Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Из-за коронавируса рекомендуется как можно меньше общаться. Что Б-г от нас хочет?

Темы: Золотой телец, Половина шекеля, Давид, Уважение, Прощение, Сгула, Молитва, Помощь, Здоровье, Коронавирус

Отложить Отложено

Уважаемые раввины, послушал новости: из-за «короны» запрещено собираться больше, чем по 10 человек, общественные заведения и т.п. будут закрыты, учебные заведения уже не работают, рекомендуется как можно меньше общаться. Что Б-г от нас хочет?

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо, что обратились к нам.

Действительно, ситуация не простая. Известные нам до сих пор войны, эпидемии и другие катаклизмы затрагивали только отдельные части планеты, отдельные страны и отдельные части населения, а сейчас всё гораздо серьезнее: всё человечество находится под угрозой. Эпидемия не различает границ и национальностей. Поэтому любой здравомыслящий человек понимает, что это не просто эпидемия — за этим стоит Б-жественный замысел.

Наши мудрецы учат, что события вокруг нас происходят определенным образом — так, чтобы мы могли понять и осознать Б-жественное намерение, которое стоит за ними. Поэтому в обязанности каждого входит обдумать и проанализировать то, что происходит вокруг, и на основании этого определить, как себя вести и что предпринять. Есть события, касающиеся только одного человека, когда они случаются, каждый должен решить для себя, что ему нужно улучшить и исправить. А есть то, что касается всех. Давайте попробуем проанализировать создавшуюся ситуацию.

Пока не выработана вакцина против вируса, единственный метод сдерживать его распространение, которым пользуются организации здравоохранения, — это максимальное, по возможности, ограничение общения между людьми. Многие страны прекращают транспортное сообщение с другими странами, в некоторых странах закрываются общественные и учебные заведения. Люди, которые могли быть в контакте с больными, обязаны находиться в карантине, а остальным рекомендовано избегать больших собраний.

Всё это может навести на мысль, что, возможно, есть проблемы в отношениях между людьми, проблемы с единством и взаимным уважением, в результате чего мы теперь не имеем возможности общаться, как прежде. Интересно, что в последних недельных главах есть немало упоминаний о значении единства для еврейского народа.

Ошибка царя Давида

В начале недельной главы Ки тиса сказано: определяя число сынов Израиля, нельзя пересчитывать их «поголовно». Каждый должен пожертвовать монету в полшекеля, а затем считают количество монет. Иначе это может привести к сглазу и эпидемии (Раши к Шмот 30:12).

Царь Давид нарушил это правило и провел поголовную перепись, что привело к гибели 70 тысяч человек. Маараль («Гур Арье» 30:12) объясняет: ошибка царя Давида была в том, что он посчитал: сглаз может подействовать на еврейский народ, только когда все люди собраны вместе, как это было в пустыне. А во времена царя Давида евреи жили отдельно по своим городам, и он решил, что теперь их можно посчитать поголовно. Отсюда следует, что еврейский народ, даже если разные группы проживают в разных местах, по-прежнему считается единым. Что определенно обязывает каждого думать о другом и заботиться о нем.

Подсчет с помощью полушекелей

Как было сказано выше, чтобы избежать сглаза и эпидемии, нужно было определять число евреев с помощью монет достоинством в половину шекеля. Один из известных комментаторов Торы Альших (к Шмот 30:13) передает от имени Маараша Алькабеца: в том, что использовалась монета в полшекеля, есть особый смысл. Это учит нас единству: каждый должен чувствовать, что он является только частью, он не совершенен без других евреев. И только помогая ближнему и заботясь о нем, можно достичь настоящего совершенства.

Питум а-Кторет

Многие мудрецы рекомендуют читать отрывок Питум а-Кторет — это сгула, которая может помочь при эпидемии.

Известно, что вместе с растениями, обладающими приятным запахом, для приготовления благовония использовали также растение «хелбена», запах которого неприятен (Шмот 30:34-35). Ран в своих драшот (друш 1) объясняет: соединение растений с хорошим и плохим запахом для изготовления благовоний «намекает» на важность единства. Растение с дурным запахом, соединяясь с другими растениями, может не только улучшить свой запах, но и усилить аромат других растений. Так и в еврейском народе: когда все объединяют усилия — и праведники, и грешники, — это может помочь спастись.

Возможно, именно этим и объясняется чудесное свойство этих благовоний — останавливать эпидемию. И перед эпидемией все равны, и спастись от нее можно только единством.

Грех золотого тельца

Самым страшным грехом еврейского народа было создание золотого тельца. Известно, что многие страдания, которые народ перенес за долгие годы своего существования, искупали этот грех.

Когда Моше, получив первые Скрижали, спускался с горы, евреи уже изготовили золотого тельца и пировали вокруг него. Моше сказал (Шмот 32:18): коль анот анохи шомеа — «клик ликования я слышу». Рав Шмуэль Альтер объясняет: Моше Рабейну услышал евреев, говорящих анохи — «я», людей, озабоченных только собой, как сказали бы сегодня, своим эго.

Мы не имеем представления, как события будут разворачиваться дальше. Но, когда мы знаем, что мы единый народ, когда чувствуем поддержку и заботу другого, то всем становится немного легче. Поэтому, прикидывая, как запастись едой и туалетной бумагой, стоит подумать и о том, как помочь другому и позаботиться о нем, о том, как уступить и не ругаться, как попросить прощения и наладить отношения с теми, с кем они испорчены. И может, помогая друг другу, мы, с Б-жьей помощью, в скором времени увидим конец этой эпидемии.

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


Недельная глава «Лех Леха» начинается с того, что Всевышний приказывает нашему праотцу Аврааму оставить родину и пойти в Кнаан («И сказал Г‑сподь Авраму: иди из земли твоей…»). Читать дальше