Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Арба миним — 4 вида растений

Смысл заповеди о четырех видах растений и детали ее исполнения в праздник Суккот

Оглавление

Суть заповеди [↑]

Заповедь «арбаа миним» («четыре вида растений»). Она призывает нас улучшить наши отношения с окружающими. Четыре вида растений — этрог, лулав, адас, арава, — над которыми мы произносим особое благословение в дни этого праздника, символизируют единство народа и нашу взаимную ответственность друг за друга.

В чем состоит заповедь «арбаа миним»?

Сказано в Торе: «И возьмите себе в первый день праздника плод великолепного дерева, побеги финиковых пальм, ветви дерева густолиственного и речных ив, и веселитесь пред Г-сподом, Б-гом вашим, семь дней» (Ваикра, 23).

Итак, Тора повелевает взять четыре вида растений, являющихся представителями всего растительного мира. Связывая их воедино, мы тем самым посвящаем их Вс-вышнему. Обращая их к четырем сторонам света, поднимая вверх и опуская вниз, мы тем самым воцаряем Его над всем миром — над четырьмя сторонами света, небесами и землей. Вс-вышний находится в каждой точке сотворенного Им мира и властвует над ним: «Его царская власть — надо всем».

Почему из всего растительного мира избраны именно эти четыре вида?

Потому что каждый из них не похож на все остальные: «плод великолепного дерева», то есть этрог, обладает прекрасным запахом и вкусом; «побег финиковой пальмы», лулав — берут от дерева, плоды которого сладки, но не пахнут; «ветвь дерева густолиственного», адас (мирт) — прекрасно пахнет, но несъедобна; «ветвь речной ивы», арава — несъедобна и не имеет запаха.

Мудрецы наши нашли, что каждое из этих растений символизирует собой определенный круг сынов нашего народа: есть такие, что обладают сразу двумя достоинствами — и ароматом Торы, и вкусом к исполнению заповедей, они уподоблены этрогу, есть такие, что немного учили Тору и обладают весьма скромными познаниями в ней, но зато отличаются прилежным исполнением заповедей — они подобны лулаву, другие, напротив, прекрасно учат Торе других, но сами не исполняют ее заповедей — их символизирует адас; и, наконец, есть евреи, уподобленные речной иве: и Тору они не учат, и заповедей не исполняют… Но что делает Вс-вышний? «Нельзя же их отринуть! Пусть будут они связаны в единую связку и дополнят друг друга, искупив свои грехи». Вот поэтому-то мы должны связать эти четыре вида различных во всем растений вместе, чтобы тем самым продемонстрировать мировоззрение иудаизма: стремление воспитать все эти четыре типа евреев на основе Торы и заповедей и подарить им ощущение единства и взаимности в отношениях личности с обществом. И так мы молимся в «Грозные дни»: «…и станут единой связкой, чтобы исполнять Твою волю от всего сердца». А в Талмуде, в трактате Сангедрин сказано: «Все евреи ответственны друг за друга».

«Арбаа миним» должны быть полной собственностью их хозяина. Это следует из сказанного в Торе: «И возьмите себе» — то есть приобретите в свою собственность. Если у кого-нибудь нет возможности купить все четыре вида — ему можно помочь исполнить эту заповедь, предоставляя «арбаа миним» «в подарок при условии возвращения».

По букве закона Торы эта заповедь исполняется всюду, где живут евреи, только в первый день праздника — в Торе сказано: «…в первый день праздника». Лишь в Храме ее исполняли все семь дней, как сказано:

«пред Г-сподом, Б-гом вашим [т. е. в Храме], — семь дней». Но с тех пор, как разрушен Храм, по постановлению мудрецов заповедь «арбаа миним» мы исполняем все семь дней Суккот — для того, чтобы не забылись времена Храма.

Кошерные «четыре вида» растений на Суккот [↑]

Заметим, в первый день Суккота заповедь «взять четыре вида» («И возьмите себе в первый день плод дерева красивого, ветви пальмовые и отростки дерева густолиственного, и верб речных, и веселитесь пред Господом, Б-гом вашим, семь дней» Ваикра 23, 40) — из Торы, в остальные дни это заповедь мудрецов, постановление в память о Храме, где «брать четыре вида» предписывалось Торой все семь дней.

В каком случае упомянутые растения непригодны для исполнения заповеди (псулим, псуль)? «Изъяны», делающие растение непригодным, бывают трёх видов:

1. Растение — не то, которое предписано Торой (например, не этрог, а апельсин, или лимон, или яблоко).

2. Растение некрасиво, сухое, не того цвета.

3. Растение не цельное, поврежденное, то есть сломано, надкушено, с трещиной.

