Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Никогда человек не обеднеет из-за того, что дает милостыню, и никогда не случится из-за милостыни ни ущерба, ни чего-то плохого, как сказано: «И приносит милостыня мир».»Кицур Шульхан Арух, законы милостыни
Тема

Змей-искуситель

Оглавление

Змей (Змей-искуситель, ивр.Нахаш) — как описано в Торе, подстрекал Первого человека Адама и его жену Хаву (Еву) нарушить заповедь, данную им Б-гом — запрет есть плоды Древа познания добра и зла, растущего в Райском саду (Ган Эдене). Змею удалось убедить Хаву съесть эти плоды, и она дала их также Адаму. Так был совершен грех, который часто называют термином «Первородный грех». В результате весь мир опустился на принципиально более низкую ступень, человек лишился бессмертия и был изгнан из Ган Эдена. Змей также был наказан: у него были отняты ноги, он стал ползать на брюхе и питаться землей; между ним и человеком появилась смертельная вражда.

Подчеркнем, что распространенное христианское понимание «Первородного греха» и роли Змея-искусителя, как правило, не согласуется с тем, как это понимает иудаизм и еврейские мудрецы Торы.

В чем состоял грех Первого человека? [↑]

По объяснению Рамхаля (рава Моше-Хаима Луццатто, первая половина XVIII в.), Вс-вышний создал человека, как творение, которое будет получать благо Свыше не даром, а за духовный труд, вложенный им в свои действия и поступки. Именно поэтому, кроме инстинктов, как у других живых существ, человек был наделен свободой выбора — способностью обдумывать и выбирать, как ему поступить.

Поместив Первого Человека (Адама) в Райский Сад (Ган Эден), Б-г дал ему указание не есть плодов дерева, находящегося в середине сада — Древа познания добра и зла (Берешит, 2:16-17). По отношению к этому запрету Адам должен был впервые осуществить свой выбор — выполнить или нарушить приказание Вс-вышнего. Из Торы мы знаем, что он согрешил, т.е. сделал неверный выбор.

Рамхаль объясняет, что у того, кто пробовал плод древа познания добра и зла, пробуждалось стремление к материальному и желание грешить. «Древо познания добра и зла» на иврите называется Эц а-Даат тов вэ-ра. Другой перевод «Эц а-Даат» — «Древо соединения», т.к. слово «даат» на иврите также означает аспект «соединения» — например, «И познал Адам Хаву» (Берешит 2, 1) — в оригинале звучит «Ве-а-Адам яда эт Хава» («яда» — форма прошедшего времени корня «даат»). Плоды этого дерева «соединяли» человека со стремлением к материальному.

До греха у Адама не было дурного начала; существующие в мире силы зла находились вне его. После того, как он съел запретный плод, он стал воспринимать зло не со стороны (чисто рациональным путем), а эмоционально — как собственное желание. Сегодня мы говорим о наличии в человеке двух начал — йецер а-тов и йецер а-ра — тяготении к добру и тяготении ко злу.

«Первый грех» также кардинально изменил состояние всего мира: добро и зло смешались в нем, как смешались в человеке.

Адам раскаялся в сделанном, его раскаяние было принято, но окончательно исправить последствия того, что произошло, оказалось невозможно: внутренняя структура человека изменилась необратимо (более подробно — см. эти материалы сайта).

Почему Адам совершил грех? [↑]

Как указывает рав Десслер в книге «Михтав ми-Элияу», до совершения греха область свободы выбора была у Первого человека была невелика. Поскольку он не был близко знаком со злом, ему не стоило большого труда отказаться от него. Не так обстояло дело в случае нарушения запрета. Опустившись на более низкий уровень, войдя в область греха, он должен был совершить гораздо более серьезную духовную работу, чтобы победить существующие в мире злые силы. А это открывало новые возможности для служения Б-гу, к чему и стремился Адам.

Однако он не представлял себе, в какую тьму ввергнет себя и весь мир тем, что «познает зло».

Змей-искуситель: животное или ангел? [↑]

До того, как был совершен грех, злое начало существовало вне человека. Оно пришло к жене Адама Хаве (Еве) в лице Змея.

