Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Тема

Половина шекеля

Перед Пуримом — в память о половине шекеля, которую жертвовали Храму в Адаре — принято жертвовать на благотворительность половину монеты, постоянно ходящей в этом месте и в это время.
В память о «Половине шекеля» —
мы передадим деньги бедным! Пожертвовать онлайн


Оглавление

Что это такое — давать половину шекеля? ↓

Обычай перед Пуримом ↓

Источник заповеди в тексте Торы ↓

Глава Шкалим, половина шекеля и Пурим ↓

Связь между Шкалим и праздником Пурим ↓

Смысл заповеди Торы ↓

Почему именно в минху поста Эстер? ↓

Практика ↓

Источник обычая ↓

Суть обычая — вспомнить о заповеди ↓

Кто обязан? ↓

Сколько давать в наше время ↓

Какой вес был у монеты в половину шекеля? ↓

Сколько монет давать сегодня в память о махацита шекель? ↓

Чему равна половина шекеля в наше время? ↓

Можно ли давать эти деньги из маасера? ↓

Другие частые вопросы ↓

Как все происходит? ↓

Что это такое — давать половину шекеля? [↑]

Обычай перед Пуримом [↑]

Перед дневной молитвой Минха в день Поста Эстер (обычно — это канун праздника Пурим) есть интересный обычай: дать 3 монетки достоинством в половину шекеля, доллара, евро или 50 копеек.

При этом говорят так: «В память о половине шекеля».

В чем суть этого обычая и почему это делают именно в этот день?

Рамо (раби Моше Исерлис) в кодексе законов Шульхан Арух (раздел Орах Хаим 694:1 — раздел законов календаря и еврейских праздников) пишет:

«Есть те, кто считают, что нужно дать перед Пуримом половину монеты, постоянно ходящей в этом месте и в это время, в память о половине шекеля, которую давали в адаре. А так как понятие “трума” — подаяние, пожертвование, три раза упомянуто в Торе (в отрывке о половине шекеля), то нужно дать три таких монеты».

Источник заповеди в тексте Торы [↑]

Сказано в недельной главе «Ки-Тиса» (Шмот, 30:12-16):

«И сказал Всевышний Моше, говоря: Когда считать (букв. Возносить) будешь сыновей Израиля, по количеству их, пусть даст каждый из человек искупление души его Всевышнему, считая их, и не будет эпидемии при их подсчете. Это (Вот, что) дадут, всякий кто проходит по расчету половину шекеля, от святого(особого) шекеля: двадцать гера он шекель, половину шекеля, приношение(возвышение) Всевышнему. Всякий, кого считают, старше 20 лет, даст приношение(возвышение) Всевышнему. Богатый не добавит, а бедный не убавит, от половины шекеля дать приношение(возвышение) Всевышнему, искупить души ваши. И будет сыновьям Израиля для памяти перед Всевышним, искуплять (для искупления) души ваши».

Рамбам и кодекс Сефер-а-Хинух упомянули эту заповедь среди 613 заповедей. Но по мнению других комментаторов (например, Виленский Гаон), закон сбора шекелей — это часть процесса принесения жертв, службы в Храме, закон, переданный от Моше с Синая устно, без прямого упоминания в Письменной Торе.

Глава Шкалим, половина шекеля и Пурим [↑]

Связь между Шкалим и праздником Пурим [↑]

Наши мудрецы очень давно постановили читать этот отрывок из Торы в последнюю субботу месяца Шват, перед наступлением месяца Адар, дабы напомнить об этой важной заповеди. Суббота, в которую читаю отрывок о шкалим, называется Шаббат Шкалим.

Именно в заслугу этой заповеди спаслись евреи от ненавистиника Амана во время Пурима:

«Сказал Раби Шимон Бен Лакиш: так как Всевышнему было известно, что Аман пообещает Ахашверошу 10 000 слитков серебра, поэтому Он повелел им (евреям) дать их шекели заранее» (Трактат Мегила 13б).

Евреи начинают давать половину шекеля с 1 Адара (жребий Амана выпадает на 13). И заслуга этой заповеди позволяет им победить его.

То есть, мы видим, что есть непосредственная связь между сутью Пурима и этой заповедью, и наверное поэтому так педантично все ранние комментаторы упоминали и следили за этим обычаем.

