Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как еврейские мудрецы объясняют духовный смысл подножий под балки Мишкана (Скинии)?

Темы: Половина шекеля, Пожертвование, Храм, Мишкан, Змей, Рав Натан Агрес

Отложить Отложено

Здравствуйте! Как еврейские мудрецы объясняют духовный смысл подножий под балки Мишкана, под его столбы и под столбы его двора?

Отвечает рав Натан Агрес

Спасибо за интересный вопрос.

На эту тему есть много материала. Разберем здесь основные положения.

Действительно, подножья Переносного Храма (адней а-Мишкан) занимают особое место среди всех его частей. Как известно, материалы для строительства Храма были добровольно пожертвованы еврейским народом. Это относится ко всем материалам за исключением серебра — в этом случае, помимо обычного добровольного пожертвования, там было еще и обязательное (см. Шмот, гл. 25 и Раши там).

Об этом сказано в Торе (Шмот 30, 11-16): «И сказал Господь Моше так: Когда будешь делать поголовное исчисление сынов Израиля… пусть каждый даст выкуп за душу свою… и не будет мора среди них при исчислении их. Вот что давать им: половину шекеля… Богатый не больше и бедный не меньше половины шекеля должны давать… И возьми серебро выкупа от сынов Израиля, и отдай его на устройство шатра соборного; и будет это для сынов Израиля память пред Господом, для искупления душ ваших». Здесь Творец повелел Моше пересчитать еврейский народ (мужчин с 20-ти лет), а из полученного «выкупа» были изготовлены сто серебряных подножий: 96 для балок здания Храма (два подножия для каждой из 48-ми балок) и еще четыре для четырех столбов завесы (парохет), разделяющей Храмовый зал и Святая Святых (Шмот 26, 19-30).

Подножья двора и столбов входной завесы (шеар петах а-Мишкан) были сделаны из меди, пожертвованной добровольно.

Возникает вопрос, почему из серебра (полушекелей), полученного в качестве обязательного выкупа, были сделаны именно подножья Мишкана, а не какие-нибудь другие его части. (Правда, все остальное делалось из золота, меди и др., но Всевышний мог бы предписать давать «выкуп» золотом или медью).

Чтобы понять это, следует разобраться, почему исчисление народа может, не дай Б-г, привести к мору и каким образом «выкуп» в полшекеля предотвращает это. Да и почему именно половина, не лучше ли дать целый шекель?

Объясняет Мальбим: все время, пока народ остается единым, заслуги общества защищают каждого его члена. Ведь даже если на личном уровне к человеку есть какие-то претензии, он имеет право на существование как член коллектива, несущий часть общей ноши. Но во время поголовного исчисления как «внизу», так и «наверху» рассматривают каждого в отдельности, раскрывают его «личное дело» и Мера правосудия требует своего. Что, понятно, может очень пагубно отразиться на его жизни.

Каким же образом «искупление души» решает эту проблему? Одна из важнейших особенностей еврейского народа — его единство! Об этом свидетельствует само Писание (Шмуэль II, 7:23): «Кто как народ Твой Израиль, единый народ на земле?..». Поэтому, даже будучи разрозненными внешне, в глубине души евреи всегда остаются в полном единстве друг с другом. Именно эту идею и выражает приношение половины шекеля. Дав вместо себя половину шекеля, еврей заявляет: когда я сам по себе, я всего лишь половина целого, моя целостность — только вместе со всем народом. Осознание такого единства помогает на Высшем Суде, ведь, даже стоя отдельно, каждый воспринимает себя неотделимым от общины.

По этой же причине серебро выкупа, выражающее это единство, пошло на изготовление подножий Мишкана, именно оно было положено в его основу и фундамент. Ведь главное условие раскрытия Творца в этом мире среди еврейского народа — наше единство. Как сказано в Торе (Дварим 33:5): «И был в Йешуруне (еврейском народе) Царь (Всевышний), когда собирались главы народа вместе с коленами Израиля».

Это помогает нам понять еще один, более глубокий аспект назначения подножий. Серебряных подножий было ровно сто (см. выше), что соответствовало ста видам благословений, ежедневно спускающимся в наш мир и поддерживающим его существование. Тора «намекает» на это в рассказе о праотце Ицхаке, который сжал (буквально) «сто врат» урожая (Берешит 26:12). Это сто небесных ворот — каналов, через которые сходят все созидательные воздействия в этот мир.

