Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«День краток, работа обильна, работники ленивы, награда велика, а Хозяин требователен»Пиркей Авот 2,15
Творец дал Аврааму всю территорию в пределах абсолютных и объективных границ Эрец Исраэль

Границы Израиля менялись в разные периоды истории. Вначале это была территория, обещанная Аврааму. Ее границы можно считать теоретическими. Затем говорится о земле, завоеванной Иеошуа, и, наконец, речь идет о стране, которой Эзра и его соратники после возвращения из Вавилонского плена вернули название Израиль.В соответствии с еврейским законом каждая из этих территорий имеет свое собственное значение и отдельный статус.

Б-жественное обетование

«В тот день заключил Ашем с Авраамом союз, сказав: потомству твоему Я отдал землю эту, от реки Египетской до реки Ефрат» (Берешит 15:18). Хотя здесь упоминаются только две границы — северная и южная, они охватывают большую территорию по срав63

нению с другими описаниями Эрец Исраэль в Торе. В нее входят полоса Газы и — по мнению некоторых мудрецов — Заиорданье.

Те же самые границы упоминаются и в книге Шмот (23:31): «И проведу пределы твои от моря Суф до моря филистимлян, и от пустыни до реки». Море Суф — это северный берег Эйлатского залива, а море филистимлян — Средиземное море; под «рекой» подразумевается Ефрат, а пустыня — это Синай (см. карту 1).

Подарок Аврааму

Рамбан отмечает, что Б-г трижды заявлял о Своем намерении даровать Аврааму землю, в которой будут жить его потомки. Когда Авраам впервые вступил на Святую Землю, Б-г пообещал ему: «Потомству твоему отдам Я эту Землю» (Берешит 12:7). О границах ничего не было сказано, и владения Авраама были ограничены только той территорией, по которой он странствовал, ибо в те времена только так можно было утвердить свои юридические права на тот или иной участок земли.

Во второй раз Авраам услышал это обещание, когда прошел многочисленные испытания, ожидавшие его в Земле Израиля, и Ашем решил вознаградить его. «Подними глаза твои и посмотри с места, на котором ты стоишь, к северу и к югу, и к востоку, и к западу. Всю землю, которую ты видишь, дам Я тебе и потомству твоему навеки» (Берешит 13:14). Согласно мнению Мальбима, Ашем дал Аврааму всю территорию в пределах абсолютных и объективных границ Эрец Исраэль. Авраам окинул ее своим духовным взором, способным различать места, где святость Израиля переходила в заурядность хуц лаарец. С того самого момента Эрец Исраэль стала проявлять присущую ей святость.

В третий раз Б-г определил границы Земли Израиля и указал те десять народов, которые занимали ее в то время. При этом Он укрепил свой завет с Авраамом, заверив его, что никакие грехи не лишат его потомство права на эту землю. Это обещание было отмечено Заветом Обрезания. Отныне Эрец Исраэль становится «вечной собственностью» потомков Авраама. Даже если в будущем они будут высланы из этой земли, то все равно со временем вернутся и вступят во владение ею.

В этот момент вступило в силу особое Провидение Всевышнего по отношению к Стране Израиля и Аврааму. Свое обещание Создатель завершил следующими словами: «И буду им Б-гом» (Берешит 17:8). Тем самым Он как бы сказал: «Только Я буду править тобой и этой Землей (когда твои потомки унаследуют ее), и никакие посредники — звезды, созвездия или другие небесные силы — не будут иметь на вас никакого влияния».

Десять народов, которые семь

Раши, цитируя мидраш, сообщает: хотя Б-г обещал, что потомки Авраама унаследуют территорию, занятую десятью народами, фактически были покорены только семь из них: ханаанцы, хетейцы, перизиты, амориты, иевуситы, гиргашиты и рефаимы. Земли, принадлежащие трем другим народам — кенитам, кинизитам и кадмонитам, — перейдут во владение детей Авраама только в будущем, когда приход Машиаха принесет всем народам гармонию, открытые границы и истинный мир. Поэтому, когда мы читаем в Писании о «семи» народах, населявших Эрец Исраэль, речь идет лишь о тех, которые были покорены Иеошуа и с которыми Моше велел начать войну.