1. Этрог [↑]

Самое важное — четко знать, что этрог не скрещен с лимоном, а является чистым этрогом. Здесь в Израиле принято покупать плоды из садов, о происхождении которых существует точная информация. Например, во дворе дома рава Михаэля-Йеуды Лефкововича зацал было дерево, выращенное из этрога, который Хазон Иш признал кошерным. Саженцы этого дерева распространялись среди торговцев этрогами, была создана группа, которая продает этроги под названием «Сорт Хазон Иша». Есть также сады от иерусалимского раввинского суда БАДАЦ и т.д. Некоторые покупают этроги из Марокко и Йемена, в этом случае вероятность скрещивания крайне низка.

Второе по важности — чистота, отсутствие пятен.

Когда Вы берете в руки этрог, посмотрите, нет ли пятен и точек на его верхней трети, это самое важное. Даже одна черная или белая точка на верхней трети этрога делает его непригодным (но некоторые черные точки продавцы могут снять).

Если на нижней части этрога есть минимум две или три точки, которые заметны, с какой бы стороны мы ни смотрели на этрог (т.е. как бы мы ни крутили плод — они все равно видны), этрог также непригоден. Если точки коричневые, следует показать этрог раву. Белые и черные пятна хуже всего, всегда делают этрог посуль (непригодным). Если там чисто, рассматриваем этрог дальше.

Изменения в цвете: этрог, покрытый пятнами нетипичного для этрогов цвета (не воскового желтого), например, красного, коричневого, светло-зеленого, — кошер. Но настоятельно рекомендуется найти лучший вариант. Бежевые следы от лежавших на этроге листьев не делают его непригодным, но уменьшают его красоту и стоимость.

Этрог рассматривают на расстоянии вытянутой руки, не нужно смотреть на него в лупу.

В первый день важно, чтобы плод был целым, без отломанных кусочков, порезов, уколов и т.д. Те, кто рассматривает этрог с лупой, проверяют «целостность» или цвет точек.

Форма этрога: шар — посуль, все остальное — кошер, но для красоты и цены имеют значение классическая «этроговая» форма и цвет. Чуть расширенная нижняя часть, вытянутая верхняя и «розочка» на верхушке. Кстати, последнее — не обязательно, но нужно знать: если плодоножка отпала при цветении, следует проверить, не «захватила» ли она с собой кусочек плода. Поэтому некоторые хотят приобрести этрог именно с питэм — розочкой наверху. Кстати, химикаты, делающие её более устойчивой, были найдены во время Вьетнамской войны. После химической атаки все апельсиновые деревья сохранили такие розочки от цветов, это заметили евреи из Армии США и взяли на вооружение.

Размер — минимум с яйцо, лучше в два раза больше. Большинство этрогов имеет необходимый размер.

2. Лулав [↑]

Это молодая ветвь финиковой пальмы. Главная проблема — самый верхний средний лист, который называется тийомет. Самый лучший вариант — если он полностью закрыт, то есть два листа (а таково строение молодых листьев финиковой пальмы — каждый лист как будто сложен вдвое) заканчиваются на одном уровне, и они не сломанные и не сухие. Для сфарадим это не актуально, так как по мнению рава Йосефа Каро, автора Шулхан Аруха, лулав непригоден, только если большинство листьев на ветви сухие или с трещинами.

Но для ашкеназим это важно, поэтому, если тийомет с трещиной, см. ниже:

а) Если трещина по «спинке» длиннее половины длины листа, лулав не кошер.

б) Если короче, лулав кошер. Это в первый день.

Во второй и далее: частично, даже если трещина длиннее половины листа, кошер, но желательно иметь экземпляр получше.

Очень хорошо во все дни использовать лулав с полностью закрытым верхним листом. По мнению рава Давида Леви (ТАЗ — автор комментария Турэй Заав на Шулхан Арух, великий галахист) — лулав считается «проблемным», если он раскрыт на 10 см.; по мнению рава Авраама Данцига, автора книги Хаей Адам, — даже если раскрыт самую малость. Рав Ойербах считал, что если трещина на листке короче половины листа в длину, то можно его подклеить — и лулав становится вполне пригодным, даже превосходным для выполнения заповеди.

Если тийомет выглядит как вилы — верхний лист закачивается раздвоением, так, что два листа выглядят двумя, явно отстоят друг от друга и формой напоминают вилку-двузубец — лулав не годен в первый день. В другие дни он кошер, но стоит иметь лучший.

Если лулав высох настолько, что весь побелел, — посуль всегда, лучше всего искать зеленый и свежий. Все остальное внутри этих границ — вопрос цены и красоты.

Длина лулава — минимум 32, лучше постараться купить лулав длиной 40 см. Измеряется только «позвоночник», верхние листья «не считаются».

Если от верхнего листа — тийомет — отвалилась игла — кошер. Но если сломался сам лист, то лулав посуль, если это видно сразу невооруженным глазом.

Лулав, искривленный в форме серпа, — посуль (встречается редко). Но чуть-чуть искривленный — кошер, однако лучше поискать другой.

Иногда бывает, что лулав заканчивается двумя листами тийомет, растущими на одном уровне, и тогда все законы тийомет относятся к ним обоим.