В Мишкане, являвшем собой духовную модель мироздания, воздействие Небес на землю «отражают» балки. Они как бы соединяли крышу Храма (прообраз Небес) с его основой (землей). Каждая балка заканчивалась двумя штырями, входившими в полости подножий, — отражение влияющей и воспринимающей сторон (по тому же принципу устроены и половые органы человека). Как говорят наши мудрецы, нет лучшего сосуда для сохранения блага, чем мир и единство. Поэтому подножия, принимавшие все сто видов воздействия, были изготовлены из серебра полушекелей, символизировавших целостность и единство нашего народа. Они служили надежными сосудами для восприятия Высшего блага, откуда оно распространялось на земле.

Кроме того, балки, покрытые золотом красного оттенка, олицетворяли Меру суда (как и вино красного цвета), а серебряные подножия, белого оттенка (как и вода), — Меру милосердия. Т.е., хотя изначально воздействие Творца ограничено заслугами принимающего, опускаясь в наш мир, оно «смягчается» и расширяется. И доходит даже до тех, кто не совсем этого заслуживает.

Значение медных подножий столбов двора и входа также разъясняет Мальбим. «Медь» на языке Торы — нехошет, однокоренное слово — нахаш — «змей». Это «намек» на Змея в Ган-Эдене, который сумел повлиять на человека и «внести» зло внутрь человека и всего мира. Поэтому, начиная с момента греха, наряду с положительным воздействием в наш мир посылается и негативное. Цель его — служить человеку испытанием. Однако власть сил зла ограничена, в частности, им нет доступа в Храм. Подножия столбов входа и двора специально были сделаны из меди, они как бы обозначали границу нечистоты. Если человек хочет очиститься и избавиться от дурных качеств, которые находит в себе, первый его шаг должен быть в направлении Храма — сконцентрировать все свои силы для служения Всевышнему. А в наше время — исполнение Его заповедей и изучение Торы.

В заключение. В соответствии со ста видами благотворного воздействия (их олицетворяют подножия Мишкана) наши мудрецы постановили ежедневно произносить как минимум сто благословений (Шульхан Арух 46:3). Тот, кто исполняет это предписание, — как будто каждый день устанавливает Шатер Всевышнего. Такой человек удостаивается всех благ.

Мишна Брура подсчитывает, что в будние дни в любом случае набирается даже больше ста благословений (с учетом трех установленных молитв и как минимум двух трапез с хлебом). И только в субботу и праздники, когда молитвы короче, надо помнить, что следует «дополнить» около 13-ти благословений. Это несложно сделать, отведав различные виды пищи, на которые произносят различные благословения, — мучные изделия, плоды деревьев, овощи и др., а также произнеся благословение после туалета.

Законы и правила благословений довольно просты, но требуют изучения. Благословения приносят материальное благо, но главное — наполняют повседневную жизнь постоянной живой связью со Всевышним. Ведь каждое благословение, по сути, это прямое обращение к Творцу, выражение благодарности Ему и путь ощутить Его заботу.

С уважением, Натан Агрес

Материалы по теме

Что такое переносной Храм?

Рав Реувен Пятигорский

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваякель

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Раздел Ваякэль посвящен строительству Мишкана. Но описанию строительства предшествует разъяснение законов Шабата.

Материалов для строительства Мишкана было достаточно или более чем достаточно?

Рав Овадья Климовский

Как всё сошлось при пересчёте?

Месяц Нисан

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

«Этот месяц вам — начало месяцев», — сказано в Торе. Это значит, что все остальные месяцы должны отсчитываться от Нисана. Месяц освобождения. Освобождение — это исход из мрака к свету. Тот, кто не отведал порабощения, не способен полностью воспринять освобождение. Суть свободы органически связана с понятием рабства. Если бы евреи не были порабощены, они никогда не удостоились бы вечной свободы; порабощение естественно привело к освобождению.


Книга Ваикра, в основном, описывает законы жертвоприношений, служением коэнов и левитов, а также законы святости еврейского народа. Поэтому многие комментаторы называют эту книгу«Торат коаним» — «Тора коэнов». Читать дальше