Тора рассказывает: «А Змей был хитрее всех животных полевых, которых создал Господь Б-г. И сказал он жене: Верно, сказал Б-г: Не ешьте ни от какого садового дерева?»

В самом вопросе Змея уже можно рассмотреть хитрость и уловку: он спрашивает с заведомым преувеличением, мол, верно ли, Б-г запретил есть от всех деревьев сада?

Дальше Тора описывает ответ Хавы Змею и дальнейшее развитие событий (Берешит, 3:1-6):

«И сказала жена Змею: От плодов садового дерева можем есть. Но, от плодов дерева, которое среди сада, — сказал Б-г, — не ешьте от него, и не касайтесь его, как бы вам не умереть.

И сказал Змей жене: Преданы смерти не будете. Но знает Б-г, что в день, когда станете есть от него, откроются ваши глаза, и будете вы как Б-г (и) ведающими добро и зло.

И увидела жена, что хорошо дерево для еды и что оно вожделенно для глази что оно вожделенно для глаз. Как сказал ей: “… откроются ваши глаза”., и желанно дерево для постижения. И взяла она от его плодов и ела, и дала она также мужу своему при ней, и он ел».

Кем на самом деле был Змей, уговоривший Хаву съесть запретный плод?

На этот счет существует целый ряд мнений комментаторов.

Ибн-Эзра, Рабейну Бехайе и Мальбим считают, что Змей был животным, но при этом обладал разумом и умел говорить. Ничего удивительного в этом они не видят: Б-г может наделить разумом и даром речи как человека, так и змея, а может и лишить.

Рав Саадья Гаон и Нецив считают, что сам Змей даром речи никогда не обладал. А с Хавой говорил ангел «из горла» Змея. Нецив поясняет это известным принципом: у всех созданий в этом мире есть духовные корни — «ангелы». Как говорят мудрецы (Берешит Раба,10:6): «Над каждой травинкой стоит ангел, который ударяет по ней и говорит: расти!» Вот и у Змея был духовный корень — он и «позавидовал» более возвышенной душе Адама, и заговорил «из горла» Змея.

Существует мнение, что этим ангелом был Сатан — предводитель всех сил зла, вселившийся в Змея (Пиркей де-Раби Элиэзер, Зоар Хадаш). В книге Шла а-Кадош приводится намек на это: слова Сатан и Нахаш (Змей) почти равны по гиматрии (числовому значению). Первая превышает вторую всего на единицу, что обычно не учитывается как различие. Более того, согласно объяснению Маараля из Праги, разница в единицу выражает превосходство большего над меньшим, т.е. Сатан как бы использовал Змея в своих целях (об этом см. на сайте).

Наконец, рав Шимшон-Рефаэль Гирш считает, что на самом деле с Хавой вообще никто не говорил: ни Змей (который не обладал даром речи), ни ангел. Просто она увидела, как Змей, который тогда был высокоразвитым животным с конечностями, лазал по Древу познания и ел его плоды. И это навело ее на мысль, что плоды вкусные и не такие уж опасные — Змей ест их и не умирает! И весь «диалог» между Хавой и Змеем на самом деле состоялся в голове самой Хавы — она говорила сама с собой, борясь с соблазном.

В любом случае, комментаторы соглашаются, что животное, даже «самое хитрое» и обладающее определенным уровнем интеллекта, в корне отличается от человека тем, что у него отсутствует свобода выбора. Вс-вышний сделал так, чтобы инстинкты животных совпадали с Его Волей: им хочется именно того, что им полезно, и нет необходимости выбирать (обзор комментариев на эту тему — см. здесь).

Это касается и ангелов. Они также не обладают свободой выбора и делают лишь то, что им приказывает Вс-вышний. Искушение, таким образом, было послано Адаму и Хаве Свыше, и они не выдержали этого испытания. (См. также статьи «Адам» и «Первородный грех» на сайте в разделе «Темы»).

Как и почему был проклят Змей? [↑]

Мидраш к главе Берешит описывает наказание, которое получил Змей за то, что подстрекал Адама и Хаву к совершению греха: Вс-вышний сказал змею: «Ты приговариваешься к девяти карам, после чего будешь умерщвлен».

1. Ангел Самаэль, подстрекавший тебя, отныне лишен своего высокого положения на Небе. (Как следствие этой кары Змей потерял способность говорить).

