Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Что делать с этрогом после Суккота?

Темы: Четыре вида растений, Суккот, Этрог, Праздники, Рав Яков Шуб

Отложить Отложено

Подскажите, пожалуйста, что делать с этрогом после Суккота. Его, я думаю, нельзя выбрасывать? Спасибо.

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо за Ваш вопрос. Запрещено использовать четыре вида растений (этрог, лулав, адас и арава,в том числе и ошанот арава, которую использовали в праздник Ошана Раба) для будничных целей и, тем более, обращаться с ними небрежно, пренебрежительно тогда, когда их используют для выполнения заповеди. А после праздника Суккот они уже не обладают святостью и разрешено использовать их в будничных целях.

Однако поскольку их использовали для выполнения заповеди, то даже после праздника запрещено обращаться с ними пренебрежительно. Поэтому нельзя просто выбросить их в мусор или на улицу там, где проходят люди (Рамо 21:1, Мишна Брура 21:1, 6). Строго по букве закона разрешено полностью завернуть их в непрозрачный пакет и выбросить в мусор, т.к. это не будет считаться пренебрежением (Пискей тшувот 21, прим.41). Однако некоторые «устрожают» соблюдение закона и не выбрасывают их даже так.

Что касается этрога, в котором есть святость седьмого года, то необходимо подождать пока он начнет высыхать и не будет пригоден в пищу и только потом выбросить.

Существуют несколько обычаев использования четырёх видов растений после праздника. Они основаны на принципе: предмет, послуживший для выполнения одной заповеди, используют и для выполнения другой заповеди (Маариль, Мин-агим):

— некоторые оставляют их до Песаха и используют для разжигания костра, на котором сжигают хамец (Мишна Брура 445:7);

— некоторые используют их для выпечки мацы (Рамо 664:9);

— некоторые используют адас (мирт) как благовоние для авдалы (обряда отделения субботы от будней; нужно обратить внимание, что его аромат всё ещё сохраняется — Шулхан Арух 297:4, Мишна Брура 297:8);

— некоторые варят варенье из этрога или засахаривают его и едят на праздник Ту би-Шват (Каф а-Хаим 664:60);

— принято считать, что этрог, который использовали для выполнения заповеди, и блюда из него являются сгулой, облегчающей роды (Каф а-Хаим 664:60).

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


В этой главе — множество великих чудес, которые совершил Всевышний для евреев во время Исхода из Египта: и чудо с огненным столбом, который указывал народу путь в ночи, и наказание армии фараона, и великое чудо раскрытия вод Красного моря, и ман (манна) с неба. А кроме того, описываются первые стоянки евреев в пустыне, война с Амалеком и многое другое. Читать дальше

Тора с комментарием Раши, книга Шмот, глава Бешалах

Избранные комментарии к недельной главе Бешалах

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Шестьсот тысяч вооруженных людей на своем пути в землю, обещанную им Б-гом, не верят до конца в это обещание, чтобы противостоять оппозиции и биться с нею, будучи уверенными в победе на основании этого обещания

Шаббат Шира

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Суббота, в которую в синагогах читают недельную главу Торы Бешалах («Когда отпустил»), называется Шабот Шира («Суббота Песни»), поскольку знаменитая песня, которую пели сыны Израиля, когда перед ними расступилось Красное море, входит именно в эту главу Торы и читается в эту субботу.

Соблюдать союз Авраама. Бешалах

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Ученик должен уважать и почитать учителя Торы больше, чем своих родителей. Учитель должен постоянно учиться.