3. Мирт — Адас [↑]

В Торе сказано, что его листья закрывают ветки, прилегая к ним. В реальности требуется, чтобы листья росли на одном уровне — все три листа каждой «ступени». Существует два мнения, как это следует проверять:

а) Визуально: три листка растут на одном уровне.

б) Ниточкой, обмотанной вокруг ствола.

Превосходный вариант — выбрать адас, в котором по всей длине (30 см.) все трилистники — на одном уровне. Поэтому стоит найти адас с печатью хорошего раввина. Нужно, чтобы было три веточки. Длина той части ветки, которая покрыта трилистниками: по мнению Хазон Иша — 30 см. минимум, по раву Хаиму Ноэ — 24 см. Самое лучшее, когда трилистники идут по всей длине — по всем 30 см. Изначально кошерно также, когда они покрывают часть длиной 24 см. — даже по мнению Хазон Иша. Если трилистниками покрыта часть длиной более 15 см., то это кошер по букве закона.

Если адас сухой: листья побелели — посуль, зеленые — кошер.

Сломалась верхушка веточки — лучше «устрожить» соблюдение закона и взять другую, упал только верхний листок — кошер.

4. Арава — Ива [↑]

Лучше всего — та, которая растет на реках, с красными веточками, продолговатыми листьями гладкой формы. Круглые и пильчатые листья — посуль.

Продолговатые и пильчатые — следует спросить раввина.

Если облетела бОльшая часть листьев — посуль, меньшая — кошер.

Длина: 30 см. — лучше, 24 см. — минимум на троечку.

Сухая полностью — посуль, чуть-чуть — кошер.

Подвяла — кошер, но изначально нужно брать каждый день свежую (Рамо). Если арава хорошо сохранилась, нет обязанности её менять.

Сломалась ветка — посуль, верхний листик — кошер. Если у аравы есть листик наверху (называется лавлув), это красиво и означает, что сверху она точно не ломалась.

Как связать? [↑]

Лулав — в середине, арава — слева, адас — справа от него. Смотрим со стороны прямого «позвоночника» ветки лулава. Есть койшеклах (плетеные футлярчики для трёх из «четырёх видов») из лулавных веток. Принято у ашкеназим.

На лулав надевают три кольца из листьев лулава же (попросите у продавца посульный лулав для этих целей).

Осторожно с адасом и аравой при связывании, у них могут оторваться листья.

Лулав должен быть на десять сантиметров выше адаса и аравы (минимум). Есть обычай привязывать адас выше, чем араву.

Стоит потратить деньги на покупку предметов для выполнения заповеди, это способствует победе над силами зла (Сефер Харедим).

Выводить материалы

Кицур Шульхан Арух 136. Законы лулава и остальных видов растений

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух

Четыре вида растения 2

Рав Бенцион Зильбер,
из цикла «Законы Суккот»

Рынок четырех видов растений

Давид Плотников

Четыре вида растений символизируют четыре вида евреев . Все эти четыре вида евреев собираются на рынках, что бы приобрести этрог, лулав, адас и араву.

Проверка кошерности этрога. Четыре вида растений. Суккот

Давид Плотников

Здесь в Израиле принято покупать плоды из садов, о происхождении которых существует точная информация. Например, во дворе дома рава Михаэля-Йеуды Лефкововича зацал было дерево, выращенное из этрога, который Хазон Иш признал кошерным. Саженцы этого дерева распространялись среди торговцев этрогами, была создана группа, которая продает этроги под названием «Сорт Хазон Иша». Есть также сады от иерусалимского раввинского суда БАДАЦ и т.д. Некоторые покупают этроги из Марокко и Йемена, в этом случае вероятность скрещивания крайне низка.

Кашерность лулава, адаса и аравы

Рав Лейб-Нахман Злотник,
из цикла «Суккот»

Не получается купить этрог. А ведь с помощью чужого этрога заповедь выполнить нельзя?

Рав Бенцион Зильбер

Как мне выполнить заповедь?

Проверка кошерности миртовой ветви. Подготовка к празднику Суккот

Давид Плотников

Превосходный вариант — выбрать адас, в котором по всей длине (30 см.) все трилистники — на одном уровне. Поэтому стоит найти адас с печатью хорошего раввина. Нужно, чтобы было три веточки. Длина той части ветки, которая покрыта трилистниками: по мнению Хазон Иша — 30 см. минимум, по раву Хаиму Ноэ — 24 см. Самое лучшее, когда трилистники идут по всей длине — по всем 30 см. Изначально кошерно также, когда они покрывают часть длиной 24 см. — даже по мнению Хазон Иша. Если трилистниками покрыта часть длиной более 15 см., то это кошер по букве закона.

Гмара. Масехет Сукка 149. Повторение трактата Сукка. Законы четырех видов растений

Рав Мендель Агранович,
из цикла «Талмуд. Трактат Сукка»