И хотя сейчас у нас нет Храма и возможности выполнить саму заповедь, возможно, именно этот обычай дает нам защиту перед Амалеком и в наши дни.

Смысл заповеди Торы [↑]

Смысл заповеди Торы — дать средства для общественных постоянных жертв в Храме, а также для одежды коаним, изучения рецептов воскурений. Храмового служения и. т. д.

Шкалим называются «выкупом» для души, именно поэтому дать должны были все, да и жертвы искупали грехи всего народа.

Почему именно в минху поста Эстер? [↑]

В минху в таантит (день поста) цдака очень к месту (Каф Ахаим). Есть известная формула: тшува (раскаяние), тфила (молитва) и цдака отменяют плохое приговор.

Практика [↑]

Источник обычая [↑]

Источник слов Рамо восходит к ученикам Маарама — раби Меира из Ротенбурга: раби Шимшону бар раби Цадок (аТашбец) и раби Мордехаю бен Хиллелю, автору «сефер Мордехай».

Однако Рокеах упоминает, что этот обычай был принят еще во времена Гаоним. Также в трактате Талмуда Софрим есть упоминание о том, что: «Должны все евреи дать шекели перед субботой Захор (шаббат перед Пуримом), и нельзя сказать (давая их) ради искупления, а только то, что даются они добровольно».

Суть обычая — вспомнить о заповеди [↑]

Здесь мы видим известное ограничение: так как после разрушения Храма нельзя дать «шкалим», деньги идут просто на помощь бедным.

А если кто-то произносит, что этим он хочет выполнить заповедь «давать половину шекеля», что тогда? Тогда эти деньги получают статус денег Храма, но его сейчас нет, и такие деньги нельзя использовать ни для чего другого.

Мы также видим суть обычаявспомнить о заповеди Торы «дать половину шекеля» на нужды Храма, на жертвы и поддержания Храмового имущества в хорошем состоянии.

Кто обязан? [↑]

По закону Торы, если исходить из источника (слов Торы), на который опирался Рамбам, обязанность давать «Половину Шекеля» по Торе есть только у того, кому исполнилось 20 лет.

На основании этого Рамо (694:1) также считает, что в «Память о Половине Шекеля» нужно давать тоже с этого возраста.

Но Мишна Брура приводит, что это только по закону, принятый обычай же давать даже за не достигших совершеннолетия детей, и даже за плод во чреве беременной женщины.

По поводу самих женщин есть свидетельство об обычае великих учителей (рав Элияшив и рав Ойербах) давать в «Память о Половине Шекеля». Хотя были раввины (Стайплер, отец рава Хаима Каневского), в доме у которых женщины не давали деньги в память о половине шекеля.

Если же отец начал давать за детей он должен продолжать и не бросать этого делать в следующем году.

Сколько давать в наше время [↑]

Какой вес был у монеты в половину шекеля? [↑]

Есть два основных мнения.

1. Во времена Торы 7 и 1/12. А во времена Мишны 8. 5 грамм.

2. Во времена Торы это было 8 грамм, а во времена Мишны стало 9. 6 грамма. Талмуд в трактате Бхорот выводит, что с увеличением монеты шекель нужно давать половину увеличенного шекеля, а половина увеличенного шекеля — 9. 6 грамма.

В наше время, так как речь идет все-таки только об обычае, достаточно считать что это 8. 5 грамм.

Сколько монет давать сегодня в память о махацита шекель? [↑]

Во времена Храма, когда говориться о выполнении непосредственно заповеди Торы «дать половину шекеля», нужно давать половину той монеты, которая ходит в это время, главное, чтобы эта монета было не меньше, чем «шекель Торы» или «святой, отделенный шекель» (Рамбам, Школим 1:5).

Но это во времена Храма. У нас, к сожалению, нет такой возможности. А сколько же нужно дать, выполняя обычай «памяти о половине шекеля?»

Мы находим в Даркей Моше, что Рамо привел два момента для выполнения этого обычая:

1. Нужно дать три монеты, которые имеют номинал «половина» (пол-шекеля, 50 копеек, полдоллара и т. д. ).