Три оставшихся народа

Хотя Ашем обещал Аврааму, что Эрец Исраэль объединит земли, принадлежащие всем десяти народам, и что для этого потребуется их насильственное покорение, данное пророчество может целиком исполниться только в эпоху Машиаха.

Каждый из этих десяти народов воплощал в себе одну из высших сил нечистоты. Эти силы можно расставить в иерархическом порядке. Народы, представлявшие шесть низших сил, Иеошуа покорил военным путем, седьмой народ эмигрировал и ассимилировался. В то время еврейский народ еще не достиг такого уровня духовной чистоты, чтобы быть в состоянии одолеть все десять сил нечистоты. Грех золотого тельца ослабил его, и мы до сих пор ощущаем последствия этого падения. Лишь в эпоху Машиаха, когда все народы полностью реализуют свой духовный потенциал, эта работа будет завершена. И тогда, спустя четыре тысячи лет, осуществится, наконец, пророчество, данное Б-гом Аврааму.

Таинственные хивиты

Одним из шести покоренных Иеошуа народов были хивиты. Однако Авраам не получал никаких обещаний относительно народа, носящего такое название. Загадочный псевдоним содержит глубокий смысл. По-арамейски хиви означает «змея»; название народа намекает на змея, соблазнившего Адама и Хаву. В соответствии с еврейской традицией это существо является архетипом зла и коварства. Все прошлое и будущее зло в любом его проявлении — скрытом или откровенно грубом — ведет свое начало от этого гнусного змея. Гиргашиты/хивиты фактически не были покорены, а сумели бежать и впоследствии смешались с другими народами, которым передались и их пороки.

Как уже говорилось, десять безнравственных языческих народов, занимавших территорию Эрец Исраэль, олицетворяли десять аспектов зла, которые можно подавить лишь равной им силой святости. Речь идет о духовной чистоте, которой народ Израиля сумеет достигнуть лишь в эпоху Машиаха. Сами имена этих народов дают нам ключ к разгадке будущих событий, вследствие которых планета очистится от порока. Змеиные силы зла будут вытеснены (гиргаш) и сметены.

После этого наступит эра залечивания ран (рефуа), которая завершится Б-жественным Откровением — открытием Лица Превечного (кадмони). В результате всех этих событий мир превратится в Райский сад, но на этот раз в нем не будет змея (хиви).

Только с любовью к Всевышнему

Б-г прямо говорит нам, что расширение границ занимаемой нами земли зависит от нашей готовности служить Ему и выполнять законы Торы, как сказано: «А когда расширит Ашем, Б-г твой, пределы твои, как поклялся Он отцам твоим… будешь соблюдать все эти заповеди… любить Ашема, Б-га твоего, и ходить путями его…» (Дварим 19:8). Б-г решил, что евреи, жившие в эпоху Иеошуа, достойны получить земли семи народов. Территория, заселенная тремя народами, осталась непокоренной из-за совершенных евреями грехов. В будущем, если захочет Всевышний, мы обрежем наши сердца и удалим с них последнюю нечистоту, мешающую нам осуществить волю Ашема. И тогда проявятся истинные, совершенные границы Эрец Исраэль. Так обещал Он патриархам, и в их заслугу это обещание осуществится.

Карта 1: Границы,обещанные праотцам. Включают территории Десяти народов. Сегодня точное расположение этих границ неизвестно. Некоторые авторитеты включают в них весь Синайский полуостров, другие проводят восточную границу по Ефрату до Персидского залива.

с разрешения издательства Швут Ами


Почему еврейские мудрецы называют мужа и жену «любящие друзья?» Как достичь истинной любви, да и что это такое — любовь? О взгляде Торы на любовь — читайте в этой теме. Читать дальше