2. Ты не будешь больше ходить вертикально, ноги твои будут отрезаны.

3. Ты будешь проклят более всех других домашних животных.

4. И более всех зверей.

(т.е. твой период вынашивания будет длиться дольше, чем у скота и зверей).

5. Раз в семь лет ты будешь в тяжких мучениях менять свою кожу.

6. Тебе придется ползать на брюхе. Таково воздаяние за то, что ты навлек на людей смерть и заставил их горько оплакивать своих мертвецов.

7. Всякая пища будет иметь в твоем рту вкус праха, ибо ты заставил всех людей возвращаться в прах.

8. Смертельный яд будешь ты носить в своей пасти.

9. Вражда воцарится между тобой и человеком; он будет разбивать тебе голову.

10. И, наконец, ты умрешь.

Почему Змей, который не обладал свободой выбора и делал лишь то, что ему было приказано Свыше, был все-таки наказан?


Как объясняет рав Гирш, то, что произошло со Змеем — наглядный урок человеку: вот что бывает, когда кто-то провоцирует нарушение — он лишается всех своих привилегий и способностей и подвергается проклятью.

Последствия греха и его будущее исправление [↑]

В результате Первого греха было уменьшено величие человека (его рост, его мудрость), он лишился бессмертия, ему пришлось зарабатывать на хлеб «в поте лица своего», женщине стало труднее производить жизнь — переносить беременность и роды, воспитывать детей.

Была также упущена возможность иного развития истории. Первоначально Адам был достоин того, чтобы Тора была передана человечеству через него. Но, когда он согрешил, Всевышний сказал: «Если он не смог даже в течение одного часа устоять перед тем запретом, который Я ему заповедал, то как же Я дам ему 613 заповедей?!» (Берешит раба, 24:5).

Грех был совершен за два часа до наступления Первой Субботы. Мидраш говорит, что в шабат запрет плодов Древа познания был бы снят — Адам и его жена должны были съесть их в качестве кидуша. Это не имело бы тех последствий, какие имело их преждевременное использование в будний день, т.к. сама суббота защитила бы Первых людей от «соединения» со злом. Наоборот, человек немедленно достиг бы своего совершенства.

Если бы Первый человек устоял в испытании, мир сразу достиг бы конечной точки своего развития. Вся духовная работа, которую люди выполняют в муках и страданиях уже без малого шесть тысяч лет, была бы проделана в эти несколько часов, а сам Адам и его потомки удостоились бы вечной жизни в саду Эдена (Зоар 1, 61а; Китвей Аризаль, Теилим 79).

Но мир пошел по другому пути. Человечество отдалилось от Б-га и сможет достичь прежнего уровня только во времена Машиаха. Путь к исправлению греха Адама лежит через Тору и заповеди. Идя путями Торы, мы вносим свой вклад в эту работу — поднимаем мир на более высокую духовную ступень.

Отличие христианского взгляда на «Первородный грех» и Первого человека от еврейского [↑]

Различия в трактовке греха Адама в христианстве и иудаизме определены в известном «Диспуте Нахманида» (на иврите «Махлокет Барселона») — в диспуте с крестившимся евреем Пабло, в котором вынужден был участвовать Рамбан (Нахмонид) в Барселоне в 1263 году.

В христианском понимании потомки Адама должны были отвечать за его грех, пока не пришел основатель их религии и не «искупил» их. Вина, таким образом, ложилась на человека при его рождении; отсюда и выражение «первородный грех» (на иврите «хэт кадмон» — «предшествующий (рождению) грех»).

Еврейский взгляд на эту проблему в корне отличается. Душа человека при его рождении чиста, он не должен отвечать за грех, совершенный кем-то другим (в том числе, его предком), и не может быть наказан за это. Лишение же бессмертия касается только его тела и не является наказанием в полном смысле слова. Как объясняет Рамбан, «казни за грех Адама — во плоти, ибо плоть моя от отца и матери. И коль было предписано им, чтобы они стали смертными, то и потомки их стали смертными по своей природе» (Диспут Нахманида, ч.1, день второй, п.43-44. Поэтому грех Первого человека в еврейском понимании не является «первородным».

Выводить материалы