Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Обидеть — никогда не сложно. Всегда сложно — не обидеть»Еврейская мудрость

Злоупотребление даром речи — введение в законы лашон ара

03 июня 2010, 06:01

Отложить Отложено

Чем ужасно злословие (лашон ара)? Казалось бы, что такого страшного, если мы немного посплетничаем о других, укажем на их недостатки или позволим себе ехидные высказывания в их адрес, особенно если учесть, что все сказанное будет чистой правдой? Конечно, мы знаем, что слова способны причинять очень сильную боль и иногда даже могут оставить в душе человека неизлечимые раны. Сказано: Мавет вэ-хаим бэ-яд  а-лашон смерть и жизнь во власти языка (Мишлей, 18:21). А если до объекта обсуждения эти слова не доходят, не знает он о них, и вреда ему никакого не было? Или, как это очень часто случается в дискуссиях онлайн, слова доходят, но все участники анонимны? Kстати, за 15 лет наблюдения за дискуссиями в Интернете я заметил, что все они непременно заканчиваются злословием, а иногда даже и начинаются с него, исключения, к сожалению, можно сосчитать по пальцам одной руки. В таком случае можно представить себе, что ничего плохого не произошло. Но это далеко не так. Зло лашон ара (а может быть, даже и главное зло) заключается как раз не в ущербе, который наносится другому человеку, а в ущербе, который говорящий лашон ара, наносит самому себе. 

Тора в парашат Брешит (2:7) говорит: Вайипах бэ-апо нишмат хаим и вдохнул в него живую душу. Перевод не совсем точный, но иврит в парашат Брешит в принципе невозможно точно перевести. Как понимать выражение "живую душу"? Ункелос (перевод Торы на арамейский язык времен Мишны) переводит эту фразу как "руах мемала" дух говорящий. То есть то, что отличает человека от всего остального животного мира,  это дар речи. Но здесь имеется в виду не только способность передавать информацию посредством звуковых волн, это ведь присуще и животным. Способность мыслить абстрактно и передавать свои мысли, облекая их в форму слов, это и есть живая душа или дух говорящий, которые были даны человеку Творцом. Для чего дан человеку этот дар? Для того, чтобы он творил, творил в мире физическом, а также и в мире духовном. Самое высокое, для чего может быть использована человеческая речь, это изучение Торы. Творя, создавая в Торе, человек полностью выполняет свое предназначение быть целем Элоким подобием Творца. 

Что происходит, когда человек использует свой дар речи для того, чтобы намеренно унизить, оскорбить, насмеяться или даже просто злорадствует над чужими недостатками? Дар речи, который был дан для того, чтобы творить, свое предназначение не выполняет. Колоссальный потенциал, заложенный в каждом слове, используется для того, чтобы разрушить, а не для того, чтобы создать. Неудивительно, что первым баал лашон ара тем, кто использовал злословие, был Нахаш (змей) в парашат Брешит, который с помощью злословия о Самом Творце (комментарий Раши к Брешит 3:5) убедил Адама и Хаву съесть запретный плод и, тем самым, разрушил весь мир и внес в него смерть и страдания. Говорят мудрецы, что каждый человек это маленький мир (см. Нэфеш а-Хаим, шаар 1, гл. 4 и 6). Произнося лашон ара, человек разрушает свой дар речи, свою "живую душу" и свой личный мир.

Теги: Лашон ара, Заповеди, Хафец Хаим, Чистота речи, Культура общения