

Рав Ефим Свирский