2. Нужно давать в тех денежных единицах, которые в ходу в этой местности в это время.

Также Рамо упомянул от имени Маариля обычай давать эквивалент стоимости половины шекеля времен Торы (в пересчете на курс серебра на данный момент времени) кроме трех монет-половинок. Но он же свидетельствовал, что это не принято.

Виленский Гаон давал половину злотого. Не считал нужным давать три монеты.

Мишна Брура считал, что по букве закона достаточно дать три половинки «грош», мелкой монеты в его времени не имевшей важности.

Но так как это была слишком мелкая монета, он продолжал искать способ дать что-то более существенное.

Поэтому он говорит, что счастлив тот, у кого есть возможность дать три половинки мелких монет и полтинник серебряного рубля. Это как раз по мнению Маариля. Кстати, в половине рубля было как раз 9 грамм серебра, близко к половине шекеля Торы.

Вывод: по мнению Мишна Брура лучше всего давать эквивалент половины шекеля Торы в добавлении к трем половинам мелким монетам, ходящим в этой местности.

В восточных общинах было принято давать эквивалент половины шекеля Торы. Но у кого не было возможности — давал половину расходной монеты в этой местности (Каф аХаим).

Чему равна половина шекеля в наше время? [↑]

Итак, половина шекеля равна примерно 8, 5 г серебра.

Подсчитаем и приведем конкретные примеры для Израиля, сколько давать «в память о махацита шекель». Жители стран диаспоры смогут вывести норму для своей страны на этих примерах.

Справочная информация подсказывает, что сегодня 1 грамм серебра по розничной цене = 3 шекеля.

Т. е. 8. 5*3=25. 5 ~ 26 шекелей (кстати, это соответствует числовому значению 26 — гематрии четырехбуквенного имени Творца).

Можно ли давать эти деньги из маасера? [↑]

Рав Нисим Карелиц и рав Хаим Пинхас Шайнберг считают, что невозможно выполнить этот обычай из денег Десятины — маасера, т. к. это принятый обычай. Минимум в три половины мелкой монеты нужно дать из своих денег, это наша обязанность.

А эквивалент половины шекеля Торы можно дать из маасера, так как это не общепринятый обычай — так услышано от рава Бенциона Зильбера (шлита), в личной беседе.

Другие частые вопросы [↑]

— Можно ли дать 1. 5 шекеля тремя монетками по пол-шекеля? — Можно.

— Можно ли дать 1. 5 шекеля пятнадцатью монетками по 10 агорот? — Нельзя. Нужно поменять их на 3 монеты по пол-шекеля.

— Есть обычай давать половину серебряного доллара (выпуска до 1961 года). Можно ли давать его в странах, где доллар — иностранная валюта? — Рав Хаим Каневский считает, что это неправильно, так как доллар не ходит в Израиле свободно и является товаром, а не деньгами (деньги — свободно ходящий эквивалент стоимости, товар — то, что приобретается и продается деньгами. )

Но рав Шломо Залман Ойербах считал, можно выполнять этого обычая таким образом. Более того, сам делал так. Так же вел себя и отец рава Хаима Каневского, великий Стайплер.

Рав Элияшив же говорил, что давая три половинки доллара, нужно добавить три половинки шекеля.

Как все происходит? [↑]

Обычно все происходит примерно так.

В синагоге перед дневной молитвой Минха в Пост Эстер габаим (старосты синагог) кладут на биму монеты в пол-шекеля. Часто рядом устанавливают специальные коробчки для цдаки (благотворительности) на различные цели (например: помощь бедным, фонд помощи женихам и невестам, ГМАХи, на общину и т. д. )

Люди приносят свои деньги на сумму 1. 5 шекеля, умноженное на количество членов семьи (если мама ждет ребенка, добавляют еще 1. 5, если близнецы — соответственно 2 раза по 1, 5) и меняют их на половинки шекеля.

Например: семья с тремя детьми дает 1. 5 *5=7. 5 шекелей.

Также стоить добавить эквивалент стоимости в соответствии с актуальной стоимостью серебра на сегодняшний день.

Деньги можно дать на любую цдаку.


В память о «Половине шекеля» —
мы передадим деньги бедным!Пожертвовать онлайн

Выводить материалы